Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему воюют соседи?

Обострение «продовольственных» конфликтов Украины со странами Таможенного союза — результат нереформированой за 20 лет торговой стратегии
06 марта, 12:53
ПО ДАННЫМ ГОСКОМСТАТА, УКРАИНЦЫ В ПРОШЛОМ ГОДУ КУПИЛИ У БЕЛАРУСИ МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ НА 19 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Торговые отношения Украины с Таможенным союзом усложняются. Эксперты не спешат с выводами, но предупреждают: если украинские производители не позаботятся о диверсификации рынков сбыта своей продукции, рискуют оказаться в торговом вакууме.

Вслед за «сырной» на украинский рынок уже планируется «сахарная» атака. На выходных Ассоциация производителей сахара Таможенного союза обратилась в Евразийскую экономическую комиссию с просьбой принять меры для предотвращения поставок сахара из Украины. Мол, украинский сахар демпингует цены на рынках Беларуси и Казахстана.

Кроме того, «продуктовой» войной может обернуться украино-белорусский мясо-молочный конфликт. Вчера от Беларуси прозвучал первый тревожный звоночек. Речь шла о том, что власти республики потребовали немедленного снятия Украиной запрета на ввоз на ее территорию белорусской свинины и молочных продуктов. Мол, если этого сделано не будет, белорусы будут инициировать перекрытие рынков всех стран Таможенного союза для украинского масла, соли, кукурузы, кондитерских изделий и шротов. Потери от такого «жеста» украинцы могут понести довольно большие. Так, по данным Госкомстата, в прошлом году только на рынок Беларуси Украина поставила растительного масла, соли, кукурузы и кондитерских изделий на 250—260 млн. долл.

Правда, вчера же официальный Минск все же поспешил уверить, что информация, просочившаяся в украинские СМИ якобы от Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси, неправдивая. Никакого «продуктового демарша» против украинских товаров соседи не планируют. Наоборот, власти республики, признав замечания справедливыми, сегодня ищут компромиссный вариант разрешения продовольственного конфликта с Украиной. А вот первый заместитель директора департамента ветеринарии и продовольствия Минсельхоза Беларуси Юрий Пивоварчик, специально прибывший в Киев для обсуждения ситуации, хоть и отказался комментировать информацию о возможном инициировании соответствующих мероприятий на уровне Таможенного союза, однако однозначно намекнул: «Посмотрим, как далеко зайдет Украина».

А и правда, как далеко в вопросах торговых отношений со странами Таможенного союза может позволить себе зайти Украина? Эксперты говорят, что не очень. Кроме того что мы связаны обязательствами ВТО, украинский экспорт еще и очень сильно (больше, чем того хотелось бы) зависим от рынков стран Таможенного союза.

Эксперты и практикующий бизнес, когда их спрашивают, куда лучше вступать Украине — в ТС или в ЗСТ с ЕС, преимущественно отвечают, что хотелось бы быть и там, и там, но если уж выбирать, то лучше — в ЕС. Мол, этот рынок для нас значительно интереснее и перспективнее. «Объемы внутреннего покупательноспособного спроса после поднятия тарифов и серьезного показателя инфляции в Украине обмелели, поэтому у нас сегодня появилась понятная стратегическая задача доступа к новым рынкам. А таковым для нас является рынок Европейского Союза. На рынке СНГ мы уже присутствуем. И максимум, что мы можем из него для себя еще взять, — это защита от применения экономических санкций», — отметил в свое время в интервью «Дню» известный украинский бизнесмен Петр Порошенко. Кроме того, рынок ЕС, несмотря на высокую финансовую «турбулентность», остается более платежеспособным, а следовательно, более привлекательным для украинского производителя.

Еще одним важным преимуществом рынков ЕС являются прогнозируемые, цивилизованные, а главное — понятные правила игры. «Когда в Украину с инспекцией приезжают специалисты из стран ЕС, то они имеют четкий перечень требований, нарушение которых означает запрет ввоза этой продукции на их рынок, — объяснил «Дню» президент Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лиситтса. — А вот предыдущий опыт Украины относительно агроинспекций, в частности, из Российской Федерации демонстрирует диаметрально противоположную ситуацию. У них нет каких-то четких требований: что, где, как и чему должно соответствовать. То есть фактически украинским производителям мясо-молочной продукции до сих пор неизвестна та «красная черта», которую нельзя переступить, когда готовишь свой товар на продажу «соседу». Тогда как при таких условиях может проходить инспекция?».

Однако в то время, когда соглашение о ЗСТ между Украиной и ЕС тормозится (министры иностранных дел Швеции, Великобритании, Польши, Чехии и Германии написали письмо (опубликованное 4 марта в издании New York Times (США)), в котором объясняют блокирование соглашения неудовлетворительным состоянием демократии в Украине), потерять рынки Таможенного союза для отечественных производителей, мягко говоря, нежелательно. Как показал «сырный» конфликт, Украина совсем не готова к подобному сценарию. Ограничение на 50% экспорта украинского сыра сразу же повлекло за собой ряд проблем для украинских молочников. Закупочные цены на молоко стали падать. Рентабельность молочного скотоводства — вместе с ними. А следовательно, все большим «соблазном» для молочников начала становиться вырезка молочного скота. Государство придумало: нужно спасать дотациями. А чтобы из государственного бюджета не пришлось «вытряхивать» большую сумму, можно надавить на производителя, пусть платит «справедливую рыночную цену», когда закупает молоко.

Однако, говорят эксперты, такими методами проблеме не поможешь. Наоборот, действуя по такой схеме, можно сделать себе медвежью услугу: предприятия, которые не выдержат давления, просто будут закрываться. И из экспортера мы довольно быстро можем превратиться в импортера. Как отметил в комментарии «Дню» директор информационно-консалтингового агентства «Инфоагро» Василий Винтоняк, единственным выходом, чтобы «стать на ноги», для украинских производителей он видит в освоении новых видов продукции, а также новых рынков. Мол, операторам нужно искать альтернативные пути реализации своей продукции, а это можно сделать за счет выведения на освоенные рынки новой продуктовой линейки и завоевания новых рынков.

Кажется, что за 20 лет независимости Украина не смогла предвидеть риски осложнения отношений с соседями и позаботиться о диверсификации рынков сбыта для своей продукции? Конечно, когда обострилась ситуация с украинским сыром, нашлись варианты. Украинские сыры может покупать Иордания, поспешил уверить министр иностранных дел Украины Константин Грищенко. Нет сомнений, что и по другим статьям экспорта, как, например, металл, подсолнечное масло, сахар, мясо, в мире тоже найдется заинтересованный платежеспособный покупатель. Его просто нужно захотеть найти.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать