«Почему пчела падает?»
Президент «Союза пасечников Украины» — о перспективах медовой отрасли УкраиныМинагрополитики совместно с производителями обсуждают пути развития переработки продукции пчеловодства, в частности, работают над созданием требований к меду, которые будут соответствовать европейским стандартам. Об этом заявил заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Виктор Шеремета во время круглого стола, посвященного производству медовых напитков, сообщает пресс-служба Минагрополитики.
«Сейчас министерство уже работает над усовершенствованием механизмов государственной поддержки пасечников, обновлением требований к меду, которые будут соответствовать требованиям ЕС и мировым требованиям, а также оптимизацией регуляторных требований к медоварам Украины», — сказал Шеремета.
Он добавил, что в этом году министерством подготовлен и направлен на государственную регистрацию приказ об утверждении требований к меду, он нацелен на благоустройство внутреннего рынка продукции пчеловодства и развития экспортного потенциала отрасли. Для подготовки производителей меда приказом предусмотрен переходной период до 1 января 2023 года.
«Если пчеловоды зарегистрированы как семейное фермерское хозяйство или создали сельскохозяйственный обслуживающий кооператив по заготовке и переработке продукции пчеловодства, они могут пользоваться всеми направлениями государственной поддержки фермерства. С направлением удешевления отечественной с/х техники и оборудования в Минагрополитики работают над изменениями к перечню, чтобы специально для пчеловодов дополнить его оборудованием иностранного происхождения», — отметил Виктор Шеремета.
Тем временем пасечники продолжают считать убытки. Пчелы погибают. Украинский мед теряет позиции на мировом рынке. Напомним в 2018 году экспорт продукции украинских пчеловодов уменьшился на 27%. Таким образом Украина потеряла статус третьего в мире экспортера меда.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир СТРЕТОВИЧ, президент «Союза пасечников Украины»:
— Существует две причины падения экспорта меда из Украины за границу. Первая. Государство не уделяет надлежащего внимания этой отрасли. Во всех странах эта отрасль очень важная, и западные государства ей уделяют пристальное внимание. Они думают над тем, как работать с пасечниками, как им помогать. В нашем случае мы просим лишь — не мешайте.
Мы знаем, что нужно делать, ведь от деда-прадеда стоим возле ульев, и наш успех с 2017 года продиктован этим опытом. Мы пошли на подъем очень быстро. Таким образом мы действительно вышли на третий город по экспорту меда в мире. Но в прошлом году наше правительство не обратило внимание на то, что в Украине фактически экогологическая катастрофа связана с массовым отравлением пчел.
В то же время на Западе, наоборот, были сделаны соответствующие выводы, ведь они узнали, что в Украине отравляют пчел пестицидами. Потребитель нашей продукции, который проживает в Европе или где угодно в мире, перед тем как импортировать мед из нашей страны, в первую очередь, все спрашивает свое посольство. А там дают справку, что в Украине не все в порядке, что у нас варварски относятся к пчелам. И это при том, что мед проходит десятки экспертиз, но в подсознании все равно остается клеймо нашего отношения к пчелам.
Почему пчела гибнет? Потому что она маленькая. Для того, чтобы ее отравить, нужно очень малое количество яда. Для человека — это мизерная часть токсинов, а для пчелы — катастрофическая. Но в конечном итоге и человек накапливает в себе соответствующее количество яда, которое проявится в определенных заболеваниях. Пчела в данном случае является сигнализатором для человека. Пчела является индикатором для всех нас.
Как только мы начинаем говорить о наиболее токсичных препаратах, то аграрии начинают протестовать — если это случится, то они потеряют огромные средства. Поэтому именно государство должно взять этот вопрос под контроль. Для этого необходимо понимание всей глубины проблемы, ведь за конкретную прибыль мы буквально уничтожаем собственных граждан. Точно известен перечень высокотоксичных препаратов неокатиноидов, которые запрещены после резолюции ЕС. Где они окажутся после этого запрета из-за наших «закрытых» украинских границ? Эти вещества запрещены в Китае, Турции. А у нас нет на них запреты. Пожалуйста, завозите и отравляйте нас. Без таможни, без специального законодательства это невозможно преодолеть.
Так вот, я выступаю за изменение сознания. Нам необходима национальная элита, которая могла бы ответственно внести коррективы в государственную политику.
Выпуск газеты №:
№139, (2019)Section
Экономика