Перейти к основному содержанию

Очень дорогое «удовольствие»

Чем вооружить Воздушные силы?
16 июня, 20:13
СУ-30.САМОЛЕТ ПОКОЛЕНИЯ «ЧЕТЫРЕ ПЛЮС»

На протяжении трех- четырех лет Украина создаст собственный боевой самолет. Такое заявление в конце прошлой недели прозвучало из уст секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Петра Порошенко после совещания, посвященного ходу создания Воздушных сил Украины. Напомним: Воздушные силы были созданы полгода тому на базе ВВС и Войск ПВО. По словам секретаря СНБОУ, вопрос самолета обсуждался с производителями, конструкторами, а также с военными.

По его словам, Украина может, кроме создания собственного боевого самолета, возобновить производство вертолетов, модернизировать авиатехнику — улучшить ее эффективность. «Ведущим, базовым видом Вооруженных сил сегодня являются Воздушные силы», — справедливо заметил секретарь Совбеза. В украинском информационном пространстве появилась и экспертная информация о стоимости соответствующих НИОКР — около $ 200 млн.

Петр Порошенко — далеко не первый оптимист такого обеспечения обороноспособности Украины. Еще в 1999 г. тогдашний командующий Военно-воздушными силами Украины генерал- полковник Виктор Стрельников заявил от имени военного ведомства, что начинаются разработки украинского боевого самолета. Тогда же было заявлено, что Украина приступает к модернизации парка своих самолетов МиГ 29. Стех пор прошло уже шесть лет, и ни один истребитель МиГ 29 так и не был модернизирован. О разработках нового самолета в такой ситуации журналисты считали неприличным напоминать.

Сама по себе идея создания нового боевого самолета имеет два аспекта: технический и финансовый. По мнению экспертов Центра исследований армии, конверсии и разоружения, Украине не под силу разрешить ни один из них.

Начать стоит с того, что в Украине нет специалистов, которые могли бы взяться за опытно-конструкторскую работу такой степени сложности. АНТК им. Антонова не разрабатывал такую технику, и даже при условии открытия нового направления в украинском КБ для того, чтобы догнать лидеров в разработках боевых самолетов, потребуются десятилетия. С оговоркой, конечно, что Украина намерена создавать действительно новый самолет, а значит, самолет пятого поколения (сегодняшние новые версии Су- 30 являются машинами поколения «четыре плюс»). Сегодня такие разработки с ощутимым скрипом и явным отставанием от Запада осуществляет Россия. В России летные испытания перспективного истребителя пятого поколения начнутся в 2007 г. при многолетнем финансировании проекта на уровне не менее 1—2 млрд. рублей и создании самолета не на пустом месте, а на базе имеющегося самолета предыдущего поколения. Но даже при этом появление самолета станет реальным не ранее 2010 г. Есть смысл напомнить, что российский государственный оборонный заказ уже в текущем году превышает $6 млрд., тогда как украинский исчисляется лишь несколькими сотнями миллионов. Для сравнения: США планируют вложить в НИОКР по программе создания нового многофункционального истребителя F/A-22 «Рэптор» более $26 млрд. Как ожидается, стоимость разработки семейства ударных боевых самолетов F-35 по программе JSF превысит $40 млрд. Эти цифры демонстрируют, что Украине нет смысла даже втягиваться в такую гонку в силу ее бесперспективности. Создание же самолета четвертого поколения на базе имеющейся техники будет просто его модернизацией, выполненной при этом без согласования с РФ. Что, во-первых, вызовет резкую реакцию разработчиков из России, а во- вторых, делает вложение больших средств нецелесообразным, поскольку самой Украине новых самолетов понадобится всего несколько десятков, а экспортировать их можно будет лишь в наиболее отстающие в военном отношении страны третьего мира. (Открывать производство новых самолетов в такой ситуации можно лишь с учетом экспортной составляющей).

И еще один нюанс перевооружения невозможно обойти стороной. Даже выполняя прогнозные показатели финансирования армии (в промежутке с 2010 г. по 2015 г. планируется увеличить финансирование с 10,7 до 16,4 млрд. грн.), Украина не сможет выделять на закупки нового оружия более $500 — 750 млн. ежегодно. Этот ресурс кажется внушительным только на первый взгляд: замене будет подлежать более 80% всей имеющейся на вооружении военной техники. Это означает, что страна будет способна до 2015 г. реализовать только две-три приоритетные программы. С точки зрения обеспечения обороноспособности страны, ее политическому руководству придется выбрать преимущественно закупочные программы по замене парка боевой авиации (вертолетов и самолетов), созданию ракетного щита сдерживания или обновлению системы противовоздушной обороны.

Действительно, даже к 2015 г. оборонный бюджет Украины запланирован меньшим по объему (почти $4 млрд.), чем военные расходы Польши 2004 г. (около $4,5 млрд.). Уже сейчас Польша ежегодно тратит на перевооружение от $600 до $800 млн., и если Украина начнет реализовывать свою стратегию перевооружения без ее коррекции, она даже не сумеет повторить путь Польши. Поэтому сегодняшняя дилемма состоит в том, что Украине необходимо либо резко увеличить объемы государственных ассигнований на оборону после 2010 года, либо принести в жертву определенные критерии обороноспособности. Либо вообще закрыть глаза на те секторы оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которые не будут принимать участия в оснащении ВСУ новыми видами вооружений и военной техники.

Возвращаясь к оснащению отечественных Воздушных сил новыми самолетами, эксперты предлагают пойти двумя параллельными путями. С одной стороны, провести наиболее экономичную и, следовательно, реальную так называемую «малую» модернизацию имеющихся МиГ-29. Ее способны осуществить национальные предприятия ОПК. А с другой — готовить политический выбор новой машины для Воздушных сил Украины, которая начнет закупаться после 2010 г. (эта дата определена украинской властью как начало перевооружения армии). Таким самолетом может быть либо новая российская машина с учетом ее адаптации к стандартам НАТО (речь идет в основном о системах связи, бортовом радаре и системе распознавания), либо любая машина западного производства, например, американский или шведский самолет. Кстати, Чехия и Венгрия взяли в лизинг именно шведские истребители Gripen, а Польша получит 48 американских F-16. А вот что Украина действительно может — так это создать новую ракету «воздух- воздух» с активной головкой самонаведения. Действительно, появление в стране такого высокоточного оружия позволит резко «усилить небо» уже в обозримом будущем (при условии открытия ОКР ракета «воздух-воздух» может появиться, по оценкам специалистов, через 16— 18 месяцев), а также состыковываться с самолетами натовского образца. Наиболее интересно, что в таком случае ракета будет иметь очень весомый экспортный потенциал, поскольку сможет легко конкурировать с российскими изделиями РВВ-АЕ и американскими AMRAAM (Advanced Medium Range Air- to-Air Missile), которые пользуются бешеным спросом на рынке. Нам всем стоит научиться быть реалистами.

КОММЕНТАРИИ

Украинские эксперты преимущественно скептично отнеслись к заявлению секретаря Совбеза, считая его нереальным. «Затраты на создание нового истребителя исчисляются миллиардами долларов», — считает специалист в области систем управления летательных аппаратов Анатолий Довгополый, который в 1996—2000 гг. был заместителем министра обороны Украины по вооружению. По его мнению, сегодня новые виды такой сложной военной техники создаются преимущественно в кооперации, и для Украины было бы предпочтительнее взаимодействовать в этой сфере с Россией или, скажем, Францией. «Думаю, секретаря СНБОУ просто снабдили ложной информацией», — заключил А. Довгополый. Не менее категоричен руководитель Днепропетровского филиала Национального института стратегических исследований Анатолий Шевцов, вся жизнь которого была тесно связана с «оборонкой». «Нецелесообразно, не имея опыта, втягиваться в такой дорогостоящий проект. Украине выгоднее приобрести лицензию и собирать самолеты иностранного производства», — считает он. Ученый находит возможным купить такую лицензию в России. «НАТО не диктует, какие должны быть вооружения у членов блока, поэтому украинско-российское ВТС никак не пострадает от результатов евроатлантической интеграции. С другой стороны, и ОПК, и военные учебные заведения ориентированы на РФ, поэтому Украина вполне могла бы использовать самолет российского производства», — отмечает А. Шевцов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать