Один Лондон, две Украины
Какая на самом деле и какой увидели нашу страну жители европейской столицы
Уж неделя как в Лондоне прошли первые «Дни Украины в Великобритании». Праздник закончился, но впечатления и обсуждения его подачи -остались. Это как аромат дорогих духов, который состоит из трех нот, и они раскрываются постепенно. Первая нота спровоцировала всплеск небывалого интереса украинских и мировых СМИ к этому событию. Они штурмовали организаторов и модераторов мероприятия с просьбой приоткрыть карты, эксклюзивно анонсировать Дни. Вторую ноту почувствовали непосредственно в день закрытия лондонских событий, когда на поле Поттерфилд на берегу Темзы у Тауэрского моста несколько тысяч украинцев и британцев вместе пели гимн Украины в сопровождении Олега Скрипки. Ну, и последняя — и, вероятно, самая сложная — нота раскрывается именно сейчас, неделю спустя.
Так какой Лондон увидел Украину? Культурной, образованной, со своими традициями? Собственно, европейскую страну... Увидели ли они на фоне рассмотрения в лондонском суде дела Пинчука против Коломойского и Боголюбова инвестиционную привлекательность другого отечественного бизнеса? И поняли ли, что не совсем прозрачные бизнес-правила имеют свой источник и даже имя. Что это результат определенного отрезка девяностых, когда один клан и семья писали их под себя? Вряд ли. Ведь за несколько дней целостная картинка не складывается. Но то, что на фоне этого «позитива» происходил культурный промоушен нашей страны — это хорошо. Надеяться на значительный результат трудно, потому что мы только научились правильно позиционировать себя в мире. А ведь хочется сказать -чтобы мы здесь, в Украине, жили так, как представили себя Европе. В формировании позитивного имиджа Украины в Лондоне на данный момент ощущается заслуга Firtash Foundation. Но, безусловно, во влажном лондонском воздухе чувствовалось наэлектризованное понимание другой Украины. Украины, олигархи которой в этом же Лондоне выясняет отношения в судебном порядке.
...Ведь все-таки трех дней для придирчивого анализа Украины и украинскости, конечно же, маловато. Однако, в целом британцы и гости столицы получили позитивные месседжи относительно образа нашей страны и сформировали желание больше узнать о ней. Я стала свидетелем, как американский турист случайно попал на этнофестиваль и, проникшись его эмоциональным зарядом, вкусив национальных блюд, увидев все собственными глазами, решил в следующем году обязательно посетить наше государство. И таких было немало. Поэтому довольно странным, не понятным при этом представляется позиция некоторых украинских патриотов, которые будучи в Украине сказали свое «фе» «паркетным мерам» в рамках программы Дней и вместили все украинское лишь в один этнофестиваль, который поддержали массы. А если проанализировать: могло ли быть по-другому и могла ли масса попасть в парламент и Черчилль-холл? Нет, там ведь существует определенный порядок, процедура посещения. Поэтому придерживаясь ее, мы тем самым демонстрируем уважение к европейским традициям, к которым стремимся.
Отдельный вопрос -как про это мероприятие писали в Британии и как писать в Украине. «День» спросил о впечатлении у тех, кто прошел все этапы «Дней Украины» и передал аудитории событие, увиденное своими глазами — ведущих украинских журналистов.
КОММЕНТАРИИ
«КИЕВСКАЯ ЖИЗНЬ ВЫПЛЕСНУЛАСЬ НА УЛИЦЫ БРИТАНСКОЙ СТОЛИЦЫ»
Егор БЕНКЕНДОРФ, председатель правления телеканала «Интер»:
— Фестиваль «Дни Украины в Великобритании», организованный Firtash Foundation, очень близкий мне по духу. В силу специфики своей работы я много езжу по миру и точно знаю, что второй такой удивительной, многогранной и красивой страны как Украина просто не существует. У нас богатая культура, история, традиции, очень отзывчивые и трудолюбивые люди. Благодаря усилиям Лады Фирташ все это смогли узнать миллионы людей по всему миру — и я рад, что был частью этого проекта и оставил часть своего сердца в нем. Я впервые не чувствовал себя в Лондоне гостем, было такое ощущение, что киевская жизнь выплеснулась на улицы британской столицы, и это стало большой неожиданностью для меня. За кадром осталась безумная усталость, ведь вся команда «Интера» прилагала максимум усилий для того, чтобы в родном Киеве узнавали об успехах фестиваля в режиме реального времени.
«ОЛЕГ СКРИПКА НА ФОНЕ ТАУЭРСКОГО МОСТА»
Дарка ОЛИФЕР, корреспондент программы «Факты» телеканала ICTV:
— Самым ярким моим впечатлением стал Олег Скрипка на фоне Тауэрского моста (напомню, что на набережной Темзы прошло финальное мероприятие, фестиваль «Страна грез»). Не менее эмоциональным был момент, когда Олег акапелла пел гимн Украины и наши соотечественники ему подпевали. Должна признаться, что фэшн-показ украинских дизайнеров стал, в принципе, первым событием подобного рода в моей жизни. Обрадовалась, когда в разговоре с директором арт-галереи Saatchi узнала, что на открытие выставки украинских художников пришли и представители аукционного дома Sotby’s.
Если говорить о более рациональныхе вещах, то мне, как гражданину своей страны, важен каждый шаг, который Украина делает навстречу своей реальной независимости. В данном случае следует говорить о независимости информационной. Во время таких событий, как дни украинской культуры, мы сами о себе рассказываем — о том лучшем, что у нас есть. Это делает нас субъектом, а не объектом информационных процессов.
Есть такое выражение: человек — это то, что он потребляет. На мой взгляд, этот принцип справедлив и в отношении потребления информации. Постоянные рассказы об убийствах, трагедиях и несчастьях приводят к тому, что человек начинает бояться, он боится жить и действовать. В СМИ должно быть гораздо больше ответственности перед читателем и зрителем за ту информацию, которую предлагаем... По меньшей мере последние несколько месяцев наша евроинтеграция в целом и Вильнюсский саммит Восточного партнерства в частности — тема номер один в информационном пространстве общенациональных СМИ. И это хорошо. В региональных СМИ ситуация выглядит иным образом. Там евроинтеграция — это нечто очень абстрактное и далекое от повседневных проблем в ЖЭКах, больницах и школах.
«НАМ НЕ ХВАТАЕТ АГРЕССИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»
Елена ЮРЧЕНКО, журналист «Комсомольской правды в Украине»:
— «Дни Украины в Лондоне» стали незаурядным событием в контексте формирования позитивного культурного имиджа Украины за рубежом. И это важно, потому что имидж влияет на определение места страны в мировой системе классификации. К большому сожалению, во время общения с жителями Великобритании я констатировала, что украинцев до сих пор воспринимают сквозь призму политических проблем и скандалов, причем информацию о нашей стране они узнают не из украинских источников СМИ (англоязычные аналоги медиа в Украине почти отсутствуют), что существенно смещает и даже искажает акценты. Для удачного позиционирования Украины за рубежом, прежде всего необходимо сделать ставку на проведение жесткой, активной, даже — агрессивной информационной политики. Необходимо на международном уровне пропагандировать наши достижения и возможности, внедрять онлайн-филиалы украинских СМИ в разных странах, проводить и поддерживать тематические культурные мероприятия. Как, собственно, это и было сделано в случае с Днями Украины в Лондоне.
«ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ —ОТКРЫТИЕ УЛИЦЫ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО В КЕМБРИДЖЕ»
Антон ПОДЛУЦКИЙ, шеф-редактор информационного холдинга «РБК-Украина»:
— Наиболее значимым событием в рамках «Дней» стало открытие улице Тараса Шевченко в Кембридже. Это один из «рассадников» мировой элиты. И физическое присутствие Украины в Кембридже — верный признак того, что через 10—15 лет нас будут знать лучше. А как именно — положительно или отрицательно — зависит от нас. Надо понять, что не только от усилий одной лишь прессы зависит общий фон восприятия страны и уровень жизни общества. Пресса — это зеркало всех процессов в обществе. Поэтому оно может быть более-менее чистое, ровное, неровное, грязное, кривое. Чтобы жить так, как Англия, необходимо четкое определится с традициями и правилами игры и точно им следовать. Это как в старом анекдоте: «Что нужно, чтобы получить идеальный газон? — Стричь траву на протяжении сотен лет». Но у нас их нет. И не надо столько, ибо все процессы изменились, ускорились и уже не обязательно стричь газоны 100 лет, чтобы достичь идеального порядка. Но только надо определиться с четкими правилами, по которым будет жить страна. Опыт Англии -это наследования традиций. И если выработаем свои (а дорогие международные фестивали — поиск Украины собственного уникального места в мире), то тем будет лучше. И функция прессы во всем этом — максимально качественно освещать события. Задачи гражданской журналистики за 100 лет не изменились — просвещение. Освещение темы «плюсов» и «минусов» евроинтеграции, очевидно, не достаточно. Но, с другой стороны, от общества нет активного интереса к тому, а что же нас ждет на пути в ЕС? Украина — мощный корпоративный игрок. Но — один из многих. Танго же никогда не танцуют в одиночестве, должно быть двое.
«ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ ПИСАЛИ ВЕДУЩИЕ БРИТАНСКИЕ ГАЗЕТЫ»
Руслан ЧЕРНЫЙ, специальный корреспондент газеты «Коммерсант»:
— Я не ожидал, что будет такой ажиотаж и такое большое количество людей. Поэтому организаторам нужно подумать о других площадках, чтобы вместить всех желающих. В целом же мероприятие положительно повлияло на имидж страны, потому что рядом с диаспорой было много британцев. Об этом событии писали 4 ведущие британские газеты. То есть жители Лондона знали о том, что происходит. Поэтому все это улучшает имидж и создает представление, что Украина — отдельное государство, а не Советский союз и не Россия. Она имеет свои культурные достижения. Организованые «Дни» сильно отличаются от тех событий, которые ранее проводил Пинчук или другие украинские бизнесмены... На мой взгляд, чтобы улучшить жизнь украинцев внутри страны, стоит решить вопрос безответственности судебной власти и принятии нею неправомерных решений. Со своей стороны, СМИ должны регулярно писать о неправомерных решениях судов и скандалах вокруг них.
«К СОЖАЛЕНИЮ, СРЕДИ САМИХ УКРАИНЦЕВ БЫТУЕТ МНОГО НЕГАТИВНЫХ СТЕРЕОТИПОВ О СВОЕЙ СТРАНЕ, ЧТО УЖ ГОВОРИТЬ ОБ ИНОСТРАНЦАХ?»
Николай ПИДВЕЗЯНЫЙ, главный редактор информационно-аналитического издания «Главком»:
— «Дни Украины в Великобритании»— это хорошее начинание. И было бы хорошо, если бы организаторы в будущем охватили другие мировые столицы. Большинству людей, конечно, больше всего запомнятся концерты, ярмарки и показы мод. Это — самые яркие моменты. Но нужно обратить внимание на акции, которые имеют более продолжительный и глубокий эффект. Например, Программу украинистики в Кембридже, которую финансирует тот же Дмитрий Фирташ. Именно такие проекты закладывают зерна украинской культуры и языка на много лет вперед. Иностранные студенты будут нести знания об Украине к себе на Родину. К сожалению, среди самих украинцев бытует много негативных стереотипов о своей стране, что уж говорить об иностранцах? Часто мы, в том числе и журналисты, не видим позитива вокруг себя. Как результат, в большинстве украинских СМИ преобладает негатив. К тому же наши СМИ не уделяют внимания международным событиям, новостям в той же Европе, куда мы идем, и где нам также нужно себя презентовать. Зато украинцы охотно пользуются штампами, насаждаемыми политиками или иностранными медиа. У нас существует только черное и белое. Мир же — цветной. Надо его видеть, понимать и перенимать самое ценное и делиться своим. Это важно и для политиков, и для простых граждан — учиться понимать международное жизнь, идти в ногу с глобальными вызовами.
Выпуск газеты №:
№194, (2013)Section
Экономика