Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Плата за страх

Сколько стоит ответственность автомобилиста?
10 сентября, 19:57

Страховой рынок в Украине переживает настоящий бум. Последняя фишка богатых людей — «охота» за действующими страховыми компаниями, покупать которые в любом случае дешевле и менее хлопотно, чем открывать и, главное, лицензировать, новые. Это на руку автомобилистам. Им, независимо от того, готовы они к этому или нет, обещают самый низкий базовый тариф страхования гражданско- правовой ответственности в Европе. А в придачу — прививают бережное отношение к пешеходам и дают защиту от самих себя. И все эти радости жизни уже с 1 января, когда начнет действовать закон об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев авто. Пока же лишь только один из пятерых украинских водителей имеет страховой полис.

Впрочем, обязательное страхование автогражданской ответственности в Украине существует еще с 1997 года, но до сих пор отсутствовал механизм контроля за его соблюдением. Законодательство, конечно же, предусматривало страховой полис у водителя, а милиция имела право проверять его наличие. Но не больше. Права наказывать за отсутствие полиса не было, то есть, попросту говоря, этот важнейший документ не был в числе обязательных. В соответствии с новым законом в случае отсутствия страхового полиса водителю придется платить штраф, т.е. в дорожные разборки вносится элемент цивилизованности.

Правда, ответственность водителей на данном этапе оценивают (в ожидании более рациональных предложений) в 100 грн. ($18 —19). По мнению президента страховой компании «Скайд-Вест» Андрея Перетяжко, базовая ставка должна быть не ниже $50. Тогда можно будет говорить и о минимальной разумной рентабельности бизнеса страховиков.

А пока идет спор из-за тарифов, количество ДТП растет. Только за первое полугодие в Украине произошло около 19 тысяч аварий и погибло более 2,5 тысячи человек и 23 тысячи травмировано.

Ясно, гражданская ответственность необходима, и в первую очередь для того, чтобы защитить пострадавших. Но у страховиков, и это понятно, все еще теплится надежда заполучить ее в свои руки подороже. Пока же никто еще не знает, сколько будет стоить страховка (в России в 2003 году она составляла до ста долларов для физических лиц и выше ста — для юридических. У нас разговор идет о 100 гривнях для физлиц). Страховики также не знают о суммах ожидаемых премий, хотя еще в конце июля президент Лиги страховых организаций Украины Александр Филонюк заявлял, что в 2005 году страховые компании Украины получат от обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта около $150 млн.

Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) организовало напряженную работу в 11 рабочих группах, обсуждающих эту проблему. Тем не менее нет до сих пор ни тарифов, ни форм договоров, удостоверяющих ответственность. Никто не видел и условий лицензирования страховых компаний. В стадии разработки, как отметил президент МТСБУ Владимир Романишин, находятся и проект порядка и условий формирования централизованных резервных страховых фондов, и система их контроля.

«Я думаю, до конца этого года МТСБУ, весь страховой рынок Украины будет готов к введению этого вида страхования, и население воспримет его как необходимость, продиктованную временем», — уверен Романишин. Естественно, страхованием ответственности автомобилистов будут заниматься компании, прошедшие лицензирование и входящие в МТСБУ (их сегодня 113).

К принятию Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», по словам президента лиги страховых организаций Украины Александра Филонюка, шли почти 10 лет. Закон получили замечательный, социально направленный. В соответствии с ним, рассказывает Филонюк, обязательный лимит ответственности страховщика за вред, нанесенный имуществу потерпевших, составляет 25,5 тысячи гривен, а в случае смерти или тяжелых травм — 51 тысячу гривен.

Эксперты «Дня» допускают, что введение обязательного страхования может сопровождаться различными негативами: от страхового мошенничества обеих сторон до скрытого сопротивления не слишком богатых автомобилистов, до сих пор катающихся на «Запорожцах» и «Жигулях» советского выпуска. Но неоспоримым положительным фактором станет приход в страну нового массового инвестора — автомобилиста, деньги которого можно будет с умом использовать для подъема экономики. Если только они не уйдут для перестрахования за рубеж...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать