Перейти к основному содержанию

Остановка – «Новые тарифы»

Может ли Киев обойтись без подорожания проезда в коммунальном транспорте?
25 мая, 11:23

Хотят ли киевляне увеличения стоимости проезда в коммунальном транспорте в два раза? Наивно в надежде на поддержку Департамент экономики и инвестиций Киевской городской госадминистрации устроил общественное обсуждение такого предложения. Восемь гривен за проезд в  метро, трамвае или троллейбусе вместо пяти и четырех — эта тема зацепила за живое многих горожан. Если сегодня в месяц тратить, например, 200—300 гривен на проезд, то с 14 июля придется выделять на это около 600, это если добираться двумя видами транспорта на работу и домой. Нет сомнений, что взлетят и цены на проезд в маршрутках, хотя пока частные перевозчики об этом молчат.

Кто хочет сказать чиновникам все, что думает по этому поводу, спешите. Общественное обсуждение на портале КГГА будет длиться до 3 июня. За первые дни в нем приняли участие с полтысячи человек, на повышение проезда согласились всего 14.

«ПОВЫШЕНИЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ НЕОБХОДИМО»

С официальными объяснениями, что без повышения цены на проезд коммунальному транспорту никак не выжить, уже выступили все причастные к этому стороны. Заместитель главы КГГА Дмитрий Давтян объяснил, что за разовую поездку придется платить восемь гривен, а при условии пользования проездным билетом или бесконтактной карточкой — 6,3 гривни. Последнее повышение тарифов до экономически обоснованного уровня произошло в феврале 2015 года. А в 2017 году состоялась коррекция отдельных его составляющих, добавил он.

«С 2015 года в стране выросли тарифы на электроэнергию — в 5,4 раза, стоимость дизельного топлива — в 1,5 раза, стоимость шин — в 1,5 раза, индекс потребительских цен за указанный период (2015—2017 год) составляет 183%, — подчеркивает Дмитрий Давтян. — Сейчас экономически обоснованный тариф на перевоз одного пассажира, который учитывает все расходы, составляет в метро — 8,27 гривны, в наземном транспорте — 8,77 гривны. То есть нынешний рост является компромиссным, и он меньше необходимого».

Начальник коммунального предприятия «Киевский метрополитен» Виктор Брагинский добавил, что полученные от изменения тарифа средства направят на два основных направления: оплата энергоресурсов, которые выросли в цене, и приближение заработной платы на предприятии к средним показателям в столице.

В КП «Киевпастранс» называют те же причины, почему необходимо повышать проезд: отток кадров из-за низких зарплат, рост тарифов на энергоносители и потребность в обновлении подвижного состава. При этом никого не волнует, что после повышения тарифов жителям столицы придется тратить на проезд 12% минимальной зарплаты. Сейчас это немного меньше — 10%.

«КОМПЕНСИРОВАТЬ ПОТЕРИ ЗА СЧЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ — НЕДОПУСТИМО»

Между тем киевляне пытаются понять, на что пошли средства после последнего повышения проезда. Насколько коммунальный автопарк обновлен, оборудован электронными системами контроля и элементарными атрибутами комфорта, теми же кондиционерами, что важно для лета? Киевляне прогнозируют, что разовый проезд будет дороже, чем в других городах Европы, а до идеальной картинки еще далеко.

В соцсетях горожане даже взялись анализировать карьерный взлет руководителя КП «Киевпастранс» Дмитрия Левченко. «Это Дима. Ему 30 лет. До 27 лет он был средним менеджером. В 2014 году он стал заместителем директора «Киевпастранса», потом директором. В 2016 он купил две квартиры за три и два миллиона гривен, а также BMW за один миллион гривен», — говорится на «Фейсбук»-странице активиста Марка Озерного. — У Димы официальная зарплата 16 тысяч гривен в месяц. Сейчас Дима хочет, чтобы ты платил вдвое больше за общественный транспорт, при этом ездя на убитых трамваях и автобусах. Ему безразлично, в каких условиях ты ездишь в общественном транспорте, потому что он сам ездит на BMW в 2016 году и «Тойоте Камри» в 2014 году».


ФОТО АЛЕКСЕЯ ФУРМАНА

Возможно, это не имеет отношения к росту тарифов на проезд, и все же, если платить за услуги вдвое больше, соответственно, надо требовать лучшего сервиса, оптимизации маршрутной сети по сценарию Всемирного банка, что бы уменьшило количество пересадок и затраты на горючее, ускорило ввод электронного билета и т.п.

«Как минимум киевляне должны требовать установления систем контроля оплаты проезда, — считает Михаил Серебряков, эксперт группы «Реанимационный пакет реформ — Киев» и активист правительственно-общественной инициативы «Вместе против коррупции». — Потому что, простите, каждый киевлянин, когда заходит в транспорт, дает деньги на руки, а дойдут они до кассы предприятия или нет, неизвестно. Понятно, что часть этих средств до кассы предприятия не доходит, а затем пытаются компенсировать такие существенные потери за счет потребителя, что недопустимо. То есть давно пора за бюджетные деньги установить или электронные системы контроля, или оплату карточкой. Что угодно сделать, чтобы обеспечить стопроцентную оплату проезда и стопроцентное попадание в кассу предприятия».

ЕСЛИ ПЛАТИТЬ — ТО ЗА РЕЗУЛЬТАТ

Некоторые специалисты уверяют: улучшить качество услуг от коммунального транспорта можно, не залазя в  карман к гражданам. Так, независимый эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава в комментарии портала «Слово и Дело» отметил: «Сейчас предпосылок для повышения тарифов на проезд нет. Город имеет достаточно большой бюджет, чтобы оставить тариф неизменным и развивать городской транспорт. Разовый проезд у нас действительно дешевле. Но в целом, если посмотреть, сколько киевляне тратят на городской транспорт с пересадками, то цену нельзя сравнить с тем, сколько, например, тратят жители Варшавы. Этого почему-то не учитывают».

При желании коммунальные предприятия могли бы найти другие источники поступлений, кроме роста тарифов, добавляют специалисты. «У того же метрополитена и «Киевпастранса» есть возможность зарабатывать за счет рекламы на транспорте, а в метрополитене это возможно еще и за счет рекламных площадей непосредственно в подземке, — уверяет Михаил Серебряков. — А здесь, как известно, существует схема: площади скупает несколько приближенных фирм, которые реализуют рекламоместа по рыночной цене, а предприятие на этом практически не зарабатывает. Это можно исправить, просто внедрив другую договорную политику, но ничего другого, кроме как покрывать таких посредников, здесь не придумали. А гражданам коммунальщики обычно объясняют, почему цену за проезд нужно повысить. На сайте метрополитена или «Киевпастранса», наверное, есть бумажка об экономическом обосновании повышения платы за проезд, этого требует закон. У нас стоимость любого Джоуля работы выше, потому что очень старый подвижной состав, что усложняет нашу ситуацию. Я как гражданин и пассажир с удовольствием платил бы больше, если бы видел какой-то результат».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать