Опять не договорились!
Почему газовые переговоры ЕС — Украина — Россия «разочаровали» еврокомиссара
Быть или не быть новому соглашению на транзит российского газа через Украину? Накануне в Брюсселе состоялся очередной раунд трехсторонних переговоров. Однако ощутимого прогресса он не дал. «Газпром» заявляет, что готов обсуждать продление транзита только при условии, что Украина откажется от выигрыша в Стокгольмском арбитраже. Но для Киева такие предложения неприемлемы. Поэтому за два месяца до окончания действующего контракта ситуация далека от компромисса. Поэтому хоть очередной раунд обсуждения в Брюсселе и назвали «конструктивным», однако он разочаровал даже европейцев.
«Я разочарован, но, конечно, я не сдаюсь, потому что считаю, что ближе к концу встречи мы добились лучшего понимания того, какого прогресса мы можем достичь в будущем, и что следует сделать», — отметил после трехсторонних консультаций вице-президент Европейской комиссии и еврокомиссар по вопросам энергии Марош Шефчевич.
В «Нафтогазе» же отмечают: свою домашнюю работу Украина выполняет. До конца года должен состояться анбандлинг — то есть ГТС будет управлять независимый оператор. И это, надеются, все-таки позволит заключить новое соглашение с «Газпромом» по европейским правилам. А сам транзит будет достаточным. ЕС Украину в этом поддерживает: настаивает на транспортировке до 60 млрд кубов в год в течение следующих 10 лет. Москва же в ответ заявляет: готова говорить о новом транзитном соглашении, но лишь после урегулирования судебных споров, в частности в Стокгольмском арбитраже. Но украинская делегация считает, что такие предложения — неприемлемы.
«Это будет отдельный разговор. Мы сейчас стоим на очень четких позициях защиты украинских интересов. Это не может быть простой отказ от судов, арбитражей или что-то такое» — заявил журналистам министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель.
По его словам, украинская позиция совпадает с европейской — новый договор должен быть долгосрочным с четко определенными объемами. «С целью обеспечения стабильных поставок газа на европейский рынок и обеспечения транзита через украинскую газотранспортную систему, учитывая интересы всех сторон, Еврокомиссией были предложены доработанные параметры соглашения и алгоритм последующих действий для подписания транспортного договора и договора интерконектора. Мы полностью поддерживаем позицию европейской стороны», — добавил министр.
Между тем россияне продолжают лоббировать в Европе собственные интересы. «Газпром» даже готов делиться прибылью от транзита по своим «потокам». «Российская сторона затрагивала вопрос предоставления разрешения для завершения строительства «Северного потока-2», — написал на своей странице в Facebook глава правления НАК «Нафтогаз України» Андрей Коболев. — Этот вопрос затрагивался в двустороннем формате, где украинская сторона не присутствовала, но, как мне сообщили источники из ЕК, среди аргументов «Газпрома» был один интересный тезис: «Наш проект (то есть ПП2), не только сугубо коммерческий, но и полностью про-европейский, потому что в нем есть европейские компании-партнеры. Мы готовы делиться прибылями от транспортировки газа С ВАМИ».
Именно поэтому сохранение окна для привлечения партнера в капитал оператора ГТС — наш весомый аргумент против «Северного Потока 2», считает глава «Нафтогаза». «Мы не можем проиграть конкурентную борьбу за европейских партнеров с «Газпромом». Даже на уровне деклараций. Очень надеюсь, нас услышат», — написал Коболев.
Следующий раунд переговоров анонсируют на вторую половину ноября. В «Нафтогазе» подчеркивают: Украина готова к конструктиву. Поскольку заинтересована сохранить транзит российского газа в Европу. Потому что зарабатывает на этом около 3 млрд долларов в год. Кроме того, от наличия транзитного газа в трубе зависит давление в системе. Но специалисты советуют быть готовыми и к наихудшему сценарию — полной остановке транзита со следующего года.
«Позиция российской стороны заточена на создании газового кризиса. Поскольку именно таким образом Россия хочет доказать ЕС, что газопроводы «Северный поток», и первый, и второй, должны не блокироваться ЕС, а наоборот, — считает президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар. — Поэтому нам нужно надеяться на лучшее, а быть готовыми к худшему сценарию! Стратегия России не изменилась! Меняются лишь тактические подходы. Обмануть украинцев и европейцев — это то, о чем мечтают в Кремле».
Впрочем, если Россия все же решит снова перекрыть вентиль в морозы — Украина не замерзнет. В отечественные подземные хранилища закачали рекордные объемы газа — свыше 21,6 млрд кубов. Этого хватит даже при отсутствии транзита. А если газовый шантаж россиянам зимой не удастся — весной они станут менее категоричными, уверены специалисты. Мол, «Газпром» просто будет вынужден вернуться за стол переговоров. Ведь существующие мощности его морских газопроводов пока не смогут удовлетворить европейский спрос.
Для сравнения: украинская ГТС за прошлые сутки увеличила прокачку газа на 60 млн кубов в сутки — с 199 млн до 262 млн кубов. 60 млн кубов — это почти треть мощности «Северного Потока».
«Известно, что «Северный Поток» не имеет такой гибкости поставок и не сможет перекрыть такие колебания. Поэтому Европе придется использовать другие инструменты — подземные хранилища, LNG-газ, что отразится на конечной цене на газ для потребителей. Продление транзитного контракта через украинскую ГТС на 10—15 лет — это взаимовыгодное решение для всех. Но если, конечно, речь идет только об экономике», — отметил генеральный директор ООО «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон.
Выпуск газеты №:
№199, (2019)Section
Экономика