Почему Украине срочно нужна налоговая реформа
Девять из десяти жалоб предпринимателей на работу фискальной службы сегодня решаются не в пользу налогоплательщика
В налоговых органах и таможне с 1 апреля должна начаться широкомасштабная операция по борьбе с коррупцией. Ее на прошлой неделе анонсировал премьер-министр Украины Арсений Яценюк. «Следственный аппарат сейчас должен сконцентрироваться на деятельности таможни и налоговиков, — сказал он на расширенном заседании коллегии МВД и добавил, обращаясь к правоохранителям: — Это ваше задание на следующий квартал».
ЗАСЫПАТЬ «ЯМЫ»
Общественные организации и бизнес с этой инициативой полностью солидарны. «По налоговым ямам ситуация однозначно не улучшилась, — отмечает заместитель председателя общественного совета при ГФС Украины, вице-президент УСПП Юлия Драговоз, — при наличии в фискальной службе всех механизмов и инструментов, чтобы побороть эти ямы — есть программные продукты, есть целая служба, занимающаяся этим вопросом, — мы не видим слаженной работы всех подразделений и, самое главное, их ответственность была распорошена — не было четкой ответственности у конкретного подразделения за эффективность борьбы с налоговыми ямами. В результате мы видим, что все они работают дальше, и эти схемы совершенно не изменились».
СТАТИСТИКА НЕ В ПОЛЬЗУ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Эксперт приводит цифры, свидетельствующие не в пользу фискальной службы. При рассмотрении жалоб бизнеса, по данным Драговоз, больше 90% решений принято в пользу ГФС, а не в пользу плательщиков. Это, говорит эксперт, свидетельствует о том, что была поставленная задача принимать решения, независимо от того, правы или нет фискальные органы, в пользу контролеров. И совсем другая статистика по рассмотрению жалоб в судах. Там 70% постановлений были в пользу плательщиков налогов. И легко понять, что решения, принимавшиеся в системе ГФС Украины, в большинстве случаев являются неправомерными, уверена эксперт. «И это та картина, которая ярко показывает качество взаимоотношений плательщиков и налоговых органов», — делает вывод Драговоз.
Она также обращает внимание на то, что никто не ведет борьбу с теми структурами, особенно в Донецкой и Луганской областях, которые оформили налоговые кредиты, что позволяет этим предприятиям потеряться в качестве плательщика НДС. А вот слишком часто проводящиеся встречные проверки работают как раз против добросовестных плательщиков. В результате нормально работающим в реальной экономике предприятиям присваивается статус рэкетиров.
Говоря подборе руководящих кадров для ГФС, активистка указывает: «Сейчас самая главная наша задача сосредоточиться на конкурсном отборе, на том, как он будет проводиться, есть ли уже вообще конкурсные условия, о которых общественность пока ничего не знает, нет и положения о комиссии, которая будет отбирать кадры на высшие должности в ГФС». «Мы этим очень обеспокоены, — продолжает Драговоз. — Наш общественный совет не только требует проведения конкурса, но и готов участвовать в нем, для чего может выдвинуть свои кандидатуры в соответствующую комиссию». «А если вдруг снова окажется, что назначения проводятся кулуарно и имеют политический характер, мы готовы к самым решительным действиям», — подчеркивает Драговоз.
СПИСОК КЛИМЕНКО ПОКА ЖИВ
Член правления общественного совета при ГФС, председатель наблюдательного совета общественной организации «Палата налоговых консультантов» Ольга Богданова отмечает, что в рамках расследований, намечающихся в ГФС, у гражданского общества нет цели поменять конкретных людей, а есть желание изменить систему. Она обращает внимание на необходимость опубликовать отчет комиссии, согласно заключениям которой уволено руководство ГФС. Интерес, по ее мнению, представляют и жалобы, поступившие на работу ГФС в Минэкономразвития и торговли (оно было головным в этом расследовании). Судя по многим из них, плательщики были доведены просто, как говорится, до ручки. Им уже нечего было терять... Даже те из них, кто по всем признакам подпадал под автоматическое возмещение НДС, его не получали. «Все это свидетельствует о работе коррупционных схем», — утверждает Богданова.
«А если мы составим ТОП-20 крупнейших компаний, которые сегодня ежемесячно получают возмещение НДС, — говорит она, — то увидим, что он почти полностью совпадает со списком, составленным еще во времена Клименко». Проанализировав финансовое состояние этих привилегированных компаний, мы поймем, отмечает эксперт, что все они еще и убыточны, у них отрицательная валовая прибыль по финансовой отчетности. И эти компании можно найти еще и в списке тех, кто поддерживает уволенных руководителей ГФС, прозрачно намекает Богданова.
КУДА ПРОПАДЕТ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ?
«Мы выступаем против депонирования средств на НДС-счетах, — говорит налоговый консультант и словесно рисует соответствующую картинку: — На украинский рынок НДС фактически выпускает импортер, который завозит сюда товары и быстренько их тут продает. Но есть и украинский производитель, который выпускает на рынок налоговый кредит». Именно его и положит в течение одного-двух месяцев, по мнению Богдановой, система депонирования с НДС-счетами, которая начнет работать с 1 июня. И это в основном украинский средний и малый бизнес. А до торговых сетей и до импортеров этот негатив дойдет в сентябре-октябре, когда они поймут, что куда-то делся налоговый кредит. Эксперт констатирует, что действующая сегодня система позволяет отслеживать, какие и кем «крышуются» компании. Она утверждает, что в этом задействованы и центральные органы ГФС, и ее территориальные структуры.
У председателя общественного совета при ГФС Украины, исполнительного директора «Лиги аудиторов Украины» Дмитрия Олексиенко журналисты спросили о гарантиях того, что новые люди в фискальной службе, даже пройдя на должности по открытому конкурсу, не войдут в старую систему и не продолжат злоупотребления, осуществлявшиеся ее руководством. «Мы просим, чтобы конкурсная комиссия, состав которой будет когда-то оглашен, требовала от кандидатов не безупречный английский язык, а четкую программу действий, по которой мы, общественность, сможем отслеживать и понимать, что будет через три месяца, что — через полгода и какой служба станет через год. Ждем реструктуризации службы, намеченной в постановлениях Кабмина и Верховной Рады, полной люстрации, хотим знать, сколько будет уволено и т.д. То есть мы требуем предусмотреть те показатели, по которым можно будет контролировать руководство ГФС. Это — главное требование. Оно направлено на то, чтобы сделать процесс прозрачным. Расследование деятельности уволенного руководства ГФС таким не стало, и отчета о нем мы не видели. В результате сейчас кое-кто даже утверждает, что доверие к отстраненным руководителям в обществе выросло».
ШАНСЫ МАЛЫ, НО С КАКОГО-ТО РАЗА ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ
На помощь Олексиенко приходит Богданова. Она утверждает, что «союзников общественность может найти и внутри службы, а если будет создана общая философия, то даже те, кому она (философия) не подходит, будут работать в ее пределах. Но с учетом низкой заработной платы, ведь в ходе борьбы с «ямами» никаких конвертов уже не должно быть, люди, которые зайдут в ГФС, должны быть, по сути, волонтерами и работать ради большой цели, согласившись на определенные жертвы».
«День» напомнил Богдановой, что накануне отстранения и увольнения руководства ГФС в общественном совете предлагали и обращались к правительству с просьбой оставить на своем посту руководителя таможни Анатолия Макаренко. «Почему к вашему мнению не прислушались?» Эксперт не дала на этот вопрос прямого ответа. Она согласилась с тем, что система таможенной службы при Макаренко еще не была построена идеально, но отметила, что за время его работы бизнес почувствовал значительные изменения и улучшения, о чем со знанием дела говорили члены таможенного комитета общественного совета. «Наверное, не все было так плохо», — подчеркнула Богданова.
Есть ли у общественного совета свой кандидат на главу ГФС? «Кто он? — продолжал «День». «Это будет Юлия Драговоз, — ответила Богданова без раздумий, и добавила: — Это человек, который провел очень много времени в общественной работе, прекрасно ориентируется в системе фискальной службы и пользуется полным нашим доверием». «А есть ли у нее шансы?» «Мы понимаем, что, скорее всего, это только начало борьбы, и сегодня шансов для такого назначения на самом деле мало. Но этим шагом мы хотим показать, что общественность не боится ответственности, и мы готовы не только критиковать. Мы уже не раз предлагали нашу стратегию развития фискальной службы и нашу стратегию налоговой реформы. Но ответа не получили. Повторяю: мы готовы нести ответственность, и имеем свой план. А не получится с первого раза, получится со второго или с третьего»...
Выпуск газеты №:
№57, (2015)Section
Экономика