Парламент — без сметы. Местные бюджеты — без денег. А страна?
Во второе полугодие Украина входит не только с отрицательным ростом экономики, но и с полным отсутствием адекватного финансового планирования
До конца работы летней сессии Верховной Рады осталось два рабочих дня, но в их повестке нет базового финансового документа, на основании которого формируется госбюджет на будущий год — бюджетной резолюции. А она, согласно Бюджетному кодексу, должна была быть принята еще до середины июня. Нет даже проекта для обсуждения, а замглавы Минфина, ответственный за ее представление, слег с гипертоническим кризом после выступления в парламенте.
Вчера же Верховная Рада не приняла сметы парламента на 2013 год. За постановление о смете Верховной Рады на 2013 год проголосовал 221 народный депутат при необходимом минимуме 226 голосов. Парламент отправил постановление на доработку в профильный комитет. Это означает, что все капитальные расходы Верховной Рады, осуществленные с 1 января по 1 июля 2013 года, начиная от закупки мебели и заканчивая печатанием книг, — вне закона.
Вне закона и все капитальные расходы «Нафтогаза», потому что финплан этой организации на 2013 год по-прежнему не утвержден. Стало известно, что «Нафтогаз» остается без финплана на текущий год 26 июня. Кабинет Министров в очередной раз отложил утверждение финансового плана Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» на 2013 год. К слову, без утвержденного финплана НАК «Нафтогаз» не сможет привлекать заемные средства.
Тем временем местные советы ополчились на Госказначейство. Якобы то не проплачивает счета. Пресс-служба госоргана отбивается: все проплатили, и даже больше, мол, это местные советы еще должны госказне по предоставленным кредитам. Меры сетуют: это неправда. В частности, вчера на пресс-конференции казалось бы лояльный к властям мэр Донецка Александр Лукьянченко заявил: «Недавно на сайте казначейства появилось объявление, которое полностью не соответствует действительности. На данный момент не проведены расчеты в сумме шестидесяти четырех миллионов двухсот сорока шести тысяч шестисот гривен в целевой фонд. Это не материальная помощь, а подготовка объектов образования к осенне-зимнему периоду (капитальный ремонт помещений и так далее)». Кроме того, он отметил, что, какая бы горькая правда ни была, ее стоит говорить. Считает, что с такой ситуацией нужно бороться законным способом. Правда, каким конкретно, он не сказал.
Тем временем некоторые СМИ педалируют версию, что весь сыр-бор с казначейством раскручивается, дабы «убить» эту структуру. И делает это якобы молодая команда в составе правительства. «День» обратился в Госказначейство за объяснениями. Пообещали — интервью с главой госоргана, но «не сегодня», ведь «сейчас много дел в Кабмине».
А вот у руководства городов, которые, по словам их мэров, «сидят без денег», для общения с прессой, несмотря на проблемы, время нашлось. Ниже — оперативная бюджетно-дефицитная информация с Востока и Запада Украины.
ЛЬВОВ:
«Казначейство блокирует для Львова свыше 30 миллионов гривен» — об этом несколько дней назад со ссылкой на департамент финансовой политики Львовской городской рады сообщила пресс-служба ЛГР. В частности, говорится в сообщении, казначейство блокирует выплаты в спецфонды бюджета развития, на ремонт дорог из городского бюджета, управлениям здравоохранения и образования, районным администрациям: «Государственная казначейская служба не выполняет платежных поручений распорядителей и получателей средств городского бюджета Львова на общую сумму более 32,2 миллионов гривен».
Между тем, на сайте Государственной казначейской службы Украины появилась информация о том, что казначейство обеспечивает осуществление расходов Львовской городской рады. «В связи с распространением в некоторых СМИ сообщений о неудовлетворительном проведении платежей распорядителей и получателей средств городского бюджета г. Львова Казначейство Украины сообщает, что указанная информация не соответствует действительности, — говорится в сообщении, размещенном на официальной веб-странице Государственной казначейской службы. — С начала 2013 года органами Государственной казначейской службы Украины во Львовской области обеспечено проведение платежей распорядителей и получателей средств городского бюджета г. Львова на общую сумму 1,138 миллиардов гривен, в том числе по незащищенным расходам — 190,8 миллионов гривен, в частности, только в течение июня этого года —7,1 миллиона гривен»
В то же время директор департамента финансовой политики Львовской городской рады Олег Ищук заверил «День»: проплаты проходят «только по защищенным статьям». «По незащищенным проплачено 2 миллиона гривен», — отметил он. Речь прежде всего, уточнил Ищук, об оплате выполненных для города работ. «Говорим о ремонте дорог, уборке города, перевозке пассажиров троллейбусным управлением — таких работ много. У нас на счету деньги есть — мы их перечисляем, даем платежные поручения казначейству. А дальше...», — рассказывает чиновник.
«Каждая непроплата — это удар по людям, которые выполнили определенный объем работ и ждут заработной платы», — отмечает в разговоре с «Днем» Ищук. По его словам, ситуация все время меняется. Проплаты задерживаются до пяти дней, больше пяти дней, больше месяца. Но в целом подобная ситуация наблюдается уже год.
И выход из этой ситуации, по его мнению, прост — изменение законодательства. «Речь, во-первых, о предоставлении разрешения органам местного самоуправления держать деньги в одном из государственных банков, а не в казначействе. А во-вторых, о том, чтоб определить ответственность казначейства за непроплату. То есть в случае просрочки платежа на три дня должны быть предусмотрены пеня и штраф», — рассказывает директор департамента финансовой политики Львовской городской рады. По его словам, в Верховной Раде уже зарегистрированы соответствующие поправки к Бюджетному кодексу, автором которых является народный депутат Украины, свободовец Руслан Кошулинский.
Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
СУМЫ:
Полмиллиона гривен помощи по безработице, которую должны были бы получить зарегистрированные в службе занятости сумчане, «зависли» на счетах Госказначейства. По словам директора Сумского городского центра занятости Николая Кухтыка, его подчиненные тоже не получили зарплату за первую декаду, а сам центр едва не отключили от электроэнергии за долги.
И это лишь один из эпизодов, которые свидетельствуют о критической ситуации с прохождением платежей через Госказначейство: в Сумской мэрии ее называют угрожающей. Согласно ежедекадной информации главных распорядителей средств городского бюджета, по состоянию на 20 июня 2013 года кредиторская задолженность по предоставленным, но не проведенным Казначейством платежным поручениям, составила 7914,4 тыс. грн.
Уже почти год, как состояние прохождения, вернее, «проползания» платежей фактически парализует выполнение городской властью ее обязательств по ремонту дорог, строительству и реконструкции сооружений, содержанию объектов благоустройства. К сожалению, такая практика присуща не только исключительно Сумам, а распространена практически по всей Украине, комментирует ситуацию пресс-служба горсовета.
В то же время в Госказначействе такой проблемы не видят, утверждая, что состояние проведения бюджетных средств в Сумах удовлетворительно: в соответствии с законодательством, в установленные сроки, в соответствии с очередностью представления платежек. Говорят, что вовремя проходят не только средства на зарплату, пенсии, стипендии и другие социальные выплаты, но и по незащищенным статьям расходов.
Одно из таких сообщений размещено на сайте Государственной казначейской службы Украины. Там сказано, что платежные поручения от распорядителей и получателей средств Сумского городского бюджета на погашение прошлогодней кредиторской задолженности начали поступать в органы казначейства только с 10 апреля 2013 года. И это действительно так, не отрицают специалисты финансового управления горсовета. Но почему казначейство замалчивает причины такой ситуации? Бюджет Сум на 2013 год был утвержден 26 декабря 2012 г., а средства на погашение кредиторской задолженности можно было предусмотреть, лишь перераспределив свободный остаток бюджета-2012 после утверждения отчета о его выполнении (как этого требует ст. 72 Бюджетного кодекса Украины). Отчет депутаты утвердили в определенный законодательством срок — в феврале, и уже в марте распределили свободный остаток, внеся изменения в бюджет 2013 года.
Учитывая требования Порядка составления и выполнения расписания городского бюджета, существующие сроки процедур внесения изменений в сметы и взятие на основании их бюджетных обязательств, ближайшая возможная дата представления в казначейство платежек на погашение кредиторской задолженности была именно 10 апреля. Следовательно, со стороны городского бюджета все необходимые процедуры были выполнены в установленные нормативными документами сроки, утверждают в горсовете.
В казначействе отмечают, что в течение января-мая проведение платежей из городского бюджета Сум на общую сумму 408,9 млн. грн., в том числе по незащищенным статьям расходов на сумму 190,4 млн. грн. Но это, фактически, заработная плата и погашение кредиторской задолженности за прошлый год, которую «со скрипом» пропустили с середины апреля по середину мая!
По информации главных распорядителей бюджетных средств, проведение платежей по незащищенным статьям в Сумах задерживается с 21 мая (по общему фонду) и с 16 мая (по специальному). Между тем в соответствии с законодательством, срок обработки документов казначейством составляет 1 операционный день по защищенным расходам и 3 операционных дня по другим текущим расходам. Поскольку срок действия платежных поручений ограничивается 30 календарными днями, есть вероятность, что по требованию УГКСУ придется изменять даты ранее представленных платежных поручений.
Сумский городской голова Геннадий Минаев поручил положить начало на Муниципальном информационном портале реестру платежей главных распорядителей бюджетных средств. Так жители города, по его убеждению, будет иметь достоверную информацию о ситуации с движением средств по казначейским счетам. Одновременно с представлением платежного поручения в Госказначейство в г. Сумы, все распорядители бюджетных средств будут представлять электронную копию платежки для размещения на официальном сайте Сумского городского совета. Здесь будет открыт специальный раздел, где будет содержаться информация о распорядителе бюджетных средств, назначении платежа, его сумме, номере платежного поручения и дате его представления в Госказначейство. Можно будет также узнать дату проведения платежа и отследить задержку его прохождения в днях.
«Будем работать с Государственным казначейством публично! — прокомментировал Геннадий Минаев. — Ничего личного! Просто общество должно знать, как мы работаем и что, и почему в нашем городе не делается».
Информацию о задержке платежей по городу Сумы мэр обещает размещать и в местных газетах, и на телевидении.
Алла АКИМЕНКО, Сумы
Выпуск газеты №:
№113, (2013)Section
Экономика