Перейти к основному содержанию

Операция «Обмен»

Вместо актов на землю крестьяне получают обещания
18 октября, 20:32
ПО ДАННЫМ ГОСКОМЗЕМА, СРЕДНИЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ ПАЙ В УКРАИНЕ СОСТАВЛЯЕТ 4 га. НОРМАТИВНАЯ ДЕНЕЖНАЯ ОЦЕНКА СЕЛЬХОЗУГОДИЙ ПО МЕТОДИКЕ 1995 ГОДА СОСТАВЛЯЕТ 10 тыс. грн. ЗА 1 га. СТОИМОСТЬ ВЫДАЧИ ЗЕМЕЛЬНОГО АКТА ДОСТИГАЕТ 85 грн. / ФОТО ЛЕОНИДА БАККА / «День»

Госкомзем всеми руками голосует за то и работает на то, чтобы до конца года выполнить поручение Президента и завершить «земельную реформу». Проще говоря, выдать людям вместо земельных сертификатов полноценные государственные акты на право собственности на землю. Однако операция «Обмен», даже по уверениям нового руководства этого ведомства, снова будет выполнена лишь на 98%.

А все потому, что, по словам главы комитета по земельным ресурсам Николая Сидоренко, лично общавшегося с жителями страны на «горячей линии» в Кабмине, эти недостающие 2% владельцев сертификатов сегодня находятся за пределами государства и просто не успеют предъявить свой документ в соответствующий орган. Глава Госкомзема отметил, что сегодня уже 5 миллионов 550 тысяч человек (или 81,8%) получили бумагу, удостоверяющую их право собственности на земельный пай.

Только вот уместен ли такой оптимизм? За 9 месяцев (с 3 февраля по 14 октября) госакты вручили лишь 350 тысячам владельцев земельных сертификатов. И почему до 1 января, т.е. за оставшиеся два с половиной месяца, должны успеть осчастливить оставшийся миллион 114 тысяч крестьян (без учета двух выехавших процентов)? И это при постоянном отсутствии бланков и немалом количестве коррупционеров, пытающихся нажиться на процедуре?

Сидоренко уверяет, что сегодня проблем с бланками больше нет, нет их дефицита. А если есть, то создан он искусственно и в каждом случае к решению проблемы надо подходить индивидуально. «Мы усиливали степень защиты, потому была задержка с выдачей, но теперь полный порядок», — говорит он.

Кстати, разбираться есть с чем. Главе Госкомзема в прошлую пятницу звонил житель Киевской области некий Иван Федорович, сокрушавшийся, что, мол, у людей в его селе деньги на выдачу госактов на землю собрали еще в июле 2004 года. Обещали, что через два месяца все будет готово. А актов нет до сих пор. «Тем, кто жаловался (а таких было человек 50—100), бумаги отдали, остальных кормят обещаниями. Самых безропотных посылают то к бывшему главе КСП, то к главе поселкового совета, то в землеустроительные организации», — жалуется фермер.

В общем, попахивает провокацией и срывом задач, поставленных Президентом. Кроме того, к слову, госакт — не панацея от всех земельных проблем. Размахивая им, нельзя заставить арендатора не то что платить землевладельцу больше, а вообще платить столько, сколько полагается.

Хотя в законодательстве (в поправке, внесенной Президентом к Указу «О дополнительных мерах по защите крестьян — собственников земельных участков (паев)» от 13 сентября 2002 года) черным по белому сказано, что размер арендной платы за пай сельскохозяйственного назначения не должен быть меньше 1,5% от оценочной стоимости земли. Но арендаторы, платившие до того 1% от кадастровой стоимости земли, этот пункт стараются игнорировать. При этом утверждают, что, мол, увеличение выплат собственникам земли не рационально, поскольку особого улучшения результатов хозяйственной деятельности и финансово-экономического состояния самих арендаторов не наблюдается.

В Госкомземе сложившуюся ситуацию называют аномальной. Мол, во всем мире собственники эксплуатируют арендаторов, а в Украине — наоборот. «Где такое видано, чтобы арендатор не рассчитался с арендодателем, чтоб землевладелец нищенствовал», — возмущается Сидоренко (а подтекст такой: а что мы можем сделать? — Авт. ). «Судебные органы не хотят рассматривать эти дела. Должно быть, не понимают, что рыночная экономика прежде всего опирается на собственника, что институты собственности — это главное. Есть проблемы, которые будут обостряться. Потому что многие арендаторы уже пособирали у собственников письменные обязательства, что они только им продадут эти участки, и притом за бесценок. У нас могут в очередной раз «кинуть» крестьян», — продолжает главный землемер страны.

Свою миссию в Госкомземе видят в том, чтобы начать вести среди населения разъяснительную работу по поводу того, что ни эти обязательства, ни даже нотариально заверенные договора сегодня не имеют никакого правового веса. Потому что на продажу земли сельскохозяйственного назначения до 2007 года наложен мораторий. Возможно, в правовом государстве он и был бы уместным в данной ситуации, когда мало кто в стране располагает ресурсами для покупки земли. Но лучше ли, когда ее все равно продают, причем без учета реальной стоимости и в тени, да еще в обход государственного бюджета?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать