От успешных предприятий к успешной стране
«Чтобы пройти этот путь, идея корпоративного управления должна овладеть… руководством страны», — экс-министр
Как объяснить неэффективность украинской экономики, обладающей огромными ресурсами для всех отраслей производства? Самый простой и даже очевидный ответ: все дело в просчетах в сфере управления и, соответственно, в подборе руководящих кадров или, по-современному, топ-менеджмента. Еще недавно в стране не знали другого подхода к этому делу, кроме партийных квот, за которыми нередко пряталось кумовство, а то и плохо прикрытая политическая и экономическая коррупция.
Помните, как уходил со своего поста министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус? Тогда в СМИ появились данные о том, что это был протест против действий заместителя главы фракции "Блок Петра Порошенко" Игоря Кононенко, который навязывал министру в заместители тогдашнего исполнительного директора НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Пасишника. Последний, как явствует из сообщавшихся тогда обстоятельств, и сам был не против государственной службы… Об этом на своей странице в Facebook писал тогда народный депутат Сергей Лещенко: «Человек, из-за "продавливания" которого Абромавичус подал в отставку, и назначение которого замом министра экономики лоббировал Кононенко - это Андрей Пасишник». Абромавичус, раскрывая прессе причины своего ухода, рассказывал, что кандидат просто принес полный пакет документов для назначения и заявил: "Я хочу стать вашим замом. Я в команде Кононенко, и моя кандидатура уже согласована наверху".
В древности его назвали бы самозванцем. А ныне Специализированная антикоррупционная прокуратура открыла против него (но почему-то не против того, кто его «продавливал») уголовное дело по обвинению в попытке влияния на министра экономического развития и торговли с целью принятия незаконного решения и даже направила в Соломенский суд обвинительный акт. Дело было чуть больше года тому назад. В марте этого года суд в очередной раз отложил рассмотрение уголовного производства. Тем временем Пасишник не бедствует. Молодой энергичный управленец закрепился на должности первого заместителя гендиректора ПАО "Укртранснафта". Не исключено, что по прошествии какого-то времени он станет одним из лучших наших топ-менеджеров, в любых обстоятельствах действующим в соответствии с буквой и духом закона.
Впрочем, речь вовсе не об этом человеке и не о его явном или мнимом (свою вину он отрицает) проступке. Нам нужно сообща думать о том, как повысить в стране эффективность управления и, следовательно, всей реальной экономики. Говорит член стратегической группы советников по поддержке реформ Кабинета министров Украины, советник по вопросам приватизации и реформ государственных предприятий Андрей Бойцун. По его мнению, население Украины не питает особого энтузиазма по поводу реформ государственных предприятий, поскольку они не настолько впечатляющие, как, скажем, реформы в правоохранительных органах.
Эти реформы необходимы для того, чтобы управление госпредприятиями было эффективным и чтобы таким же было управление государством, настаивает Бойцун. По его словам, люди часто рвутся к власти только из-за того, что есть этот «лакомый кусочек» (госпредприятия), а мы как страна привыкаем к тому, что у нас политики не борются за права потребителей, не поддерживают конкуренцию, а за то, чтобы руководить предприятиями.
Советник рассказывает о структуре обычного предприятия - акционерного общества, где есть акционеры, которые доверяют свои деньги менеджменту, а он уже управляет предприятием. Для контроля за ним акционеры избирают наблюдательный совет, то есть создают контрольный механизм. На государственном предприятии без него тоже нельзя. Но государство само по себе очень сильно влияет на работу своего предприятия. Управление им должно, по большому счету, осуществляться в интересах граждан страны.
Но у граждан, по сути, отсутствуют стимулы для того, чтобы управлять государственным предприятием так, как это делают акционеры, отмечает Бойцун. Они не могут прийти на общее собрание акционеров, где принимаются самые главные решения, и не могли бы там проголосовать руками, поскольку им не хватает для этого компетенции. Не могут проголосовать и ногами, то есть уйти, продать свои акции, если им, например, не нравится, как управляют «Нафтогазом».
В этой компании в 2015 году, отмечает Бойцун, вообще было непонятно, как распределяются полномочия между Кабмином, который является учредителем, и министерством энергетики, которое было обозначено в уставе компании, как акционер. А наблюдательного совета там, кроме как на бумаге, по сути, вообще не было. Чиновники, которые в него входили, больше года не собирались. У членов НС «Нафтогаза» были задания от государства на голосование, они не получали зарплаты и не имели никаких стимулов для того, чтобы активно там работать. Просто голосовали так, как им было сказано. А в случае какого-то своеволия могли бы даже попасть в тюрьму.
Новая система правильного управления государственными предприятиями, по словам советника, будет основываться на стандартах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). По словам Бойцуна, они удобны тем, что являются для нас внешними, то есть избавляющими от того, чтобы изобретать свой велосипед: бери и двигайся вперед. Стандарты корпоративного управления являются как бы рамкой, в которую можно заложить работу любого предприятия. Они очень четкие и минимизируют возможность манипуляций и имитаций, если их (стандарты), конечно, правильно применять.
К сожалению, практика в нашей стране подчас сильно отличается от теоретических построений. Об этом, в частности, говорит и опыт, полученный в Украине экс-министром экономического развития и торговли Айварасом Абрамавичусом.
«Когда меня назначили министром, я был в полной уверенности, что самое легкое, что мне предстоит сделать в Украине – это реформировать государственные компании, - подчеркивает Абромавичус, - Я знал, как это сделать. Будучи управляющим партнером скандинавско-шведской компании и имея в управление до $8 миллиардов в Восточной Европе, России и странах Балтии, Казахстане, Грузии, я лично руководил процессом по назначению около ста независимых директоров в различные компании по всем перечисленным регионам».
«На самом деле это оказалось крайне сложно, потому что я не мог предвидеть, что тут не будет политической воли для замены плохо работающих директоров и создания наблюдательных советов. Тогда я был в полной уверенности, что для всех реформ в Украине есть политическая воля, - отмечает экс-министр, - Я не политик, то тут я понял, что для каждой реформы нужна еще и команда профессионалов, имеющих большой опыт реформирования. Поэтому с первых дней в Украине со мной работал бывший заместитель министр экономики Литвы Адомас Аудицкас. Одной из его заслуг было то, что буквально за два года дивиденды в госбюджет от госкомпаний выросли в 15 раз».
«Адомас отстаивал мысль, что для реформы госкомпаний нужны нормальные наблюдательные советы, - вспоминает Абромавичус, - И первый, о ком я вспомнил, конечно, был Михеил Саакашвили, которого мы включили в наблюдательный совет при министерстве по этой конкретно реформе».
«Мне было достаточно легко работать с некоторыми инициативами, потому что до нас в этом направлении ничего не было сделано, - продолжает экс-министр, - Поначалу все шло в правильном направлении. Но в руководстве страны были не только те, кто нас поддерживал, но и «ястребы», которые все это игнорировали и саботировали. Первое, что мы провели через Кабмин – это обязательность для всех крупных госкомпаний публиковать свою отчетность и проходить международный аудит. Было сопротивление, было недовольство, но в итоге я увидел, что политической воли для прохождения международного аудита не было тогда, и до сих пор нет».
«Когда я заявил о намерении подать в отставку, то у этого оказалось одно положительное следствие. Лидеры правительства стали между собой говорить, раз Абромавичус говорит, что все так плохо, давайте что-то делать и быстрее переназначим руководителей компаний. Я поймал на слове Арсения Петровича (Яценюка), и стал назначать тех людей, которых раньше в принципе не хотели видеть на такой работе. Ярчайший пример того времени – Наблюдательный совет «Нафтогаза», куда вошли три человека, имевшие общий стаж операционного опыта в ВР и СоnоcоPhillips на топовых позициях. Таких людей мы смогли привлечь в Украину впервые за историю страны. Но сейчас руководство страны всячески показывает, что такие люди нам не нужны», - с явным сожалением произнес Абромавичус.
Section
Экономика