Парадный оптимизм и суровые реалии
Действительно ли украинская энергетика готова к зиме?В преддверии президентских выборов многие производственные сферы Украины поневоле оказались втянутыми в политические игры. Не осталась в стороне от расклада «политического пасьянса» и энергетическая отрасль, являющаяся базовой отраслью для экономики страны. Делается все для того, чтобы убаюкать население уверениями в полной готовности отрасли к очередному осенне-зимнему сезону. И никого в правительстве не интересует истинное положение дел. Так не пора ли взглянуть на энергетику трезвым взглядом — ведь зима не за горами? Или горький опыт трудного прохождения энергетических нагрузок в предыдущие зимы нас ничему не научил?
Этот год начался для энергетиков со смены министра, а вслед за этим на отрасль обрушились массированные проверки Генпрокуратуры — с марта по июнь. Понятно, это выбивало предприятия из нормального рабочего ритма. Но дальше — больше: пошла волна массовых увольнений, затронувшая высокопрофессиональных специалистов. Естественно, тут же развернулась борьба за освободившиеся кресла, а поскольку во главу угла не ставился профессионализм, то в них попали в основном «нужные» люди (кстати, после проверки Генпрокуратуры прошел уже не один месяц, а информации о наказаниях по 500 возбужденным делам нет). Никто сегодня с уверенностью не может сказать, что энергетическая отрасль выиграла от такого повального обновления: ведь ушедшие проработали много лет — в отличие от тех, кто занял их места благодаря беспрекословной преданности новому руководству.
В последние годы энергетика работала на грани невозможного. Чтобы хоть как-то обеспечить электростанции энергоресурсами, приходилось искать различные способы: вексельная эмиссия, зачетные схемы, закрепление промышленных предприятий за поставщиками электроэнергии (так называемые «шахматки») и т. д. Разумеется, это был далеко не лучший выход, поскольку реализация энергии производилась практически по минимальным ценам, но в стране с неработающей экономикой это хоть как-то гарантировало обеспечение топливом. Сейчас так называемые «взаиморасчеты» отменены, а поступление банковских средств осталось, по сути, на прошлогоднем уровне. Так откуда же энергетикам взять средства на закупку топлива? Вопрос получается риторическим.
На семинаре, проходившем в начале сентября в г. Украинка (Киевская область), руководство Минэнерго уверяло, что Украине нечего опасаться прихода зимы, и приводило в пользу этого аргументы. Так, за поставленные твэлы России уже проплачено $51 млн., следовательно, 7 атомных энергоблоков обеспечены топливом (если вспомнить, что на АЭС электроэнергию производят 14 энергоблоков, то получается, что атомная энергетика обеспечена топливом лишь на 50 %). Было отмечено, что все тепловые электростанции сейчас заняты накоплением топлива — запасы угля сегодня составляют 2,8 млн. тонн при минимальной потребности 4,5 млн. тонн (в этом угле от 40% до 60% простой породы, и этот так называемый энергетический уголь будет гореть в котле лишь с добавлением порядка 30% мазута), запасы мазута — 274 тыс. тонн (половина его предназначена для обогрева столицы, тогда как в одном из наиболее энергоемких регионов — Донбассе — мазут вообще отсутствует; находящиеся на электростанциях резервные емкости рассчитаны на 1,5 млн. тонн мазута — и они пусты) при минимально необходимом запасе мазута для вхождения в зиму 600 тыс. тонн. В газохранилища закачано 12 млрд. куб. м газа при потребности 19 млрд. куб. м, но это газ для всей Украины, а поскольку энергетики не рассчитались еще за прошлогодний газ, то маловероятно, что им станут теперь отпускать бесплатно. Насчет угля было сказано так: если шахтеры будут отгружать его по 100 тыс. тонн в сутки, то зимой Украина будет в тепле и при свете. Но поскольку тепловые электростанции сжигают угля зимой ежесуточно 120—130 тыс. тонн, то простые арифметические подсчеты ставят под сомнение обеспеченность и углем. Из всего сказанного напрашивается вывод: либо руководство Минэнерго решило дезинформировать жителей Украины, либо оно не знает истинного положения дел в отрасли.
И это еще не полная картина «готовности» отрасли к зиме. Не может не беспокоить и то, что на 14 крупнейших тепловых электростанциях, находящихся в подчинении Минэнерго, практически не проводились плановые ремонты. А ведь значительная их часть давно уже отработала свой технический ресурс. Аналогичная ситуация и с ЛЭП (линиями электропередач) в сельской местности, поскольку из подлежащих ежегодной замене 22 тыс. км обновляются лишь... 1,5 тыс. км. Это означает, что следует ждать новых отключений электроэнергии — теперь уже из-за обрывов ЛЭП.
А теперь зададимся вопросом: «Стоит ли втягивать в политику такую важную стратегическую отрасль, как энергетика?». Ведь здравый смысл подсказывает, что сиюминутные выгоды — ничто по сравнению с теми тяжелыми последствиями, которые возникнут зимой в результате энергетического кризиса.