Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Первый триллион: как будем делить?

Бюджетный механизм фактически утратил функцию инструмента экономического развития, — эксперты
25 сентября, 19:03
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В минувшую пятницу, при очень слабо наполненном зале под куполом, министру финансов Александру Данилюку отвели 15 минут для представления депутатам проекта закона о государственном бюджете на 2018 год.

«Уже второй год подряд мы вовремя выносим на рассмотрение проект государственного бюджета, — похвалил себя министр и продолжал в том же духе: — Мы хотели разработать максимально качественный, эффективный, максимально реалистичный документ». По его словам, обсуждение главной сметы страны уже начато как в парламентских комитетах, так и в экспертной среде.

И если в предыдущих его утверждениях можно и усомниться, то последнее соответствует действительности. Еще за день до официального представления в парламенте, эксперты уже разбирали бюджет-2018 по крупным и мелким косточкам, «обсасывали» едва ли не каждую цифру. «День» уже рассказывал о главных бюджетных цифрах. Тем не менее, еще раз приведем те опорные данные, на которых держится весь бюджет. Итак, рост ВВП в 2018 году согласно с проектом бюджетного закона должен составить 3%, а инфляции — 7%. Доходы бюджета впервые в новейшей украинской истории превысят триллион гривен. На безопасность и оборону, что очень важно для воюющей страны, выделено 163 миллиарда гривен. И еще один важнейший показатель: через госбюджет будет распределено больше трети (34,4%) ВВП страны. То есть, налоговую нагрузку на бизнес и граждан обещают оставить почти такой же, как и в 2017 году (34,2%).

3% роста ВВП является очень оптимистическим показателем, отмечает глава правления Института общественно-политических исследований, экс-первый заместитель министра экономического развития Анатолий Максюта и добавляет: «В его реальность я не очень-то верю. На этот год тоже планировали 3%, ожидали их, а сегодня правительство ожидает 1,8%. Мы в институте также ожидали инфляцию до 8%, а сегодня уже ожидаем больше 11%».

«Недотягивание экономического роста, — продолжает ученый, — как бы компенсируется ростом инфляции. Что будет в 2018 году? Если не будет такого, как предусматривается, экономического роста, то инфляция ускорится. К тому же нам подает негативный сигнал курс гривни к доллару, на котором подсчитан бюджет: на конец года это больше 30 гривен за доллар. Что такое эта девальвация? Это один из рисков. И очевидно, что здесь, несмотря на остающиеся без изменений налоговые ставки, все же кроется возможность роста налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования, если будут выдерживаться темпы роста ВВП и инфляции».

Максюта также отмечает, что этот бюджет ведет к росту государственного долга при довольно низких темпах роста экономики. При тех заимствованиях, которые сегодня предпринимаются на международных рынках (под 7,4%), отмечает Максюта, мы должны сравнивать темпы роста экономики и доходность тех инструментов, которые мы выпускаем. Если экономика растет на 1,8%, а мы берем займы под существенно большие проценты, это может «растянуть наш долг во времени», но и увеличивает затраты на обслуживание долгов. Сегодня они составляют 130 миллиардов гривен в год, или 4% ВВП, что равно всем расходам бюджета на экономическую деятельность.

Ученого также беспокоят заложенные в бюджет доходы от приватизации государственного имущества (22,5 миллиарда гривен). Если они, как и в предыдущие годы, не будут получены, то, по его мнению, их придется замещать заимствованиями, и государственный долг вырастет еще больше.

«Рассматривая бюджет в качестве следствия экономической ситуации в стране и как прогноз на будущее, — резюмирует Максюта, — можно сказать, что условий для быстрого экономического роста сейчас нет. Экономика страны становится монокультурной — больше 60% экспорта дают сельское хозяйство и металлургия». «Мы сегодня не видим экономической модели, способной обеспечить быстрый экономический рост. А без него есть опасения, что повторится кризисная модель, чего бы очень не хотелось», — добавляет эксперт.

Аналогичное восприятие предложенного правительством законопроекта и у экс-члена правления Нацбанка Украины Игоря Шумило. Он считает, что бюджет-2018 абсолютно не отвечает лучшим образцам бюджетного творчества, демонстрируемым европейскими странами. «Молодой команде, которая всегда и во всем выступает за европейские стандарты, мы предоставили свои рекомендации, но они оказались невостребованными, — рассказывает Шумило. — У нас по-прежнему краткосрочный бюджет. А цели и задачи, которые ставит перед собой правительство и власть вообще очень сложно решить на протяжение одного года. Нужен хотя бы среднесрочный бюджет, чтобы убедиться, что и цели и задачи качественные, и что есть ресурсы, которые для них необходимы. Вот это и есть сутью среднесрочного бюджета».

«Большего неуважения к депутатскому корпусу, к общественности, к экспертам, чем то, что демонстрируют такая форма представления и такое содержание бюджета, даже невозможно себе представить, — возмущается Шумило и приводит пример: — В любой стране, представляя бюджет, правительство дополняет его пакетом документов, в который входит, в частности, и макроэкономический прогноз. Там все экономические показатели увязаны с монетарными. У нас же пишут: макроэкономические показатели смотрите в прогнозе, утвержденном 31 мая. Так с тех пор уже столько воды утекло — все изменилось». «К сожалению, этот бюджет ничего не закладывает для роста в долгосрочной перспективе», — уверен Шумило.

Советник Президента Украины, экс-заместитель министра экономики Игорь Уманский поначалу берет Министерство финансов — разработчика бюджета под защиту. Бюджет, по его мнению, в целом отражает намерения правительства и не является какой-то отдельной политикой. Но при этом он соглашается и с Максютой, и с Шумило, что инструментов для реализации определенной правительственной политики относительно наращивания доходов за счет роста экономики, а не ценового навеса в бюджете не увидишь. «Продолжается практика движения по течению», — констатирует Уманский.

Говоря о бюджетной децентрализации, он подчеркивает, что сегодня имеются извращения в отношениях между бюджетами разных уровней. Правительство очень гордится, что на едином корреспондентском счете 73 миллиарда гривен, но забывает сказать, что деньги местных бюджетов составляют в этой сумме 70 миллиардов и не используются. И также очень важно, что на 90% это средства крупных городов — Киева, Харькова, Днипра, Львова. «Получилось, что районные бюджеты у нас практически остались один на один со всеми своими проблемами, а основной ресурс идет в большие города», — отмечает Уманский. «При этом мы продолжаем практику размазывания инвестиционного ресурса на различные непонятные программы, среди которых и бюджет регионального развития» — упрекает правительство эксперт.

К обсуждению бюджета подключаются и народные депутаты. Так, Виктория Войцицкая («Самопоміч») интересуется мнением экспертов в отношении одной из новелл бюджета-2018, позволяющей правительству проводить заимствования для докапитализации государственных банков сверх объемов, зафиксированных в бюджете.

Как объяснил Уманский, к счастью, теперь такую операцию можно проводить исключительно в пользу государственных банков, тогда как раньше так поступали и с предприятиями госсектора, в частности с «Укргидроэнерго» и «Нафтогазом Украины».

Но конкретных цифр ни по размеру долга, ни по заимствованиям в бюджете нет, поскольку это не денежные размещения, отмечает Уманский и напоминает, что только в этом году правительство принимало решения об увеличении капитала двух государственных банков, хотя бюджетом это не предусматривалось. То же самое и с Фондом гарантирования вкладов, у которого недостаточно собственных средств. И то, что компенсация вкладов сегодня происходит за счет госбюджета, сегодня уже ни для кого не секрет. Источником тут все тот же государственный долг, подчеркивает эксперт.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать