Почему реформы в энергетике закончились отключениями потребителей?
Анализ процесса реформирования электроэнергетики УкраиныВ этой ситуации необходимо усилить государственное регулирование в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), чтобы не допустить формирования в Украине нецивилизованного рынка электроэнергии, настроенного лишь на реализацию интересов узкого круга лиц.
Главным регулятором процессов в ТЭКе является теневой капитал, активно влияющий и на парламент, и на правительство путем использования огромного количества имиджмейкеров, псевдоаналитиков, влиятельных средств массовой информации.
К примеру, в Законе «Об основных положениях функционирования оптового рынка электроэнергии», пролоббированном собственниками приватизированных облэнерго и принятом в первом чтении Верховной Радой, право на поставку энергии важнейшему энергопотребителю — населению монопольно закреплено за облэнерго. Выбор поставщиков для других платежеспособных потребителей, так же как и согласование предельных тарифов с НКРЭ, будет осуществляться не без мер протекционистского характера, вследствие чего окончательно исчезает прозрачный механизм сдерживания тарифов для потребителей.
Вторым негативным моментом является внедрение системы прямых двусторонних договоров между производителем и поставщиком электроэнергии. В этом случае электростанции будут продавать электроэнергию за «живые деньги» ниже ее себестоимости, а за счет убытков увеличивать стоимость электроэнергии, отпускаемой ими в оптовом рынке.
Одновременно правительство наметило программу увеличения денежных поступлений с распределительного счета облэнерго на спецсчет энергорынка. Но облэнерго, кроме распределительного, имеет и пеневой счет, что позволяет обходить требования программы. Для этого лимиты потребления электроэнергии для предприятий искусственно занижаются. На стоимость потребленной сверх лимита электроэнергии начисляется пеня, и платежи от потребителя зачисляются в первую очередь на пеневой счет. Долги за электроэнергию сохраняются, и на них опять начисляется пеня. Такой своего рода «вечный двигатель» приводит к увеличению себестоимости продукции отечественных предприятий и делает ее неконкурентоспособной на мировых рынках. Деньги же с пеневого счета поступают в распоряжение облэнерго и направляются на собственные нужды, в том числе на оплату старых обязательств по прошедшей приватизации, которая была проведена в долг.
Статистика Минэнерго показывает, что среднемесячный объем поступающих средств от потребителей доходит до 50—60%, как и намечалось правительством. Но на распределительный счет рынка попало менее 4%. Возникает вопрос: для кого же работает правительство? Цифры говорят сами за себя.
Государственная задача реформирования электроэнергетики определена и состоит в создании конкурентного рынка электроэнергии на основе сбалансированного спроса и предложения, со 100-процентными расчетами, развитым рынком топлива и эффективными собственниками энергообъектов.
Однако сегодня речь не может идти о полной либерализации рынка, так как при несформированных правилах работы энергорынка такой подход нанесет непоправимый вред. В первую очередь пострадают тепловые электростанции и угледобывающие предприятия, что чревато возникновением в обществе социальной напряженности. Этот же результат ожидает нас и в случае принятия Верховной Радой Закона «О принципах функционирования Оптового рынка электроэнергии в Украине». Ведь заложенные на его основе механизмы приватизации рассчитаны, в первую очередь, на распределительные электрические сети, а не на генерирующие объекты, хотя все понимают, что реальные деньги должны идти в реальную, а не в теневую экономику. Этому способствует также и то, что наша экономика до сих пор построена на отраслевом принципе, а не на принципе конечного продукта.
Было бы опрометчивым надеяться, что энергетический рынок нам удастся реформировать легко и просто. У этого процесса еще долгий путь, поскольку прозрачного мониторинга прохождения реформ энергорынка в Украине нет, и под ширмой реформ до сих пор идут процессы теневого перераспределения ресурсов.
Сегодня задача состоит в том, чтобы разработать стратегическую программу финансового оздоровления отрасли, наладить межотраслевые расчеты с использованием рыночных механизмов, сбалансировать интересы всех участников отечественного энергорынка и потребителей.
Если мы действительно хотим реформировать энергетику, а не просто отчитаться перед западными кредиторами, то нам следует разработать стратегическую программу, сформулировать ее цели, приоритетность задач и определить этапы внедрения. Только в этом случае можно рассчитывать на понимание и терпение как мирового сообщества, так и населения Украины.
Выпуск газеты №:
№233, (1999)Section
Экономика