Перейти к основному содержанию

Пиррова победа

После вступления в ВТО Украину ждет не только позитив
29 января, 00:00

В спорах по поводу вероятных последствий вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО), которые с новой силой вспыхнули в последнее время, во главу угла традиционно ставится влияние этого процесса на ситуацию в украинской экономике. Но анализ, как правило, ограничивается ожиданием безусловного выигрыша потребителей, перед которыми разверзнется невиданное изобилие качественных и недорогих товаров, принесенных на наши рынки международной конкуренцией.

На самом деле все обстоит не так просто. Выигрыш потребителей зависит, прежде всего, от перспектив изменения их покупательской способности, т.е. уровня доходов. Такой подход позволяет усмотреть прямую зависимость «эффекта ВТО» от общего изменения экономической ситуации в стране. А воздействие на нее будет происходить по двум основным каналам. Во-первых, можно предсказать снижение уровня тарифной защиты внутреннего рынка вследствие связывания тарифных ставок в ходе двусторонних переговоров с торговыми партнерами Украины. На фоне общего незначительного снижения тарифов по ряду товарных групп уменьшение уровня тарифной защиты будет довольно ощутимым, что, соответственно, повысит конкурентное давление в этих отраслях. Опережающими темпами будут снижаться тарифы на мясо и субпродукты, сахар, товары пищевой промышленности, целлюлозно-бумажную продукцию, обувь, мебель и т.п. Во-вторых, в соответствии с требованиями ВТО изменится регуляторная среда. В частности, это касается отмены отраслевых налоговых льгот и субсидируемого кредитования, изменения системы государственных закупок и т.п. В результате в ряде отраслей существенно увеличится налоговая нагрузка и возрастут проблемы со сбытом продукции.

Названные факторы ощутимо ужесточают требования к конкурентоспособности украинских предприятий. Тех, кто их не выполнит, ожидает ухудшение финансового положения, а то и полная остановка производства. Понятно, что таковых будет немало. И, несмотря даже на возможность обновления части неэффективно управляемых предприятий (через банкротство), в среднесрочном периоде нужно ожидать снижения уровня занятости и сокращения совокупных доходов населения, что будет иметь отрицательный социальный эффект. При этом моноотраслевой характер многих регионов Украины будет дополнительно способствовать обострению межрегиональных диспропорций и углублению экономического спада в депрессивных регионах. Последнее может иметь кумулятивный отрицательный социальный эффект, поскольку повышает нагрузку на местный и центральный бюджеты, ответственные за социальное обеспечение населения этих территорий.

Чтобы противостоять этим отрицательным социальным последствиям, Украине нужно будет создавать новые рабочие места и добиваться повышения производительности труда на конкурентоспособных предприятиях. Это, в свою очередь, потребует реальной структурной перестройки экономики и инвестиционно ориентированного роста, что, вообще говоря, никакого отношения к ВТО не имеет и вступлением в эту организацию никоим образом не приближает. Даже конкурентоспособные компании, ощущая усиление конкурентного давления, будут вынуждены рационализировать собственные издержки. Учитывая имеющуюся сегодня значительную скрытую безработицу, несложно спрогнозировать, что эта рационализация будет предполагать высвобождение избыточных работников, замораживание или даже снижение реально выплачиваемой заработной платы.

«Интересные» последствия вступления Украины в ВТО просматриваются и в «теневом» секторе украинской экономики. Меры, предпринимаемые в рамках подготовки Украины к членству в ВТО, несут в себе значительный положительный потенциал (в частности, противодействие контрабанде позволит повысить фактический уровень тарифной защиты рынков потребительских товаров даже при снижении номинальной величины импортных ставок). Но в социальном контексте, в особенности на период, пока теневые операции не будут вытеснены в связи с ростом официальной экономики, такие меры будут означать потерю доходов лицами, занятыми в теневых видах экономической деятельности (по различным подсчетам, в теневой сектор в той или иной степени интегрированы более трех миллионов украинцев). Такая потеря может довольно чувствительно сказаться на покупательной способности значительных групп населения и уровне фактического совокупного потребительского спроса. Таким образом, широко разрекламированный «потребительский выигрыш» имеет своей оборотной стороной рост уровня безработицы и замедление темпов роста доходов населения.

Следовательно, наступление качественного и дешевого товарного изобилия — вовсе не факт. Значительные трансакционные издержки ведения бизнеса на внутреннем рынке Украины, недостаточно благоприятный международный имидж нашего государства, значительные транспортные затраты (в особенности это касается пищевых продуктов) и т.п. будут затруднять вхождение импортированных товаров на украинские рынки. Поэтому удорожание отечественной продукции вследствие отмены льгот и введения более жесткого фискального контроля может заметно опередить рост конкурентного давления со стороны импорта, условия для которого будут либерализованы. В результате цены на внутреннем рынке поползут вверх, соответствующим образом снижая покупательную способность населения и провоцируя инфляцию.

Тем не менее, трудно возражать против того очевидного факта, что вступление Украины в ВТО является объективно обусловленным необходимым шагом на пути ее интеграции в мировое экономическое сообщество. Но нельзя закрывать глаза и на то, что в ходе этого процесса украинское общество может уплатить довольно высокую социальную цену за промедление с реальными экономическими преобразованиями и накопление значительных структурных отличий не только от ведущих экономик мира, но и от экономик ближайших соседей. Поэтому стране нужна целенаправленная экономическая политика, учитывающая особенности, присущие переходной экономике Украины, способная адаптировать ее к членству в ВТО таким образом, чтобы максимально полно воспользоваться положительным потенциалом и одновременно минимизировать отрицательные экономические и социальные последствия. Эта политика должна предусматривать модернизацию систем защиты внутреннего рынка и поддержку отечественных предприятий согласно требованиям ВТО. Для этого нужно полностью овладеть инструментарием защитных средств и бюрократической казуистикой ВТО. Неумение пользоваться ею сведет на нет выгоды от облегчения доступа Украины на рынки других стран.

Важно поддержать экспортные производства и усовершенствовать структуру экспорта. Как показал опыт стран Центральной и Восточной Европы, вступление в ВТО не стало фактором наращивания объемов экспорта и улучшения платежного баланса. Напротив, вследствие интенсификации импортных потоков заметно выросло отрицательное сальдо внешнеторгового баланса этих стран. Следовательно, нужны целенаправленные меры по стимулированию экспортных производств, повышению технического уровня и конкурентоспособности их продукции. Тем более, что наш экспорт и без того занимает ведущее место в структуре ВВП Украины. Поэтому, совершенствуя его структуру, нужно наращивать удельный вес продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. Предметом отдельного внимания должна стать политика регионального выравнивания, в частности, с помощью специальных экономических зон и территорий приоритетного развития.

Нельзя упустить и непосредственных мер по компенсации отрицательного социального эффекта. Главным содержанием социальной политики должна стать готовность к значительному росту фактической безработицы и, соответственно, к трудоустройству высвобождаемых работников. Формировать рынок труда в этот период нужно с ориентацией на будущий спрос. В частности, придется развивать систему социальных работ за счет средств местных бюджетов, которые направляются на развитие местной социально-бытовой и производственной инфраструктуры. Болезненным (из-за специфики национального менталитета), но необходимым шагом может стать повышение мобильности рабочей силы (фактически исход из депрессивных регионов идет уже давно, однако его следует ввести в цивилизованные рамки). А наилучшим социальным выходом призваны стать малый бизнес и индивидуальное предпринимательство.

Возможно, эти меры и не смогут полностью возместить отрицательные социальные последствия вступления Украины в ВТО, но, по крайней мере, позволят поддержать социальный оптимизм, крайне необходимый для того, чтобы продуктивно воспользоваться открывающимися в результате вступления в ВТО возможностями.

Ярослав ЖАЛИЛО, кандидат экономических наук, Центр антикризисных исследований

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать