Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

От декларации к имплементации

Бизнес — о планах Министерства доходов и сборов повысить позиции Украины в рейтинге Doing Business Всемирного банка
11 апреля, 11:38

Министерство доходов и сборов готовит план действий для улучшения показателей Украины в рейтингах Всемирного банка: Doing business и в отдельном рейтинге налоговых систем Paying Taxes. Напомним, что Украина в Paying Taxes-2013 занимает 165 место, а в Doing Business-2013 — 137-е. Набор «налогового улучшения» подготовил министр доходов и сборов Александр Клименко.

Фискалы планируют улучшить условия ведения бизнеса за счет упрощения процедур открытия собственного дела. Так, для регистрации в качестве плательщика налогов не нужно будет обращаться в налоговую, потому что все необходимые сведения территориальным инспекциям будут предоставлять государственные регистраторы.

Изменения обещают и во внедрении новых IT-сервисов. «Планом предусматривается создание автоматизированной системы «Единое окно подачи электронной отчетности», а также размещение в открытом доступе реестра налогоплательщиков. Последняя новация лишит предпринимателей необходимости иметь при себе свидетельство о регистрации — они смогут при необходимости заказать соответствующую выписку через интернет», — говорится в сообщении Миндоходов.

Уменьшать налоговую нагрузку на бизнес фискалы планируют также за счет оптимизации администрирования единого социального взноса и урегулирования вопроса авансовых платежей налога на прибыль. Правда, как именно будут это делать, не сказано.

Будет и упрощение отчетности. Так, платить единый социальный взнос плательщики будут раз в месяц, а не дважды. Отчитываться об уплате налога на прибыль подавляющее большинство будет раз в год, а не ежеквартально.

Совпадают ли декларации налоговиков с реальными действиями по отношению к бизнесу? Об этом «День» поинтересовался у экскретов.

КОММЕНТАРИИ

Сергей ПРОХОРОВ, первый вице-президент «Украинского союза промышленников и предпринимателей»:

— Почему существует большая разница между декларациями и практикой? Ведь система, которую меняют, очень крупная, громоздкая и неманевренная. Много лет она работала сугубо как фискальная и настраивалась на то, чтобы все и всех контролировать. Других вариаций в этом направлении не допускалось. А теперь Клименко пытается развернуть ее, сделать более европейской, открытой. За месяц или год сделать это очень сложно. Огромная преграда для этого — отсутствие доверия со стороны налогоплательщиков. Существует и сопротивление на местах, ведь не все налоговики хотят работать по этим правилам, потому что теряют влияние на налогоплательщиков. Реформирование налоговой системы похоже на тормозной путь большого грузового поезда. Если ударить по тормозам, то он остановится только через несколько километров, а не метров. Поезд пройдет еще несколько миль в заданном ранее направлении, прежде чем начнет останавливаться. Но есть позиция Клименко, заслуживающая доверия. Когда проходила презентация Министерства доходов и сборов, то были приглашены представитель европейского сообщества и нескольких общественных организаций — и все сошлись на том, что Клименко можно доверять. Ведь направление реформирования выбрано правильно. Это не имитация. Каким будет результат? Сложно прогнозировать, потому что очень много рычагов влияния на этот процесс. Один из них — бюджетный. Налоговики должны наполнять бюджет, а в нынешних условиях он наполняется сложно. Условия развития малого бизнеса сложные. Поэтому ожидать на таком фоне быстрого роста экономики нельзя. Даже экономические достижения за 2012 год скромные. Сейчас налоговики декларируют правильное направление реформирования, но в любой момент они могут быть вынуждены вернуться к старым направлениям, потому что им нужно при любых условиях наполнить бюджет. Это и есть главная причина инерции, которая мешает большому кораблю развернуться в правильном направлении... Если украинцы не станут более обеспеченными, то намеченные планы реализуются не в полной мере.

Вячеслав БЫКОВЕЦ, исполняющий обязанности президента Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины:

— Сейчас реально происходит упрощение в процедуре отчетности по уплате налога на прибыль: неприбыльные организации не отчитываются за первый квартал, а только по итогам 2013 года. То же касается ряда предприятий в зависимости от полученных доходов. Поэтому упрощение налоговых правил чувствуется уже сегодня. Единые центры существуют, например, в Киеве и некоторых регионах. Это также позитивно, потому что предприниматели могут выбирать: подавать отчетность в электронной или бумажной форме. Какие риски могут возникнуть для последующего реформирования? Главное — не должно быть принуждения для бизнеса. Предприниматели должны выбирать, как им отчитываться. На мой взгляд, следует дополнить перечень налоговиков еще одним пунктом: решение вопроса прекращения бизнеса для юридического лица и физического лица-предпринимателя. Ведь сегодня нет проблем с открытием бизнеса, они появляются, когда человек хочет его закрыть.

Анна ДЕРЕВЯНКО, исполнительный директор «Европейской Бизнес Ассоциации»:

— Я считаю, что этот перечень необходимо дополнить еще одним пунктом: главное — имплементация плана действий, а не его декларация. Можно иметь хорошие законы и инициативы. Но если они реализованы не в полном объеме, то не будет и полной отдачи.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать