Перейти к основному содержанию

Параллельные реальности?

Эксперты — о том, как гармонизировать треугольник: реальный сектор бизнеса — работник — власть
30 сентября, 18:58
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Недавно Ирина Мацепура, руководитель мебельного предприятия ООО ВГСМ, что в Большом Бычкове на Закарпатье, озвучила на своем примере всеукраинскую проблему. В соцсети она написала о встречах с местными представителями фонда занятости:

«Мы отмечаем две проблемы:

1. Люди, которые стоят на учете в фонде занятости, практически не имеют профессиональных навыков, чтобы претендовать на квалифицированный труд;

2. Работники, проработавшие некоторое время и полувшие профессиональные навыки, планируют уехать за границу в поисках более высокооплачиваемой работы;

3. Многие люди на учете в фонде занятости не с целью поиска работы, а выполняют условие для получения социальных выплат и не проявляют никакого интереса при направлении на трудоустройство.

Когда рассматривают проблемы существования и развития горных территорий, я всегда говорю, что без государственных вложений в развитие инфраструктуры ничего не будет. Одним из таких вложений должна быть и образовательная программа. Трудовые навыки у людей очень невысокие и ограничиваются хозяйственными и еще немного строительством. А найти профессионального электрика, механика, станочника деревообрабатывающих станков, не говоря уже об инженерных специальностях — практически невозможно».

Поэтому мы обратились к экспертам, которые представляют разные стороны этой ситуации, с вопросами: насколько острыми являются обозначенные проблемы в реальном секторе украинской экономики, какие есть, возможно, положительные истории их решения и какие первоочередные шаги здесь должно сделать государство с одной стороны и бизнес, возможно, со своей?

«ВСЕ ОТНОШЕНИЯ РЕГУЛИРУЕТ РЫНОК — СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Галина СКОКОВСКАЯ, директор Винницкого областного центра занятости:

— По состоянию на 20 сентября в Винницкой области зарегистрировано почти 15 000 безработных, из них 13700 человек получают пособие по безработице. Из этого количества половина — имеют полное и неполное базовое высшее образование, столько же — окончивших профессионально-технические училища или просто общеобразовательные школы (последние — это 2150 человек). Служба занятости тесно сотрудничает с работодателями, и если они обращаются с предложением повысить квалификацию своих работников по рабочим профессиям, то мы имеем такие возможности. Сегодня государственная служба занятости имеет свои 11 центров профтехобразования. С ними работаем по заказу работодателей, которые нуждаются в повышении квалификации своих сотрудников, по направлению службы. Так, за 2021 год уже 4338 человек прошли обучение по направлению службы занятости и были трудоустроены.

Если говорить о трудовых мигрантах, то служба занятости не ведет официальной статистики относительно тех лиц, которые работают за рубежом, мы не знаем реальной картины. Хотя, как и все, замечаем, что наши граждане ищут заработка за пределами Украины.

Если работодатели не смогут найти себе подходящих работников, то они либо меняют условия труда, или повышают зарплату, чтобы работники оставались на предприятии. Если говорить о Винницкой области, то у нас несколько иная специфика: 53% людей из числа безработных трудоустраиваются в области сельского хозяйства. Понятно, что среди них есть подсобные рабочие (это не трактористы и механизаторы, у которых выше заработная плата), а также те люди, которые работают на сезонных работах. Они имеют низкую зарплату.

С другой стороны, если наши предприниматели будут платить конкурентную заработную плату, как за рубежом, то это приведет к значительному удорожанию на рынке продуктов питания. Поэтому многие из них прибегают к предусмотренной законодательством возможности — отправляют своих работников после сезонных работ в службу занятости. Им выплачивается минимальная помощь по безработице — на сегодня это 1000 гривен. Найти работу в сельском хозяйстве, когда замерзает земля, мы не можем, поэтому они ждут до нового сезона. И, к сожалению, сезонность очень ощутима на рынке труда Винницкой области.

Бывают единичные случаи появления в службе занятости и совсем немотивированных к труду людей. Мы подбираем в соответствии с законодательством для них соответствующую работу. Но бывает, что они возвращаются снова и снова. Это странная, на мой взгляд, ситуация, потому что средний размер пособия по безработице составляет 4000 гривен, минимальный размер — это 1000 гривен. То есть это совсем небольшие средства как для трудоспособного человека. Поэтому предлагаем различные варианты улучшения положения человека: получить новую профессию, переквалифицироваться, чтобы соответствовать предложениям на рынке труда. По-разному бывает. К счастью, имеем сегодня тесное сотрудничество с работодателями. С начала года получили более 25 000 вакансий. Служба занятости — это крупнейшая база возможностей с наибольшей базой вакансий от работодателей. При содействии службы занятости трудоустроили 20 000 223 человека. Это хороший показатель на фоне других регионов по уровню укомплектования вакансий. Плюс — на 5,5% в этом году увеличилось количество работодателей, которые работают со службой занятости. Однако все отношения в экономике регулирует рынок — спрос и предложение. Сейчас, в частности, мы в ожидании сезонного увольнения работников. Если на этот процесс наложится еще и карантин, то это может привести к увеличению количества безработных и новым проблемам с трудоустройством и поиском работы.

«ИМЕННО ОБРАЗОВАНИЕ БУДЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ГОТОВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ К ЛИДЕРСТВУ И РАЗВИТИЮ»

Владимир КВУРТ, экс-мер города Винники, основатель ОО «Большой Львов», депутат Львовского областного совета:

— Гармония треугольника: бизнес — работник — власть — является сегодня, скорее, исключением, чем правилом. Это пример параллельной реальности, когда все субъекты жалуются на проблемы, однако не готовы координировать и стимулировать механизмы их решения!

И фонд занятости (биржа труда), как следствие, стал ритуальным офисом с единственной функцией — сопровождение оформления социальных выплат. Правда, имитация деятельности — не их изобретение. Это постсоветское наследие, благодаря которому одни делают вид, что учат, другие подобным образом учатся, предприниматели имитируют уплату налогов, а чиновники имитируют тяжелый труд на благо государства, где мерилом работы является усталость, а не результат. Способна ли Украина при таких предпосылках претендовать на лидерство? Ответ — риторический, но мы должны ставить себе задачу быть конкурентными. Определяющим фактором сегодняшней экономики становится скорость. Готовность менять и меняться формирует новые тренды в общественных взаимоотношениях. Бизнес знает реальные требования для персонала. Он должен быть готовым не только задекларировать профессиональный уровень, но и сформировать реальный заказ и участвовать в образовательной подготовке работников.

Сегодня формировать предложения рабочего места только размером заработной платы уже недостаточно, если предприятие намерено быть лидером рынка.

Не меньшие вызовы и перед работниками: требование постоянной переподготовки, углубление знаний и овладение новыми становится нормой. В прошлое уходит предмет гордости наших родителей — одно рабочее место на всю жизнь.

Мобильность рабочей силы уже является современным признаком рынка.

Эти факторы должны стимулировать власть приложить усилия не только к оптимизации процедур, децентрализации управленческих решений, но и к формированию образовательного предложения, адекватного вызову современности.

Узкая профессиональная подготовка должна получить достаточно форм предложений — через систему профтехобразования, высшего образования, курсов или других форм предоставления профессиональных знаний.

И это важно понять, потому что именно образование будет определять готовность экономики к лидерству и развитию.

«ЗА РЕФОРМАМИ МЫ ЗАБЫЛИ, ЧТО ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ СВОИМИ РУКАМИ СОЗДАЮТ ДОБАВОЧНУЮ СТОИМОСТЬ»

Юрий МАРЧУК, председатель «Общества лесоводов Украины»:

— Действительно, описанная Ириной Мацепурой проблема существует. Она должна решаться на уровне профтехучилищ и техникумов. В свое время работал Коломыйский техникум механической обработки древесины (с 2010 является структурным подразделением Национального университета «Львовская политехника». — Ред.), который закрывал проблему подготовки станочников, деревообработчиков и т.п. для Карпатского региона. После передачи учреждений среднего специального образования областным советам сегодня спрос на такие профессии должен оцениваться через соответствующие программы, которые должны готовить областные советы и финансировать их. Бизнес тоже должен к этому приобщаться и обучать своих будущих работников на определенных курсах.

За этими постоянными реформами мы потеряли уровень подготовки рабочих кадров. Обращая внимание на Болонский процесс, на высокие материи, мы забыли, что есть люди, которые своими руками создают добавочную стоимость. И сегодня цена хорошего электрика, сварщика, станочника и так далее — на рынке достаточно высока. Потому что большинство из них сейчас активно востребованы в Евросоюзе (Польше, Чехии и т.д.). У нас должны быть конкурентные зарплаты, чтобы задержать этих специалистов в Украине. Это основная сегодня проблема.

Центры социальной занятости должны учитывать это, переквалифицировать работников. Если бы в этом направлении они работали эффективно, то этих вопросов не было бы. Но бизнес не должен ждать, пока к нему придет какой-то работник или его направит центр занятости. Необходимо, чтобы бизнес тоже занимался подготовкой кадров. И сейчас бизнес это начинает понимать. Если взять, к примеру, развитые страны мира, человек при выходе на пенсию получает государственную, накопительную и пенсию от предприятия, где он проработал всю жизнь. Это характерно для США и Японии. Мы пока работаем по принципу упрощения процедуры — взятия на работу и увольнения. То есть профессиональными кадрами мы не дорожим.

Такой была тенденция в последние годы, поэтому назрела проблема сегодня, когда профессиональные кадры выехали в те страны, где их ценят. У нас возник вопрос: как же нам готовить кадры? А очень просто. Восстановить систему и готовить кадры для себя, ценить их, дать социальный пакет — и они будут у вас работать.

Что касается учебы, то профтехучилища остались. Но стоит учесть их финансирование, ведь им же надо иметь соответствующее оборудование, материально-техническую базу. Мастера производственного обучения должны знать современное производство, поэтому раньше такие училища и работали при крупных производствах, где параллельно обучали рабочим профессиям. Только теперь начали приниматься программы, что надо с этим что-то делать.

Действительно, есть дефицит низового звена, тех рабочих, которые создают дополнительную стоимость своими руками. И конкуренция за них будет высокая, так как они стали конкурентными на рынке Европы. Если мы не создадим для них условия, то они и продолжат уезжать. Одна Чехия объявила в том году о дополнительных 40 000 рабочих мест, приглашая в том числе и украинцев. А мы до сих пор думаем, что же делать.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать