Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

По взяточникам ударим... бюрократией

Чиновники стремятся создать еще одну правоохранительную структуру, которая будет бороться с преступлениями в экономической сфере
22 октября, 12:35
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / День

ВСЕХ — НА УЧЕТ!

Широко разрекламированная правительством налоговая реформа предусматривает создание очередного «монстра» — центрального органа исполнительной власти (ЦОИВ) в сфере охраны экономической безопасности государства. Об этом свидетельствует правительственный законопроект № 4449а: «Об основах предотвращения и борьбы с экономическими правонарушениями». Пока что данный документ «прописан» в профильном парламентском комитете (по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности).

Самые главные задачи нового органа — предотвращение совершения экономических правонарушений; борьба с экономическими правонарушениями для защиты интересов государства, территориальных громад, субъектов ведения хозяйства и граждан. Кроме того, ЦОИВ призван нейтрализовать негативные социальные процессы и явления (которые порождают экономические преступления); обеспечивать возмещение нанесенного вреда государству, физическим и юридическим лицам; противодействовать отмыванию «грязных денег» и незаконному выведению средств за границу.

По замыслу правительства, ЦОИВ получит функции налогового и таможенного контроля; будет осуществлять оперативно-разыскную деятельность и досудебное расследование. То есть в одних руках хотят сконцентрировать разные правоохранительные функции. Но это еще не все. Как показывает подробный анализ проекта Закона (п. 10 ст. 9), новый орган получит мегаполномочия наподобие КГБ СССР: получит доступ в качестве пользователя к информационным системам  государственных органов, а также будет вести «оперативный учет в объеме и порядке, который определяется задачами, возложенными на центральный орган исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства». Что это за «учет» и каким образом его будут вести, нигде не написано.

«ОЧЕНЬ ПРИЯТНО: ЦАРЬ»

Каким должен быть штат ЦОИВ, тоже неизвестно. Согласно ст. 10 законопроекта, количественный состав сотрудников этого органа «определяется Кабинетом Министров Украины по представлению Главы центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства в пределах расходов, предусмотренных на содержание центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства». Что это за такая туманная формулировка? Не свидетельствует ли она о попытке создать еще один бюрократический аппарат, численность которого может превысить количественный состав соответствующих правоохранительных ведомств?

Достаточно странным выглядит и четвертый пункт указанной (10-й) статьи: «Организационную структуру центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства утверждает Глава центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства  по согласованию с Кабинетом Министров Украины». А где же здесь парламентский контроль над силовой структурой? Где роль Президента как Верховного Главнокомандующего? А в статье 11 проекта сказано: «Руководство центральным органом исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства осуществляет его глава, который назначается на должность и освобождается с должности Кабинетом Министров Украины по представлению Премьер-министра Украины». То есть руководителя ЦОИВ должны утвердить именно с подачи главы Кабмина, то есть речь идет о стопроцентном «человеке премьера», который будет контролировать все финансовые потоки в государстве. При случае отметим, что такое лицо может быть правой рукой премьера ни много ни мало — аж целых 12 лет: глава ЦОИВ назначается сроком на шесть лет и может занимать эту должность два срока подряд.

ЕЩЕ ОДНО «ДОСТИЖЕНИЕ» ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ДОКУМЕНТА

По статье 12 проекта, на службу в ЦОИВ принимаются граждане, которые способны по своим качествам (профессиональным, моральным, образовательным и по состоянию здоровья) эффективно выполнять задачи в сфере охраны экономической безопасности государства. Принятие на работу таких сотрудников осуществляется в соответствии с законодательством о государственной службе и о труде, а также с учетом требований, определенных Законом «О принципах предотвращения и противодействия коррупции».

Кандидаты на работу в ЦОИВ должны быть чистыми как слеза ребенка: у них не может быть не только непогашенной судимости, но и даже (внимание!) административного взыскания «за совершение коррупционного правонарушения». С юридической точки зрения такое требование выглядит абсурдным и остроумным: где же такое видано, чтобы лицо, которое обвиняют во взяточничестве, привлекали к какому-то админштрафу, а не к уголовной ответственности?

Еще одно «достижение» правительственного документа — для подготовки кадров ЦОИВ «могут создаваться соответствующие учебные заведения» (ст. 13 проекта). Интересно бы узнать: а какая же судьба будет ожидать профильные вузы (например, МВД и СБУ), где готовят именно таких специалистов? Их расформируют или передадут новоиспеченному заведению правительственного «монстра»? Также непонятной является статья 14 проекта: ЦОИВ «имеет административные помещения и другие сооружения, объекты здравоохранения, учебного, научно-исследовательского, хозяйственного и социально-культурного назначения, ведомственный жилищный фонд...» Непонятно, откуда новый орган все это «имеет»? За чей счет? Случайно не благодаря «братскому распределению» помещений других правоохранительных органов? Позаботились паны-чиновники и о безопасности сотрудников ЦОИВ (ст. 16): «... в составе центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства действует специальное подразделение физической защиты» (его полномочия и обязанности предусмотрены Законом «О милиции»).

В своем «детище» Кабинет Министров будто бы вообще забыл о существовании Верховной Рады. Так, в статье 23 проекта, сказано: «Контроль за деятельностью центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства осуществляет Кабинет Министров Украины и другие государственные органы в порядке, определенном законодательством Украины». Дальше вспоминается так называемый «общественный контроль, который должен олицетворять Общественный совет: он может действовать «на основании положения, которое утверждается приказом главы ЦОИВ (то есть речь идет о «карманных контролерах», которые полностью будут зависеть от руководства силового органа).

Ядром нового органа должны стать мытари в погонах, которые пока что находятся в составе Государственной фискальной службы. На этом акцентирует внимание министр юстиции Павел Петренко (в своей объяснительной записке к проекту): «Налоговая милиция, на базе которой предлагается образовать центральный орган исполнительной власти, который создан для охраны экономической безопасности государства является наиболее подготовленным подразделением, которое может работать по такой модели восстановления нарушенных прав. Ведь именно налоговая милиция первой начала работать по новым подходам, внедренным для преступлений в сфере налогообложения, когда лицо, которое полностью возместило нанесенные им убытки (то есть восстановило нарушенное им право государства), и оплатило начисленные штрафные санкции (то есть было привлечено к финансовой ответственности), освобождается от других видов наказания».

Однако с такой позицией не соглашается главное научно-экспертное управление Верховной Рады: «Название законопроекта не соответствует его содержанию. Ведь в нем фактически определяются не основы предотвращения и борьбы с экономическими правонарушениями, а правовой статус центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства, правовые и социальные гарантии его сотрудников, служащих и работников, а также механизм контроля и надзора за упомянутым ЦОИВ. По общему правилу задачей законов Украины является регуляция общественных отношений, а не образование тех или иных органов исполнительной власти. Следовательно, вопросы создания таких органов должны решаться в соответствии с Конституцией, а не путем принятия соответствующего Закона. При этом следует учесть правовую позицию Конституционного суда, который в пункте 2 мотивировочной части своего решения № 2-рп/99 от 2 марта 1999 года отметил: законами могут регулироваться вопросы, «решение которых в соответствии с Конституцией Украины не относится к полномочиям других органов государственной власти...»

Неужели такое объединение будет способствовать объективной и беспристрастной деятельности на всех стадиях выявления и расследования уголовных правонарушений? В действительности все может происходить с точностью до наоборот: необоснованное предоставление мегаполномочий в одни руки «пахнет» высокими коррупционными рисками.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать