Перейти к основному содержанию

Переработка нефти становится «интелектуальней»

Американская компания представила новую концепцию НПЗ
20 апреля, 20:46

Энергетические кризисы подталкивали высокоразвитые страны к инновациям в сфере увеличения нефтяных ресурсов, в частности, за счет более эффективного их использования. Поэтому сегодня нефтяной сектор считается наиболее емким в инновационном смысле, и потому самый эффективный среди остальных отраслей топливно-энергетического комплекса.

Необходимо отметить, что добыча и переработка нефти имеет более чем столетнюю историю, а ее развитие было тесно связано с формированием высокоразвитых в промышленном отношении стран. Страны Запада еще в начале ХХІ века создали высокотехнологический базис, обеспечив возрастающие потребности мирового рынка в нефти и нефтепродуктах, сделав прорыв в инновациях для более эффективного энергосбережения. Важным достижением стало создание гибкой системы ценообразования на нефть, которая, кроме фискальной целевой направленности, обеспечивала рост инвестиционных потребностей для финансирования инновационной деятельности нефтяных компаний.

Интересно, что за годы последнего экономического и финансового кризисов в нефтяном секторе высокоразвитых стран наблюдались тенденции повышения собственной добычи нефти при общем падении потребления нефти и продуктов ее переработки. Так, за 2009 г. в США производство нефти по сравнению с 2008 г. выросло на 7%. В то же время потребление за этот же период упало на 4,9%. Более экономное использование нефтепродуктов в США показывает падение их потребления по группам продуктов: автомобильных бензинов — на (-) 0,3%, дизельного топлива — на (-) 9,0%, мазута — на (-) 16,2% и всего — на (-) 4,2% соответственно. Между тем в мире соответствующие показатели составляли: (+) 1,0%, (-) 3,0%, (-) 6,3% и всего (-) 1,4%.

В Украине наблюдались несколько иные тенденции. Так, при падении за 2009 — 2010 гг. спроса на 0,2% добыча нефти из собственных месторождений сократилась на 10,8%, а импорт вырос на 3,1%. По бензинам эти показатели составляли: (+) 4,7%, (-) 8,7% и (+) 26,4%; дизельному горючему — (+) 5,6%, (-) 5%, и (+)14,6%; мазуту (-) 13,2%, (-) 6% и (-) 58,6%. Из приведенных данных можно сделать вывод о слабых тенденциях использования в Украине инноваций в нефтяном секторе. А дополнительное их потребление в 2010 г. происходило главным образом за счет увеличения импорта.

Также интересным в истории нефтедобычи оказался период 1980 —1996 годов, когда в развитых странах было остановлено 45 нерентабельных нефтеперерабатывающих заводов. К этому необходимо добавить, что небольшие по мощности НПЗ выводились из эксплуатации значительно чаще по сравнению с крупными предприятиями, что было обусловлено следующими причинами: на более крупных НПЗ более эффективное по сравнению с малыми предприятиями, внедрение мероприятий по снижению расходов на производство; крупные НПЗ дешевле перевести на глубокую переработку нефти, чем малые; крупным НПЗ эффективнее переходить на более совершенные, с точки зрения экологичности, технологии, так как это требует значительно меньших капиталовложений.

Таким образом, в новых послекризисных условиях большие НПЗ становятся более конкурентоспособными по сравнению с малыми, что сопровождается увеличением мировой мощности НПЗ.

К сожалению, ни во время мирового энергетического кризиса, ни позднее структура нефтепереработки Украины не была откорректирована. Более того, в то время все термические крекинги были реконструированы в установки для перегонки нефти с целью увеличения производства мазута.

В среднесрочной перспективе высокие мировые цены на нефть стимулируют проведение поисково-разведывательных работ и освоение месторождений, требующих значительных капитальных вложений в регионах за пределами ОПЭК, в том числе — в Украине. С другой стороны, они создают предпосылки для перехода на виды топлива, альтернативного нефтяному, для проведения мероприятий по более эффективному и экономичному использованию энергии, росту инвестиций в новые наукоемкие технологии.

Последние годы активно используются третичные методы повышения коэффициента нефтеотдачи: термические, газовые, химические и микробиологические. Так, соотношение добычи нефти за счет термических, газовых и химических методов в США составляло 7:2:1, в Канаде — 1:8:1, в Украине — 0:1:15 и в России — 2:1:7. Стоит заметить, что научные работники и практики наиболее эффективными считают термические и газовые методы.

Действие фактора растущей цены на нефть особенно отразилось на внедрении «тяжелых» капиталоемких технологий, к которым можно отнести добычу высоковязкой нефти (ВВН). Отметим, что в мире открыто свыше 1680 месторождений такой нефти, запасы которой составляют свыше 750 миллиардов тонн. Сегодня ВВН добывается почти в половине из 96 нефтедобывающих стран, а объемы ее добычи термическими методами составляют свыше 85 миллионов тонн в год.

Впрочем, анализируя период после мирового энергетического кризиса, эксперты энергорынка отмечали, что мероприятия по энергосбережению, начатые многими странами, не были завершены в связи с падением мировой цены на нефть в 1986 году, который не стимулировал этот процесс. Это дало основания утверждать, что потенциал энергосбережения до конца не был использован ни одной страной мира.

При этих условиях были пересмотрены концептуальные положения относительно технологической схемы современного НПЗ. Так, если в конце 80 — 90-х годов XX века автоматизацией были охвачены отдельные установки или производства, то уже в начале ХХІ века в отдельных развитых странах Запада были разработаны концептуальные проекты НПЗ будущего (Япония) и модель интеллектуального НПЗ (США). Среди десяти ключевых идей для проектирования НПЗ нового поколения большая часть была связана с автоматизацией — минимальное техническое обслуживание, длительность работы без остановок, создание производственных центров, безопасность, гибкость и простота. Гибкость технологической схемы такого НПЗ позволяет регулировать производство бензина и дизельного топлива в зависимости от рыночного спроса.

Для обеспечения максимальной эффективности производства компания Emerson Process Management (США) предлагает свою концепцию интеллектуального НПЗ. В основу модели максимальной эффективности такого НПЗ положено использование потенциальных возможностей автоматизации, в том числе изменения в ее технологии.

А внедрение в практику перспективных инноваций даст в результате рост конкурентоспособности нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности с одновременным улучшением экологического положения.

КСТАТИ

Президент Украины Виктор Янукович подписал закон о снижении акциза на бензин на 50 евро за тонну, на дизельное топливо — на 20 — 30 евро за тонну. Согласно закону, для стабилизации ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов страны акцизы, предусмотренные в Налоговом кодексе, снижаются до 31 июля 2011 года. В частности, на бензин — на 27,5%, со 182 евро за тонну до 132 евро за тонну; на дизтопливо с содержанием серы более 0,2% — на 33,3%, с 90 евро за тонну до 60 евро за тонну; с содержанием серы от 0,035% до 0,2% — на 43,5%, с 69 евро за тонну до 39 евро за тонну с содержанием серы 0,005% до 0,035% — на 48,4%, с 62 евро за тонну до 32 евро за тонну с содержанием серы не более 0,005% — на 47,6%, с 42 евро за тонну до 22 евро за тонну.

Целью закона является снижение стоимости топлив в опте и рознице за счет сокращения налоговой нагрузки. По расчетам заместителя министра финансов Анатолия Мярковского, в результате принятия закона цены на бензин должны снизиться примерно на 50 копеек на литре.

По выводам правительства, из-за временного снижения акцизов на бензин и дизтопливо спецфонд госбюджета недополучит один миллиард 49,1 миллиона гривен акцизных поступлений, что может привести к недофинансированию дорожных работ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать