Почему река финансирует дороги и иностранцев?
Корабелам необходима государственная программа речного транспорта — производственники![](/sites/default/files/main/articles/26092017/_tim4128.jpg)
«У нашего государства как не было раньше, так и до сих пор нет стратегии развития внутренних водных путей», — отметил, выступая на парламентских слушаниях, посвященных развитию судостроения в Украине, народный депутат Андрей Вадатурский. По его словам, для этой отрасли крайне необходимо обновить внутренний спрос. Исходя из этого, он предлагает сделать перевозки рекой привлекательными и в то же время устранить их дискриминацию в сравнении с автомобильными дорогами.
«В настоящее время, — рассказывает народный избранник, — если отгружаешь товар рекой, должен оплатить акцизный сбор на топливо, который идет на строительство дорог». Таким образом, указывает он, сегодня река финансирует автодороги, чего нет нигде в мире. Кроме того, Вадатурский подчеркивает, что возобновлять речной флот нашей стране нужно исключительно с помощью отечественной промышленности.
Народный депутат ссылается на разработанный с его участием законопроект (№2475А-3), которым предусматривается отмена платы за прохождение шлюзов и мостов и ренты за специальное использование воды, ликвидируются речные сборы и вводится финансирование реки за счет Администрации морских портов, прозрачный механизм получения разрешений и регистрации документов на суда. Он требует также учитывать ряд директив ЕС, направленных, в частности, и на отмену акциза на дизельное топливо для водного транспорта.
Предложения Вадатурского поддержал генеральный директор ООО «Смарт Меритайм Групп» Василий Федин. По его мнению, проблема плохих дорог в Украине — это следствие незагруженности рек. На европейских водных путях, с его слов, в любой момент и в любом месте можно увидеть 5—10 судов. «Днепр же сегодня пустует, — констатирует он и указывает, — нужны изменения».
Среди причин потери Украиной большой части экспорта, в том числе, продукции судостроения, Федин отметил отсутствие иностранных заказов. По его мнению, это объясняется высокой себестоимостью производства при самой низкой заработной плате в Европе. По его мнению, виновна в том, в первую очередь, неразумная кредитная политика. Эту мысль руководитель предприятия подкрепляет конкретным расчетом.
«Стоимость танкера — 40 миллионов долларов. Беру эти деньги в кредит под 12%, потому что металл и оборудование необходимо приобрести сразу. За два года строительства нужно оплатить банку 8 миллионов долларов. Норвежская же компания получает кредит под 3% от экспортно-кредитного агентства и платит 250 тысяч долларов за время строительства. В результате, тендер выигрывают норвежцы», — объясняет производственник.
Абсурдной, по его мнению, выглядит и ситуация относительно ввоза оборудования. «Сегодня мы обязаны платить пошлину в среднем 8%, в то время как европейцы, конечно, пошлины не платят», — говорит он. Учитывая площади, которые занимают производственные помещения, жизненно важно для корабелов также получение льгот за аренду земли. «Местная власть постоянно повышает стоимость аренды — в этом году мы, например, должны заплатить 48 миллионов гривен при объемах производства 300—400 миллионов. Других налогов и сборов — 74 миллиона». «Ни один бизнес не выдержит 50% налоговой нагрузки, а, тем более такой, как судостроение», — отмечает Федин.
Он называет априори провальными для украинских судостроителей даже тендеры Мининфраструктуры. Ведь они по большей части включают условие оплаты «после выполнения заказа». «То есть украинские корабелы должны взять кредит в 20 миллионов долларов. Какой банк в Украине дает такие кредиты? — спрашивает топ-менеджер. — Лимиты сейчас 3—5 миллионов. Таким образом, мы без боя отдаем заказ иностранцам. А если бы были поэтапные платежи, то наше предложение было бы на 2—4 миллиона выгоднее нидерландского! В нынешней ситуации деньги украинских налогоплательщиков финансируют экономику других стран», — убежден глава предприятия.
Полностью поддерживает корабелов глава парламентского комитета по промышленной политике и предпринимательству Виктор Галасюк. Он считает отечественный речной транспорт неразвитой и даже запущенной отраслью.
«Сегодня нужно сделать «зеленый свет» для украинской реки, чтобы создать спрос на продукцию судостроения», — отмечает парламентарий. По его мнению, повышению привлекательности перевозок рекой, а следовательно, возрождению украинского судостроения будет способствовать внедрение страхования и гарантирование экспортных контрактов и частичная компенсация процентных ставок, налоговые стимулы для производителей и отмена налогов с промышленных инвестиций.
С этим согласились все участники слушаний. Они пришли к выводу, что реализация промышленного пакета реформ позволит украинским производителям повысить свою конкурентоспособность и на мировых рынках — принимать участие и выигрывать в тендерах. Галасюк рассказал, что усилиями парламентского промышленного лобби удалось внедрить ряд инициатив в интересах отраслей украинской промышленности в целом, а среди них, и судостроения.
В частности, в ближайшие месяцы, отметил глава комитета, должно заработать экспортно-кредитное агентство (ЭКА). «Это дешевые кредиты, необходимое финансирование для производителей, а следовательно, возможность выигрывать тендеры за рубежом», — считает народный депутат. Он также рассказал, что в интересах промышленности уже действует установленная по инициативе Радикальной партии «заморозка» индексации земельного налога. «Правительство планировало установить индексацию в размере 15%, но мы внесли и проголосовали поправку, которой ограничили индексацию до 6%. Это тот компромисс, который не позволит окончательно уничтожить производственный потенциал Украины», — отмечает Галасюк.
Он также сообщил, что на следующей сессионной неделе в парламент будет внесен законопроект относительно новой формулы государственных закупок. Правило «покупай украинское — плати украинцам», по убеждению Галасюка, создаст преимущества для производителей, которые используют отечественное сырье, труд, энергию, для тех, кто имеет высокий уровень локализации производства.
«Новая модель госзакупок полностью будет отвечать условиям ВТО и усилит украинскую промышленность», — отмечает глава комитета и сообщает, что на днях будет зарегистрирован законопроект о таможенной либерализации в интересах украинских производителей-экспортеров. Он предусматривает отмену обязательной продажи валютной выручки экспортерами.
Предусмотрен также ряд инициатив для стимулирования судостроения. Законопроект №6475, в частности, позволяет продлить сроки переработки с одного до двух лет. Вводится ряд налоговых стимулов, которые будут касаться, в т.ч., судостроительной отрасли. В частности, в первом чтении уже принят законопроект об индустриальных парках. Как следствие, появляются мощные стимулы для новых производств — устанавливаются налоговые каникулы с налога на прибыль, вводится рассрочка на пять лет для импортного НДС на производственное оборудование, полностью снимается ввозная пошлина на импорт оборудования для всех отраслей промышленности.