Палатки сахарных акционеров
круглосуточно защищают предприятие от уничтожения
ГОТОВЫ УМЕРЕТЬ...
Среди белого дня по улицам Моивки, что на Виннитччине, проехали пустые КАМАЗы и кран: они направлялись за металлоломом к воротам сахарного завода. Туда же с криками изо всех концов села бежали люди. Чтобы перекрыть путь. Удалось. Сборщики металлолома вернулись назад. А работники сахарного завода остались и организовали комитет защиты своего предприятия. Разбили палаточный городок и выставили сделанные из подручных материалов транспаранты.
Председатель сельсовета Анатолий Ольхович называет эту акцию вынужденным шагом. По его словам, другого способа сохранить завод у моивчан нет. Днем здесь более людно, а на ночь остается человек 20 — 30.
Моивский сахарный завод — единственное предприятие в Черновицком районе. Во времена сертификатной приватизации рабочие получили акции завода, который на то время уже начал приходить в упадок. Но людей уговорили вложить сертификаты в сахарозавод, который на то время уже перешел к новому владельцу — одной из донецких компаний. Ее представители уверяли, что возобновят работу. Им поверил даже глава районной администрации Владимир Томчук, но завод проработал всего 12 дней. А теперь встала угроза его полной ликвидации. Один из кредиторов, который в свое время поставлял горючее, начал требовать возвращения долгов. После процедуры банкротства сахарозавод перекупила другая структура — «Донецкинтерпродукт». Новый исполнительный директор утверждает, что экономические подсчеты показали нецелесообразность дальнейшей работы. Теперешние цены на сахар, мол, не дадут нужного дохода, чтобы покрыть расходы на производство. В результате другого не придумали, как порезать завод на металлолом и таким образом рассчитаться с долгами в местный и центральный бюджеты.
— У меня есть постановление наблюдательного совета о демонтаже оборудования и продаже с целью погашения долгов, — говорит председатель правления Виктор Гордиенко, — я вынужден его выполнять, а эти митинги под воротами завода мешают работать.
Чтобы разорвать замкнутый круг, в это дело уже втянули службу безопасности. Глава районной администрации даже подал в СБУ области обращение об обнародовании документов относительно перепродажи сахарозавода и установления личности нынешнего владельца. Моивчане готовы выкупить его долю, для чего месяц- два работать без зарплаты, а пенсионеры — отдать свою пенсию, лишь бы завод опять заработал. Ведь он давал работу трети жителей, поддерживал местную инфраструктуру. Кроме того, после остановки завода многие мужчины выехали на заработки, поэтому запуск завода для моивчан — это еще и возобновление семей. Таким образом, люди, прежде всего женщины, готовы стоять насмерть.
— Мы так просто предприятие не отдадим, — подчеркивает инженер по охране труда Раиса Головнова. — Завод порежут только через наши трупы.
Поддержку работникам сахарного завода обещает не только районная и областная власть, но и главный налоговик области Николай Лавренко. Недавно он заявил:
— Уничтожить предприятие — это преступление перед государством. А завоз сырца, который подрывает работу местных сахарных заводов, — это также и преступление перед бюджетом.
На Виннитччине, которая является одной из центров сахароварения в стране, это уже не первый случай разрушения предприятий. Новые хозяева довели их до банкротства, а потом не видели другого выхода, кроме как резать на металлолом. Таким образом разрушено уже шесть заводов, хотя каждый раз работники становились в защиту. Как-то областная власть, выехав к очередным бунтарям, заявляла местной прессе, что не даст порезать завод. Но немного позже к нему прибыло спецподразделение и разогнало дубинками людей, проработавших здесь всю жизнь. Некоторым из бывших рабочих даже пришлось отлеживаться в районной больнице.
Поэтому и в Моивке не очень верят заверениям... Кто-то из скептиков говорит, что и на этот раз власть в результате будет говорить, что не в ее силах и компетенции контролировать действия инвесторов.
«СТРАТЕГИЯ ПОДСОЛНУХА»?
Относительно курса на ликвидацию сахарных заводов, специалисты говорят разное. Одни утверждают, что это один из фрагментов дикого распределения и накопления капитала. Вскоре, когда уже не будет, что делить, мол, начнется обратный процесс: денежные магнаты заставят свой капитал работать — будут строить новые фабрики и заводы. Бытует мнение, что на Виннитччине просто делят сферы влияния в сахарной отрасли. «Режут» заводы — избавляются от конкурентов. Как продолжение — сахар варить будут, но не все, а те, кто останется. Однако полный сезон и, как в советские времена, в четыре смены.
Так говорят теоретики. Практики более прагматичны и дальновидны. Утверждают, что заводы режут только для того, чтобы освободить площадь от сахарной свеклы. Не будет переработки, не будут сеять. А высвобождают поля под подсолнух. Эта культура очень истощает землю, поэтому во многих странах ее посевы ограничивают, но спрос на масло не исчезает, а на семена подсолнуха — даже растет. Поэтому и распространяется варварская эксплуатация грунтов, но кого в этой стране это интересует?
Выпуск газеты №:
№57, (2004)Section
Экономика