Побороть коррупцию будет проще
Виталий Шабунин: «Без законопроекта №2423 об открытых реестрах антикоррупционное законодательство не заработает»
Вскоре украинцы могут получить доступ к информации о недвижимом имуществе, земле и автомобилях, которые принадлежат госслужащим, новым способом. Недавно в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №2423 «Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления прозрачности в сфере отношений собственности с целью предотвращения коррупции». Документ предусматривает открытие информации о владельцах недвижимого имущества, земли и автомобилей. «Аналогичный закон начал действовать недавно в Финляндии. А мы знаем, что эта страна вместе с другими скандинавскими, в частности — со Швейцарией, является мировым лидером в борьбе с коррупцией», — объясняет соавтор законопроекта, народный депутат, председатель Комитета по борьбе с коррупцией Егор Соболев. По его словам, основная идея закона — приобщить украинцев, журналистов и общественных активистов к контролю за представителями власти.
Напомним, в прошлом году парламент принял Закон № 4728, которым реализовал поиск информации в реестре недвижимости по квартирам и домам, но исключительно по объекту поиска. «Теперь же вы открываете реестр недвижимости, вводите чью-либо фамилию и видите все объекты недвижимости, которыми владеет этот человек. То же самое касается и автомобилей. К тому же на кадастровой карте вы можете кликнуть конкретный земельный участок и увидеть, кто им владеет. Это очень важно для того, чтобы, например, видеть, кто, позакрывал доступ к пляжам и береговым линиям», — говорит председатель правления «Центра противодействия коррупции» Виталий Шабунин.
В то же время, уверяют авторы законопроекта, о защите персональных данных граждане могут не беспокоиться. Ведь в реестре будут данные о том, в какой области и городе расположены квартира, дом или земельный участок, их площадь и когда они были приобретены. Вместе с тем точный адрес дома указываться не будет.
Аналогично поиск будет происходить и для автомобилей. Следовательно, пользователь сможет получить информацию относительно марки, года выпуска и объема двигателя автомобиля, но не узнает номерного знака владельца.
Как объясняет Виталий Шабунин, без открытых реестров все остальное антикоррупционное законодательство не сможет работать должным образом. «В Украине декларации будут заполнять 800 тысяч государственных служащих. Никакой государственный орган не сможет проверить наличие неправдивой информации в реестрах. Поэтому, если будет создано превентивное агентство, оно создаст доступ ко всем декларациям. С другой стороны, мы даем возможность гражданам и журналистам проверять, является ли внесенная в реестры информация правдивой. Если есть только декларации и нет возможности их проверить, в них нет никакого смысла», — говорит он.
Более того, уверяет председатель правления «Центра противодействия коррупции», одна из статей Уголовного кодекса, которая была изменена осенью прошлого года и станет ключевой в борьбе с коррупцией — о незаконном обогащении, не сможет работать без сверки деклараций, которая, в свою очередь, невозможна без открытых реестров.
«Думаю, нам удастся убедить и другие комитеты, которые не являются профильными по этому законопроекту. Также мы сконцентрировали вокруг себя основное большинство депутатов в парламенте. Есть некоторая резистентность со стороны органов власти. Например, Министерство внутренних дел отрицает, чтобы у них отобрали право держать монополию на реестр движимых средств или же недвижимого имущества. Но я думаю, что мы все-таки это дело доведем до логического завершения», — говорит соавтор законопроекта, народный депутат Леонид Козаченко.
Сегодня подобная система работает в семи странах ЕС и Грузии и стала мощным рычагом влияния на тамошних чиновников. В то же время и украинские активисты уже показали, как такая система может работать у нас. В качестве примера — проект «Гарна хата».
«Этот проект мы начали после открытия вещественных прав на недвижимое имущество. Журналисты-расследователи получили возможность проверить, кто является владельцем того или иного адреса, воспользовались этим и сначала составили рейтинг самой дорогой недвижимости Киева. Потом мы просмотрели, кто владеет квартирами. Таким образом в течение одного месяца у нас получилось около 15 расследований. И это мы не просмотрели даже четвертой части того, что есть на сайте», — рассказывает руководитель проекта, основатель Канцелярской сотни Денис Бигус.
Еще один проект сотни — электронные версии декларации чиновников. «На сегодняшний день электронная форма публикации декларации о доходах, которую используют чиновники, — это скан-копия, которая еще часто «запакована» в архив, находящийся в самом неприметном разделе сайта. И работать с такими документами — очень трудно. «Топовых» политиков журналисты рассмотрят точно, но маленький чиновник в каком-то департаменте может остаться вне поля зрения. Мы же собираем эти декларации из официальных сайтов и создали электронную форму, которая вполне похожа на бумажную, а также приглашаем волонтеров потратить несколько минут и внести данные из бумажной декларации в электронную форму», — рассказывает Денис Бигус.
Итак, за три дня волонтеры оцифровали около 12 тысяч деклараций. «Мы имеем опыт страны, в которой вся информация была закрыта или же была доступна отдельным компетентным органам. И сегодня, кроме закрытости, черного покрывала коррупции и торговли этими компетентными органами информацией, мы ничего хорошего не имеем. Поэтому я уверен, что открытость — это всегда хорошо», — добавляет основатель Канцелярской сотни.
Сам сервис и доступ к информации на нем будет бесплатным. «А уже если вам нужен будет официальный документ с подписью чиновника и печатью или же оформить документ через адвоката — тогда нужно будет платить», — говорит Леонид Козаченко. Впрочем, уверяют авторы закона, соответствующая инициатива принадлежит Минюсту. «Есть позиция Министерства юстиции и регистрационной службы, которые хотели бы на этом получать деньги для обеспечения работы реестров. Дискуссия продолжается доныне. В проекте закона прописан бесплатный доступ», — добавляет Виталий Шабунин.
Выпуск газеты №:
№61, (2015)Section
Экономика