Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Первый звонок...

Социальные инициативы не должны конвертироваться в инфляционные
08 февраля, 18:37

Это сообщение Госкомстата украинской экспертной среды ожидали не без опасения, ведь оно должно было стать весомым аргументом в дискуссии относительно реальных перспектив макроэкономической политики этого года. И вот оно прозвучало: инфляция в январе увеличилась до 2,9% против 2,1% в декабре и 2,2% в ноябре прошлого года. Относительно января прошлого года инфляция увеличилась до 19,4%.

Конечно, инерционная сила 2007 года дает о себе знать. В конце прошлого года ее удалось немного замедлить, но замедление ценовой волны, которое началось тогда в ноябре и продолжилось в декабре, ныне прервалось. Потребительские цены растут широким фронтом. В ретроспективном измерении показатель потребительской инфляции выше среднего для января 1997—2006 годов — на 1,3%. Большую инфляцию в январе Украина имела только в 2000 году, но это был только первый год нашего экономического роста. Теперь же такие ценовые «высоты» января усложняют снижение по итогам года до уровня желаемой однозначной цифры.

С учетом существующей композиции макропропорций бюджета наиболее вероятным на сегодняшний день является такое развитие событий. Инфляционные ожидания не сразу войдут в зону надежного контроля. В течение первого квартала они и далее будут получать возбуждающие импульсы со всех сторон: как от оппозиции, так, к сожалению, и от действующих властных структур, а также аналитиков, журналистов. После опубликования январской статистики не исключена даже информационная «истерия». Тем более, что до мая база сравнения для нынешней инфляции (в прошлом году к этому месяцу возмущение цен было незначительным) будет оставаться неблагоприятной. Это будет оказывать дополнительное психологическое давление и будет генерировать новые ожидания подорожания продовольственных товаров. В то же время в этом квартале придется продолжать январскую политику бюджетного профицита. Однако контраверсионным для этого будет влияние взрывного увеличения государственных расходов, осуществленного в конце 2007 года. Среди негативов ситуации нельзя не назвать возможное увеличение дефицита текущего и уменьшение профицита финансового счета. Соответственно усилится спрос на валюту. Это будет содействовать снижению инфляционного давления. Однако рост валютных резервов несколько стабилизируется.

Замедление мировой экономики, падения цен на нефть будут противодействовать инфляции второго круга. В то же время новые цены на газ ее будут подпитывать. Поэтому инфляцию в следующие одиннадцать месяцев можно считать среднеарифметическим следствием действия разновекторных сил.

Безусловно, будут влиять факторы сдерживания. Ими должны стать ослабление активности заимствований банков и корпораций, а поэтому определенное охлаждение потребительского кредитования. В связи с вероятным ростом дефицита текущего счета можно предусмотреть меньшую интенсивность валютных интервенций Нацбанка, а из- за падения цен на металлы и удорожания газа становится вероятным (под давлением угрозы глобальной стагфляции) временное увеличение продажи им валюты.

Из-за уменьшения профицита счета финансовых операций можно ожидать уплотнение темпов денежного предложения. После двух лет экспансии экономика замедляется. Это — реалии малых циклов деловой активности в Украине.

Среди факторов, которые положительно будут влиять на финансовую ситуацию, можно назвать стабилизацию мировых цен на нефть и, соответственно, светлых нефтепродуктов на нашем рынке. После повышения процентных ставок банков можно рассчитывать на активизацию сбережений населения. Возможно некоторое замедление темпов роста экспорта. Следствием этого будет дезинфляция цен производителей. Сегодня есть также перспектива хорошего урожая. Следует ожидать, после вступления в ВТО, и улучшения сбалансированности рынков продовольственных товаров.

К сожалению, не менее мощными, чем силы сдерживания, могут быть и возбудители покоя. Это дополнительная социализация бюджетных расходов после ревизии госбюджета и перезагрузки потребительского потенциала населения средствами от внеплановой приватизации. Это кризис недопроизводства в угольной промышленности и рост соответствующих оптовых цен. Во втором полугодии может произойти подорожание газа и соответствующая коррекция тарифов. Ощутимым будет и влияние мирового роста продовольственных цен.

Одновременно будем иметь отставание в наращивании предложения товаров и услуг по сравнению с доходами, ведь ВВП прогнозируют с более низким, а номинальные доходы — с более высоким темпом восходящей динамики. Серьезным фактором будет также трансформация прошлогоднего повышения цен производителей в текущее подорожание потребительских товаров. На сфере розничных цен скажется также инфляционный десант монетарного навеса второго и третьего кварталов 2007 года. Отдельно следует выделить опасную, но почти неизбежную вследствие политического противостояния информационную раскрутку инфляционных фобий. Не исключен и всплеск внешнего заимствования после стабилизации мирового финансового рынка (по всей вероятности, во втором полугодии).

На уровне предложения товаров в первом квартале может сказаться как ослабление антимонопольного регулирования (из-за неопределенности с руководством соответствующего комитета), так и отложенное предложение (бизнес будет пребывать в ожидании пересмотра бюджета).

А худшим фактором, который может возмущать ценовую нестабильность, следует считать бездеятельность и несогласованные действия органов, ответственных за антиинфляционную политику. Все будет зависеть от их активности. А эффективное сотрудничество Минфина и Нацбанка нужно и далее углублять. А для нейтрализации инфляционного давления человечество уже выработало достаточно рычагов влияния. Первым и наиболее необходимым среди них следует назвать пересмотр бюджета. Его дефицит следует снизить до 1,2% ВВП, предусмотрев сокращение расходов, в том числе за счет оптимизации социальных амбиций. Необходимо изменить и вектор движения средств, полученных от приватизации: направить их исключительно на государственные инвестиции в объекты инфраструктуры «Евро-2012». Нужно ограничить внешнее ($0,5 млрд.) и увеличить внутреннее заимствование, добиться равномерного и прогнозированного движения средств Единого казначейского счета и усиления стерилизационных мер. Важно остановить проинфляционную и усилить антиинфляционную риторику официальных представителей власти. Нельзя допускать участия бюджета в ликвидации долгов по зарплате в частном секторе, в т.ч. в отраслях добывающей промышленности.

Ныне время сделать более жесткой монетарную политику. Ограничить потребительское кредитование и контроль за этим со стороны Нацбанка. Принять «Закон о потребительском кредитовании».

В нынешних условиях следует ввести более гибкое курсообразование, что приведет к усилению внешней платежной позиции Украины: уменьшение торгового дефицита и стабилизации профицита финансового счета.

В банковской сфере необходимо добиться синхронизации сроков размещения депозитов и предоставления кредитов. В «меню» защитных антиинфляционных активов для населения включить акции, облигации, сертификаты на земельные паи ограниченного оборота и тому подобное. Коммерческим банкам следует рекомендовать повысить процентные ставки по срочным депозитам и ввести новые сберегающие инструменты.

Нацбанк, по-видимому, будет продолжать либерализацию валютного регулирования, в т.ч. относительно вывоза капитала. Ему следует также разработать вместе с Минэкономики модель факторного анализа инфляции. Верховная Рада должна отменить налог на валютно-обменные операции.

Правительству было бы целесообразно обеспечить временный и умеренный рост импорта мяса, кормов, плодоовощной продукции, поддерживать бюджетными инвестициями проекты лучшего сохранения, а также транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции, принять закон о тарифах и повышать тарифы на коммунальные услуги не более чем на 15%. Добиться уменьшения количества торговых посредников, приняв закон о торговле. Ввести антиинфляционную политику в число приоритетов Министерства экономики (странно, что это не было сделано до сих пор). Провести ряд показательных антимонопольных процессов по фактам сговора с целью установления завышенных цен. Сформировать резервный фонд бензина и других светлых нефтепродуктов. Модернизировать механизм использования Агрофонда для проведения товарных интервенций на рынке хлебопродуктов. Принять пакет мер для содействия малому бизнесу, в т.ч. в торговых сетях.

Правительству также желательно воздержаться от очередного резкого повышения тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Провести аудит расходов предприятий в государственном секторе и принять меры для стимулирования и наказания, направленные на то, чтобы не допустить роста непроизводственной доли в этих расходах.

Совет национальной безопасности и обороны сделал бы очень нужное дело, если бы изучил и оценил опыт других стран по административному сдерживанию и замораживанию цен, регулированию рентабельности, сдерживанию экспорта. Нам лучше учиться на чужих ошибках, чем на собственных.

Сегодня очень тревожит то, что теперь у инфляции меньше, чем хотелось бы, «врагов» среди политической элиты. Ведь очевидно, что ныне и государство, и все мы встретимся с мощным инфляционным вызовом. На него нужно адекватно ответить. Бюджетная политика правительства не может быть «раздаточной». И монетарная политика должна стать более консервативной. Прошлогоднее «творчество» Минфина в отношении резкой разгрузки своих счетов в банковской системе следует безоговорочно ограничить.

Бюджет должен иметь символический дефицит. И не за счет «подавления» задолженностей, как это было в годы «бездефицитных» бюджетов 2000— 2003 годов. Сегодня уже мало следовать антиинфляционному консенсусу. Правительство и Нацбанк должны стать «ротвеллерами» ценовой стабильности, занять в этом вопросе действительно «ястребиную» позицию. Обществу сегодня нужен своеобразный контринфляционный экстремизм. Нельзя допускать, чтобы социальные инициативы (от кого бы они ни исходили) конвертировались в инфляционные прыжки.

Следует также учитывать, что Нацбанк может легко сбить инфляцию, перекрыв монетарные краны. Но это решение, как и любое простое, ошибочно. Таким образом можно вообще «подстрелить» экономический рост, и спад в производстве товарного предложения «зальет» страну инфляцией. А правительство, если возникнет искушение фиксации цен, может высушить инфляцию дефицитами. Но мы это уже когда-то проходили и вряд ли у кого-то есть желание возвращаться к тем временам.

Нам нужно сделать отмеченные шаги против инфляции. Иначе будет существовать угроза сделать десять шагов не к людям, а от них. И не стоит питать иллюзий, что инфляционное давление можно преодолеть за один — два квартала. Наша инфляция начала набирать скорость не год и не два назад. Старт ей дал, скорее всего, 2003 год. В следующем году экономика опять «села» на иглу бюджетного дефицита. И до сих пор «сидит» на ней. Но инфляцию, как «коня» на скаку, не остановишь. Прорыва в этой сфере не будет. «Болезнь» запущена. Для ее лечения нужно время. Но если медлить, то можно нарваться и на «инсульт»... Первый звонок уже прозвучал.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать