Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Парламент таки пришел к консенсусу в «органическом» вопросе

Эксперты: Принятый закон усилит позиции украинских аграриев на европейском рынке
05 сентября, 11:48
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА

Верховный Совет Украины наконец-то принял Закон «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья». «За» легализацию украинских органических продуктов проголосовали 302 депутата при необходимом минимуме 226 голосов.

После двух лет промедлений депутаты таки пришли к консенсусу в органическом вопросе. Найти единый подход им помогли правки Президента, который ранее отправил законопроект на доработку. По мнению опрошенных «Днем» экспертов, такой шаг существенно усилит позиции украинских производителей на европейском рынке и увеличит объем внутреннего рынка производства органической продукции.

Напомним, что еще 18 сентября 2012 года парламент принял закон, устанавливающий требования к выращиванию, производству, переработке, сертификации, маркировке, перевозке, хранению и реализации органической продукции и сырья. Им в частности определено внедрение системы контроля на всех этапах производства органической продукции, а также процедуры инспектирования и сертификации ее производства и переработки. Согласно закону, сертификация такого производства может осуществляться территориальными управлениями Госсельхозинспекции, а также частными уполномоченными органами сертификации.

Но глава государства, применив в октябре право вето к этому закону, рекомендовал устранить несогласованность некоторых его положений с законодательными актами в сфере сертификации и подтверждения соответствия, осуществления государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности. В частности, Президент отметил, что предусмотренное законом возложение одинаковых полномочий по инспектированию и сертификации на орган государственной власти и частные уполномоченные органы, а также отсутствие четкого разграничения между ними контрольно-надзорных функций противоречит Конституции и может привести к неоправданной конкуренции между названными субъектами. По мнению главы государства, сочетание в одной институции функций сертификации и государственного надзора противоречит национальным и международным принципам осуществления сертификации и надзора.

Янукович также указал на недостатки в вопросах маркировки. Так, по его словам, закон допускал маркировку продукции как органической при содержании в ней неорганических ингредиентов. Не понравилось гаранту и предоставления производителям органической продукции налоговых льгот, льгот по оплате за аренду земли и водопользование, а также полного возмещения затрат на страхование аграрных рисков и т. д.

Народный депутат от оппозиционного БЮТа, экс-министр агрополитики и один из авторов закона Иван Кириленко отметил, что предложения Президента несколько выхолостили закон, однако он все равно является шагом вперед для развития органического земледелия в Украине.

Действительно ли после правок документ слал хуже? И какие последствия для дальнейшего развития рынка органической продукции будет иметь принятый законопроект? Об этом «День» спросил экспертов.

КОММЕНТАРИИ

«ДОВЕРИЯ К НАДПИСИ НА ЭТИКЕТКЕ «ОРГАНИЧЕСКОЕ» БУДЕТ БОЛЬШЕ»

Владимир ЛАПА, генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»:

— Этот закон внесет определенный порядок, потому что органическое направление не регламентировано, и нередко встречаем маркировку с использованием в названии «органическое», «эко», «био». Но часто это элемент дизайна упаковки, потому что так ли это — нельзя сказать без наличия механизма производства органической продукции. Утвержденный документ полностью регламентирует все процессы производства, сертификации органической продукции. Им также определяются полномочия органов государственной власти.

Президентские поправки ничего существенно нового в разработанный ранее законопроект не вносят. Но в них есть как позитивы, так и негативы. Позитив: после введения закона доверия к надписи на этикетке «органическое» будет больше. Потому что производство такой продукции будет проходить по определенным техническим регламентам, предусмотрены механизмы проверки и определенные зоны производства такой продукции. Риск в том, что недостаточно учтен опыт законодательства ЕС относительно выдачи сертификатов: если производитель получает сертификат производства органической продукции для поставок в ЕС, то он автоматически должен получать и украинский сертификат. Но этого в законопроекте не предусмотрено. Второй риск — маленький переходной период, три месяца. Не исключено, что все подзаконные акты и процедуры будут внедрены вовремя. Если необходимые процедуры не примут своевременно, то те украинские производители, которые реально производят органическую продукцию, не смогут дальше использовать термин «органик».

«ЕВРОПЕЙСКИЕ СЕРТИФИКАТЫ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ПОЛУЧИЛИ 164 ХОЗЯЙСТВА»

Евгений МИЛОВАНОВ, глава правления «Федерация органического движения Украины»:

— Начало принятия закона совпадает с началом органической недели в Украине, которая пройдет с 5 по 12 сентября. Принятие этого закона — очередные попытки легализировать работу органического сектора Украины. Ведь до сих пор никакого закона нет. В Украине закон принимали дважды, и сейчас это уже третий. Но Президент так его и не подписал. Органический сектор начал развиваться с 1997 года. В общем не формализация этого рынка на уровне парламента и Президента Украины не очень сильно мешает развитию сектора. Если в 2011 году внутренний рынок органической продукции составлял более пяти миллионов евро, то в 2012 году — восемь. Больше всего производят зерновые и бобовые культуры. В Украине в конце 2012 года европейские сертификаты производства органической продукции получили 164 хозяйства. До конца 2013 года их количество вырастет и превысит 170. Большая часть из действующих предприятий ориентируется на европейский рынок, потому что он значительно больше по сравнению с украинским. Так что сегодня производство органической продукции — это экспортно-ориентированное производство. Под органическое производство в Украине задействовано более 272 тысяч га или 0,3% всех сельхозземель. Их число будет расти: при наличии государственной поддержке через 5-10 лет количество органических земель может вырасти до 3% всех сельхозземель. Почему важно принятие данного законопроекта? В странах ЕС большинство производителей получают дотацию со стороны правительств разных стран или же от ЕС в целом. Например, соседняя Молдова имеет практику дотирования своих органических фермеров. Легализация органических сертифицированных промышленных производителей — это один из шагов финансовой поддержки для них. Сегодня ежегодный прирост производства органического рынка в Украине составляет 50—100%. Насколько вырастут эти темпы, во многом зависит от принятия решения относительно дотирования отечественных производителей. Также важно, чтобы подписанный Президентом конечный документ корреспондировался с европейским аналогом. На мой взгляд, главное условие сближения украинских и европейских норм — прозрачность производства, четкая и понятная работа сертифицированных органов. В результате конечный потребитель должен быть максимально удовлетворен в плане возможности прозрачного отслеживания происхождения этого продукта, его дальнейшей переработки и транспортировки. Ведь потребитель требует безопасной продукции и сохранения природы.

«ЕСТЬ ЛОББИ НЕКОТОРЫХ СТРАН, КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ ВЫХОДА УКРАИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА МИРОВОЙ РЫНОК»

Юрий КАРМАЗИН, экс-депутат Украины, автор законопроекта «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья»:

— Сначала мой законопроект подали в Раду, потом — отозвали, дальше согласовывали и 18 сентября приняли как закон. Все депутаты согласовали, но потом нашлись отдельные личности, которые подготовили вето Президента и на год Украину отбросили назад в развитии органического движения. За это время Украина потеряла не один миллиард прибыли от органического производства. И вот теперь наконец-то приняли поправки от имени Президента. Они абсолютно несущественные и не намного ухудшили законопроект. Почему так случилось? Потому что есть лобби некоторых стран, которые не хотят выхода украинской органической продукции на мировой рынок. Это так называемая пятая колона, в которую входят все страны, производящие органическую сельскохозяйственную продукцию. Вы думаете, что в ЕС, начиная с Испании, Франции, Германии, Голландии, Италии, Польши и Румынии, очень хотят в нас видеть конкурентов? Я уже не говорю об Израиле. Они не заинтересованы, чтобы мы шли вперед. И поэтому по-разному лоббируют свои интересы, в том числе и под маркой несовершенства какого-то из положений в законе. Вы думаете, у нас все такие глупые и не могли провести в Раде этот законопроект? Нельзя было сломать сопротивления лоббистов. Если бы не настойчивость главы аграрного комитета Григория Калетника, то, возможно, и этот закон не стоял бы в порядке дня депутатов. Его уже проголосовали. Я думаю, что Президент подпишет его через несколько дней. Потом — еще три месяца на подготовку подзаконных актов, положений и инструкций. Необходимо также предусмотреть в бюджете 2014 года деньги (менее 10 миллионов гривен) на поощрение производителей такой продукции в виде дотаций. Это необходимо поддерживать, потому что органическое производство — здоровье украинской нации. Как это правильно сделать? Думаю, надо считать по количеству выращенной продукции. Зачем это нужно? Затем, что себестоимость производства органической продукции зерновых в 2—3 раза выше традиционных способов выращивания. Соответственно эти издержки должен покрывать производитель, которые потом ему компенсирует потребитель и на первых этапах — государство. Последнее может давать разные преференции также при налогообложении таких производителей. Например, на тысячу тонн произведенного органического зерна необходимо давать сотню тысяч гривен. Все надо сопоставить, чтобы сработал эффект стимулирования. Иначе так и будем продавать нитратные помидоры, а потом удивляться, почему нация болеет все больше.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать