Перейти к основному содержанию

Общественная апатия закончилась

Но почему укрепляются региональные кланы, а в портах растут поборы
20 июня, 20:14

Предлагал нескольким изданиям некоторые свои мысли по поводу состояния экономики морского транспорта — печатать вежливо отказались. Чего боятся? Впрочем, понятно:не туда смотрят журналисты...

Я всегда с интересом читаю морские газеты. И вот, ради эксперимента, просмотрел их с начала июня. Ни одного по настоящему острого, «цепляющего» материала. Пишут о бедствиях украинского моряка «за бугром». Публикуют занимательные истории из давнего прошлого. И другие дежурные, проходные статьи. Есть объявления о найме от морских агентств. Оно и понятно, учредителем большинства этих газет выступают морские профсоюзы, заинтересованные в трудоустройстве моряков, а также крупные судовладельцы. Все это, конечно, хорошо. Но веет от всего этого откровенной неактуальностью. Общественная жизнь в море, по представлению журналистов этих изданий, несмотря на какие-то праздники, течёт уныло и печально, изредка прерываясь ритуальными заклинаниями на тему приватизации морских портов. Складывается впечатление, что в морской отрасли Украины существует некий негласный общественный договор, по которому все вроде бы всем довольны. Тут никто никого не трогает или, выражаясь по-одесски, «живёт сам и даёт жить другим». Профсоюзы, конечно же, борются за права моряков и регулярно, еженедельно об этом отчитываются в своих газетах.

Как-то всё уж больно серо. Вызывает ассоциации с дешёвыми декорациями, уже немного ободранными по краям, но подновляемыми свежей краской и оттого выглядящими ещё дешевле. А вот в Интернете острые материалы попадаются. Там можно прочитать и о жуликоватых чиновниках системы Минтранса, и о тупых лоббистах собственных интересов из числа партийцев, и о планах дальнейшей «прихватизации» отрасли, и о её генералах, в частности о подвигах замминистра Павла Рябикина и т.д.

Серость нынешней морской прессы проистекает скорее от взаимного недоверия. Не от общественной апатии, которая уже закончилась! Сейчас морская общественность ждёт правды и о состоянии дел, и о вариантах развития событий. А взаимное недоверие оттого, что уж больно быстро в прошлые годы отрасль развалилась. Многие из ныне живущих активно в этом процессе принимали участие. Теперь, похоже, кому-то стыдно за свои дела. Но удовольствия копаться в недавнем прошлом никто не может себе позволить оттого, что может всплыть неблаговидная в прошлом роль. Этим, кстати, многие из отраслевых генералов и поныне с успехом пользуются: «А ты чем лучше меня? У тебя тоже, небось, рыльце в пуху! Сиди и не вякай!»

Поэтому и газеты стараются не замечать очевидных вещей — укрепления региональных кланов под крышей всем известных чиновников, дележа «между своими» наиболее лакомых кусков экспедиционного пирога, продажности инспекторов классификационных обществ, поборов в портах.

А граждане крутят головами по сторонам и недоумевают: «Ну надо же?! Не идут инвестиции в отрасль! Вот незадача! Виноват Киев!»

Но дело ведь не только в Киеве. Уж больно быстро появились в наших палестинах новые «хозяева морской жизни». Не хватает им легитимности, т.е. признания законности их богатства в глазах народа. Кто из этих ребят поумнее — тот в тенечке сидит, не высовывается — дело детям передал. А кто только жадностью отличается, тот по- прежнему свою привычную линию гнет. А время-то уже меняется: если раньше народ помалкивал, то сейчас в этом нет резона. Вот и в России уже объявлен сезон охоты на морских жуликов из числа бывших чиновников и государственных менеджеров. Так скоро эта волна и до Украины докатится. И, соответственно, помогать жуликам сейчас уже не каждый горит желанием. В результате выходит, что собственностью некоторые новые украинцы обзавелись, но тут же и попали в ловушку. Развиваться без государства они не могут, а государство (и общество) на их активность смотрит весьма прохладно. Именно поэтому пока ещё проходят такие перлы управленческой мысли, как решение забирать половину прибыли морских портов в госбюджет. Другими словами это означает примерно следующее: «Вот вам, жулики! Да, вы портами командуете, финансовый поток пилите. Но мы и без вас этим деньгам применение найдём! Вы думали, что без нас обойдётесь? Не выйдет! Пожалуйте на поклон в Киев, да не с пустыми руками!»

Пока в отраслевых генералах будут ходить эти ребята, участвовавшие в большом переделе имущества 90-х годов, отрасль развиваться не будет. Пусть уж лучше они уйдут с миром на покой, всем от этого будет лучше. Отсюда мое предложение к морским газетам — опубликуйте поимённый список чиновников, «боровшихся за возрождение» отрасли с начала 90-х. Причём пишите только правду! Не надо домыслов. Кто у нас в 90-е руководил Минтрансом, морским департаментом? Кто возглавлял профильный комитет Верховной Рады? Страна должна знать своих героев! Уверяю вас, сразу же возникнет масса вопросов. Где эти люди? Чем они занимаются сейчас? Почему, например, Николай Круглов, став министром транспорта в мае 1999 года, уже через два месяца, после знакомства с делами, посчитал для себя благом перейти на работу в Николаевскую облгосадминистрацию? А многие другие, кто под видом борцов за лучшую долю отрасли выжимал из своего кресла все, что только можно, по-прежнему пишут планы развития, горячо пекутся о возрождении былого могущества морской державы? Видно, это довольно прибыльное дело — заботиться о возрождении! Так давайте дадим «порулить» другим, молодым. И это дело морской прессы — ставить эти вопросы и вести дискуссию.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать