Перейти к основному содержанию

Одесса — Броды — дорога в Евросоюз,

считает президент Европейского движения в Украине
27 февраля, 19:31
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО «УКРТРАНСНАФТОЙ»

Две новости на одну тему, но диаметрально противоположной направленности, появились в прошлый уик-энд. Директор польского оператора трубопроводной системы PERN Андрзедж Зелечовски сообщил, что бизнес-план проекта продолжения нефтепровода Одесса — Броды в Польшу должен быть представлен уже 15 марта. По его словам, предполагаемый объем инвестиций в проект — 500 млн. евро. В то же время польский президент Лех Качинский заявил одному из украинских изданий, что на данный момент не видит возможности быстрого развития проекта по продолжению в Плоцк нефтепровода Одесса — Броды. В частности, по его словам, сегодня в Польше земля под нефтепровод не выделена. О проблемах и европейских перспективах проекта Одесса — Броды «День» беседовал с президентом Европейского движения в Украине Александром БИЛЕЦКИМ.

— Может ли реанимация (после реверсирования) проекта Одесса — Броды, в отношении чего в последнее время делаются значимые шаги, сказаться на еще большем единении Европы и на вхождение в нее Украины?

— Я считаю, что Одесса — Броды — не только один из важнейших проектов для Украины, но и для реализации концепции общеевропейской безопасности. Европейской комиссией он был признан общеевропейским проектом, важным для энергетической стратегии объединенной Европы. Причем, по моему мнению, руководство «Укртранснафты» после известного кризиса в развитии этого проекта, который привел к тому, что он еще до сих пор работает в реверсном направлении, приложило большие и абсолютно правильные усилия, направленные главным образом не на внутренние проблемы и не на популистские заявления, а на то, чтобы сделать этот проект транснациональным, которым он де- факто ныне становится.

— Бывали ли вы в Польше, являющейся наиболее перспективным союзником Украины в реализации этого проекта, и знаете ли о том, как относятся там к нему?

— Начну с того, что этот проект не является чисто польско-украинским, потому что имеет несколько других вполне реальных направлений, по которым каспийская нефть может попадать в Европу. Более того, одно из этих направлений на сегодняшний день фактически «живое», т.е. может начать работать уже сейчас. Речь идет о транспортировке нефти из Одессы через Броды и далее — по системе магистральных нефтепроводов «Дружба», которая проходит через Словакию, Чехию и Венгрию и может выходить в Южную Германию. Северное направление проекта, о котором сейчас очень много говорят, — это достройка нефтепровода в Польшу с дальнейшей продажей каспийской нефти на рынки Северной Европы. Кроме того, сегодня уже можно говорить об еще одном, абсолютно новом направлении — балтийском, который будет ориентироваться на Литву и на Латвию. Он фактически становится проектом диверсификации для Восточной Европы, которая сегодня зависима от российских энергоносителей.

— И все же я хотел вернуться к Польше, поскольку именно это направление больше всего отработано сегодня. Есть несколько межправительственных документов по этому поводу. Как относятся к украинско-польскому проекту транспортировки энергоносителей простые поляки и, в частности, те люди, которым придется продавать свои земельные участки, по которым должна пройти труба?

— Что касается земельных участков — это абсолютно стандартная процедура. После вступления в ЕС нескольких стран, в том числе Польши, была создана грандиозная программа реконструкции дорог. Согласно ей, отработана процедура выкупа земельных участков. Этот процесс уже идет. Причем вполне нормально, потому что имеет для этого все необходимые юридические основания. Так же без препятствий будет проходить и выкуп земли под нефтепровод. Это, просто формальная процедура, так же, как и другие процедуры, которые имеют законодательную базу, определенные правила.

— Владельцы будут продавать свою землю по принуждению или добровольно?

— Они будут продавать ее согласно закону. Об этом же говорит и опыт балтийских стран, где реализуются проекты государственного значения. Участки там выкупаются у людей по рыночной стоимости или выше ее, или по аукционной цене, а иногда забираются через суд с выплатой компенсации. Это внутренний вопрос Польши, и они сами взялись его решить.

— Есть ли уже в Польше или, вернее, Евросоюзе деньги на выкуп этих участков и на прокладывание нефтепровода?

— Я не готов отвечать за польскую сторону. Насколько я понимаю, соглашения о достройке были достигнуты, деньги есть, и они будут выплачиваться. То есть это только небольшая часть тех затрат, которые необходимы на достройку этого нефтепровода. Данный проект очень важен, хотя нас очень долго пытались убедить, что он неприбыльный. Бизнес-план, который выполнила компания «Прайс вотерхаус куперс» еще по старым ценам на нефть, показал, что даже еще несколько лет назад он был рентабельным. При современных ценах и при нынешней потребности в нефти это — прибыльный проект. И это очень важно. Поэтому есть реальная заинтересованность фактически всех операторов рынка, владельцев нефти и транспортной части, владельцев нефтеперерабатывающих заводов, трейдеров в этом проекте. Поэтому мы, думаю, двигаемся в правильном направлении.

— Буквально через несколько дней перед подписанием последнего соглашения о прокладывании нефтепровода по территории Польши польский заместитель министра говорил о том, что польские инвесторы еще колеблются относительно своих инвестиций в этот проект. И почему-то сказал, что сдерживает процесс инвестирования беспорядок, который существует в Украине. Что он мог иметь в виду?

— Дело в том, что когда несколько лет назад запустили этот проект в реверсном режиме, он был фактически на стадии готовности к запуску. Более того, насколько мне известно, было предоставлено необходимое количество технической нефти для тестовой прокачки, то есть фактически проект был остановлен на стадии старта. Причем остановлен абсолютно грубо, и, думаю, скорее всего это и является причиной такого заявления. Возможно, что поляки также опасаются изменения политической ситуации, колебаний в украинской политике, использования этого проекта в политических целях. Но в Польше проектом занимаются операторы рынка, и чиновники Министерства экономики имеют к этому только опосредствованное отношение. Проект будет реализовываться не за счет Министерства экономики и польского государства, а на средства бизнеса, который принимает в нем участие. Бизнес сказал «да» этому проекту еще несколько лет назад.

— Могли ли бы вы назвать несколько польских компаний, которые принимают в нем активное участие?

— Здесь всегда есть элемент конфиденциальности. Но уже известно, что это украинско-польское предприятие «Сарматия», занимающееся технической частью проекта, международный греческо- шведско-финский консорциум, который занимается анализом его эффективности по заказу европейской комиссии. Насколько мне известно, все выводы в отношении проекта положительные. Консалтинговый консорциум фактически подтвердил предварительные выводы «Прайс вотерхаус куперса», что этот проект прибыльный. Более того, он был бы очень важным даже в том случае, если бы и не был прибыльным, потому что он имеет колоссальное значение и для Украины, и для Польши, и для других восточноевропейских стран с точки зрения диверсификации источников энергоснабжения. Приведу яркий пример латвийской трубы, которая заблокировалась россиянами уже более года назад только потому, что они хотели ее приобрести, условно говоря, за один доллар, т.е. бесплатно. Поэтому ситуация, которая сейчас возникла с газом в Украине, в принципе, только подтверждает выводы по энергетической стратегии: россияне использовали и будут использовать энергоресурсы как политический рычаг.

— Что вы можете сказать о последствиях реверсирования нефтепровода Одесса — Броды для Украины. Может, это был, хотя временный, но все ж таки выход?

— Задача реверса заключалась в том, чтобы блокировать упомянутый проект, пока мы занимались внутренними распрями. Одни чиновники разного уровня работали в пользу нашей страны, другие — в пользу других государств. Россия, как известно, очень болезненно реагирует на любые попытки диверсификации энергоснабжения. Вспомним о казахских инициативах — нефтепровод в Китай — и другие проекты. Ныне россияне принимают непосредственное участие и лоббируют проект европейского нефтепровода, который соединит каспийский регион и Россию со странами ЕС (он пройдет через Румынию, Сербию и Хорватию к Италии в обход Босфора и Дарданелл и может конкурировать с проектом Одесса — Броды). Второй наш конкурент, также поддерживаемый Россией, — это Бургас-Александрополис. И третий, в отношении которого проводятся консультации и переговоры, — это так называемый Голубой поток (через Черное море в Турцию). Параллельно с уже построенной газовой там планируется проложить и нефтяную трубу. Но реверс ничего ни Украине, ни России не дал. Фактически это нефть, которая была переведена из одного кармана в другой, нефть, которая могла бы идти через наши Приднепровские магистральные нефтепроводы в Одессу. А ее просто перебросили в другую трубу. Более того, транспортировка нефти этим путем обошлась российским компаниям значительно дороже. Не было это выгодно и Украине. Обещанные ТНК-ВР объемы нефти не были протранспортированы. Поэтому я бы сказал, что мы из-за реверса просто потеряли год. Фактически это был убыточный проект, потому что там фигурировали цифры 9 миллионов тонн и 12 миллионов тонн, а фактически было прокачано немногим более шести миллионов тонн. То есть от этого реверса мы не получили ничего. А вот Россия, хотя и на короткий срок, но добилась своего — блокировка, задержка всех технологических процессов, которые касаются этого проекта. Активность, которую россияне демонстрируют по данному проекту, собственно, показывает, что он является очень для них важным, потому что этот вопрос обычной, хотя и масштабной, конкуренции. На самом же деле этот проект после реализации просто улучшит конкуренцию на рынке, создаст лучшие условия и, думаю, положительно повлияет на рынок вообще.

— Мы недавно слышали заявление одного из чиновников Евросоюза о том, что Украина еще очень не скоро будет его членом. Не может ли оно как-то опосредствованно сказаться и на этом проекте?

— Я думаю, чем скорее Украина будет интегрирована в общеевропейские энергетические сети (это касается и электроэнергии, и нефти, и газа, и других проектов), тем более реальными будут ее шансы на вступление в ЕС. Процесс переговоров об интеграции как таковой или о достижении определенных экономических или политических целей на территории Европейского Союза будет ускорен. А заявления отдельных политиков… Дело в том, что это не является их компетенцией, они в данном случае просто выражают свое частное мнение. Потому что Европейская комиссия и Европейский Союз вообще — это очень сложная система процедур со своими законодательными, исполнительными и другими структурами, со своей известной бюрократией, которую так не любит наш министр иностранных дел, но это межгосударственная машина, которая работает в своем очень четком правовом поле.

— Это правовое поле говорит в пользу Украины?

— Вступление в ЕС — это больше вопрос самой Украины. Если мы считаем, что вступление туда будет полезным, и мы знаем, каким образом страна воспользуется этим, значит, мы это сделаем. Я думаю, нам не стоит делать трагедию по поводу выступлений отдельных политиков, особенно во время избирательного процесса, который не очень отличается от наших выборов, во время которых также раздается много различных заявлений.

КСТАТИ

На заседании наблюдательного совета ОАО «Укртранснафта» подведены предварительные итоги финансово-хозяйственной деятельности общества за 2005 год. Работа оценена положительно. Как сообщает пресс-служба компании, обращено внимание на сокращение объемов транспортировки нефти (на 8 млн. тонн), что вызвано, в первую очередь, остановкой Одесского и Херсонского нефтеперерабатывающих заводов, а также снижением объема переработки на других заводах.

Как отметили участники заседания, несмотря на негативное влияние вышеупомянутых факторов, годовой доход увеличен на 0,5 %, улучшен баланс расчетов с Государственным бюджетом Украины (на 22% по сравнению с 2004 годом). Сохранить годовой доход на уровне 2004 года удалось в значительной степени за счет оптимизации производства и активизации непрофильной деятельности.

Члены наблюдательного совета обратили внимание на значительное увеличение налоговой нагрузки на общество, что негативно влияет на деятельность и дальнейшее развитие нефтетранспортной системы. В частности, в 2006 году налоги в расчете на одну тонну перекачанной нефти вырастут, по сравнению с 2004 годом, вдвое. При этом общество за собственные средства финансирует содержание нефтетранспортной системы в надежном состоянии, а также инвестирует ее развитие. Это заставляет компанию привлекать в 2006 году кредитные ресурсы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать