Перейти к основному содержанию

Побочные эффекты поднятия учетной ставки

Политика «дорогих денег» еще больше усилит валютный голод, который уже разрушает украинскую промышленность
29 января, 17:42
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

С 26 января уровень учетной ставки в Украине решением Национального банка повышен с 14,5 до 16% годовых  (15 декабря минувшего года он уже повышал ее, но только на 0,5%). Эту не слишком приятную новость сообщил журналистам пока еще и.о. председателя НБУ Яков Смолий, о котором большинство экспертов говорят, что он будет проводить преемственную по отношению к предыдущему руководителю НБУ политику.

СМЕЛЫЙ КАНДИДАТ

Примечательно, что Смолий, видимо, не боится разделить участь древних гонцов, прибывавших с плохими новостями. Тем более, что решение о его назначении полноправным главой Нацбанка еще не принято. Но он, похоже, нисколько не сомневается в положительных для него результатах голосования в Раде.  Более того, идет в парламент с открытым забралом и сразу же заявляет об ужесточении монетарной политики, что, по его мнению, будет способствовать снижению потребительской инфляции.

И тут же возникает вопрос: откуда в таком случае правительство и НБУ возьмут деньги, чтобы выплатить в 2018—2020 годах только по внешним долгам свыше $16 миллиардов? Будет ли для этого достаточно средств, полученных, как прогнозирует НБУ, в результате роста экономики в 2018 году на 3,4%, а в 2019-м — на 2,9%? Ответ очевиден. И не случайно Смолий отмечает, что для сохранения макрофинансовой стабильности критически важным является продолжение сотрудничества с Международным валютым фондом в рамках не только текущей, но и новой программы. Нацбанк ожидает в этом году около $2 миллиардов транша МВФ. Выручит ли эта сумма страну и ее экономику, растущую такими низкими темпами?

«Я надеялся, что НБУ не будет трогать ставку до голосования за Якова Смолия  в Верховной Раде, чтобы не раздражать коалицию, или поднимет на 0,5%, показав рынку направление действий. Но мы стали свидетелями смелого, законного и логично обоснованного решения «, — говорит член украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран. Это свидетельствует, считает он, что между НБУ и правительством существует скрытый конфликт.

ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

Правда, в сообщении НБУ, появившемуся в тот же день, отмечается, что кроме $2 миллиардов от МВФ, правительство надеется в этом году на кредиты от ЕС и Всемирного банка, что позволит довести международные резервы страны до $20,5 миллиарда к концу 2018 года (3,7 месяца покрытия импорта). Сам по себе такой рост резервов можно было бы считать неплохим, особенно в том случае, если бы это обеспечивалось не кредитами, а ростом экономики, профицитом внешней торговли и государственного бюджета. Но в НБУ не скрывают, что в 2019—2020 годах из-за пиковых выплат по внешнему государственному долгу ожидается формирование дефицита сводного платежного баланса и сокращение международных резервов.

В НБУ ранее возлагали большие надежды на отмену ограничений на валютном рынке, сдерживающих приток иностранных инвестиций. И Смолий заявляет о том, что  уже разработан и будет в ближайшее время вноситься в парламент как приоритетный закон о валюте, направленный на валютную либерализацию. Удастся ли после принятия этого закона находить нужный баланс между стремлением обеспечить относительно низкую и стабильную инфляцию и  влиянием отмены валютных ограничений на рост ВВП?

Заместитель главы правления банка «Кредит Днепр» Сергей Волков считает, что решение НБУ о повышении ставки на 1,5% отражает не только существующие и будущие инфляционные риски. По его мнению, это не только дальнейшее повышение социальных выплат и рост зарплат в частном секторе в результате конкуренции за высококвалифицированную рабочую силу, но и риски прекращения сотрудничества с  МВФ. «Нацбанк сыграл на опережение, тем более что следующий пересмотр учетной ставки состоится весной, когда уже будет ясность с дальнейшей судьбой транша МВФ», — добавил эксперт.

БРЕМЯ ДЕФИЦИТА

Главный экономист Альфа-Банка Украина и Укрсоцбанка Алексей Блинов, полагает, что резким ужесточением ставки центробанк реагирует на риски, связанные с бюджетной политикой и валютным рынком. Он уверен, что стоимость новых гривневых заимствований для государства возрастет моментально, и увеличение бюджетного дефицита станет более обременительным.

По мнению эксперта, НБУ может вернуться к практике снижения процентной ставки лишь весной, однако главным условием этого является сотрудничество с МВФ. В ином случае будут реализовываться новые валютные и инфляционные риски, на которые центробанку придется реагировать сохранением очень жесткой монетарной политики.

Первый и более чем решительный шаг Смолия после выдвижения его кандидатуры на должность главы Нацбанка показал, что в дальнейшем у него могут возникнуть серьезные разногласия с Советом Нацбанка. «Попытка НБУ сдержать инфляцию путем очередного повышения учетной ставки, —  Написал на своей странице в «Фейсбуке» глава Совета Нацбанка Богдан Данилишин, — может привести к комплексу негативных последствий, среди которых наиболее значимые: замедление роста ВВП из-за снижения спроса на кредиты предприятиями реального сектора, а также рост потребительских цен из-за трансляции повышения процентных расходов по кредитам в оптовые и розничные цены».

Экс-министр экономики Украины Айварас Абромавичус также считает, что повышение учетной ставки вызвано необходимостью притормозить инфляцию, которая вышла за пределы прогнозируемых показателей. Но при этом он подтвердил «Дню», что такая мера может негативно отразиться на темпах роста украинской экономики, поскольку упадет спрос предприятий реального сектора на банковские кредиты. Но при этом он поделился с «Днем» также и хорошей новостью. По его словам, сейчас находящиеся в Украине банки с иностранным капиталом существенно снизили (до 5—6%) ставки кредитования для предприятий аграрного сектора.

ЖЕРТВА РОСТОМ

Несколько иначе смотрит на ситуацию управляющий партнер Сapital Times Эрик Найман. В разговоре с «Днем» он отметил, что решение Нацбанка резко повысить учетную ставку скорее тактическое, чем стратегическое, поскольку нацелено исключительно на сдерживание инфляции, но игнорирует задачу повышения ВВП. По его словам, сейчас украинская экономика работает в основном на обслуживание (уплату процентов)  международных кредитов, а для того, чтобы возвращать тело кредитов, что предстоит сделать в 2018—2020 годах, нынешних темпов развития экономики совершенно недостаточно. Сегодня, проведя необходимые реформы, можно будет получить очередные транши МВФ. Но этого мало, подчеркивает экономист. Нужно добиваться роста экономики. Так что нынешнее резкое повышение учетной ставки это, по мнению эксперта, ошибка. Он соглашается, что в данном случае Нацбанк действует как пожарная команда.

Исполнительный директор Международного фонда Блейзера в Украине Олег Устенко охарактеризовал нынешнее повышение учетной ставки как жертву экономическим ростом. Но при этом отметил, что у него в отношении складывающейся ситуации смешанные чувства. В цивилизованной стране, по его словам, в таких условиях было бы достаточно поднять ставку на один процентный пункт, максимум на пять. И там это исправило бы экономический ландшафт и сдержало инфляцию. А дальше можно было бы наращивать экономику, тем более, что мировые цены сейчас для Украины благоприятны.

Но у нас, соглашается эксперт с действиями Нацбанка, это (минимальное повышения ставки) не сработало бы. Что остается делать, чтобы не загубить экономику окончательно, ведь, по мнению Устенко, у Нацбанка нет другого выхода кроме продолжения жесткого куса? По мнению эксперта, сейчас у Украины один путь: обеспечить верховенство права и преодолеть коррупцию. В результате можно рассчитывать на приток иностранных инвестиций и ускорение темпов роста экономики, для которой нынешние и даже планируемые сейчас темпы закладывают дальнейшее отставание. «А мы ведь живем в стране, где уровень зарплаты второй снизу в Европе», — заключил свой комментарий «Дню» Устенко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать