Перейти к основному содержанию

Под Администрацией Президента голодают три шахтера

Нововолынским горнякам так и не выплатили заработную плату. Причина — халатность Минфина, объясняет руководство
16 июня, 19:47
ФОТО ВАСИЛИЯ АРТЮШЕНКО

Горняки так и не дождались выплаты хотя бы части задолженной за четыре месяца зарплаты, и потому приехали в Киев, чтобы  начать бессрочную голодовку под Администрацией Президента.

«Вчера утром я в очередной раз позвонил руководителю ведомства, которому подчиняется наше предприятие, директору Департамента угольно-промышленного и торфодобывающего комплекса Министерства энергетики и угольной промышленности Анатолию Корзуну, — рассказал глава первичной ячейки НПГУ шахты Анатолий Мухомеджанов. — Сотрудник, который взял трубку, вместо четкого и конкретного ответа на вопрос, когда шахтеры наконец получат положенные им деньги, он начал опять рассказывать о недоразумениях, которые возникли между двумя министерствами — энергетики и угольной промышленности и финансов. Мол, Минфин вернул подготовленный и переданный ему план финансирования шахты на доработку. Нам все эти объяснения надоели».

«Мы не хотим разбираться, кто и почему что-то напутал или сделал не так, как следует, — возмущается Мухомеджанов. —  Горняки хотят и имеют право получить заработанное, чтобы купить продукты питания и предметы первой необходимости для себя и своих семей. А нам предлагают опять неизвестно сколько ждать».

Поэтому коллектив предприятия на собрании решил прибегнуть к акциям протеста. К ним, в частности, относится и голодовка нескольких шахтеров-добровольцев под Администрацией Президента в Киеве. Заявили о своем желании ехать члены НПГУ Павел Лазаренко, Игорь Пилюк и сам Анатолий Мухомеджанов.

Свою акцию на Банковой шахтеры начали вчера утром. Говорят, будут сидеть там до тех пор, пока не решится наконец вопрос финансирования предприятия, и в частности выплаты зарплат.

«Нашу шахту предыдущие горе-руководители отрасли и их «смотрящие» лишили возможности и права добывать уголь и реализовывать его, чтобы зарабатывать на зарплаты и другие потребности. Средства на это заложены в Госбюджете-2016, но получить их мы не можем из-за бюрократических преград, недобросовестности или некомпетентности чиновников», — объясняет Мухомеджанов.

Между тем, глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк объяснил причины изменений в политике ценообразования на уголь.

«Утвержденная методика устанавливает предельную цену угля для генерации. Это поможет решить проблему зависимости от угля из зоны АТО (неконтролированная территория Донбасса). 40% угля нам недоступно. Мы должны иметь предельную цену для закупки угля», — сказал он.

Член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий КОРОЛЬЧУК назвал такие действия бессодержательными и популистскими. «Нужно понимать, что Национальная комиссия, которая осуществляет регуляцию в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) не выбрала идеальный вариант. Регулятор применил вариант, который позволяет в условиях жестокого дисбаланса угольной отрасли сохранять и поддерживать частичную стабильность производства и поставок электроэнергии потребителям. И только дальше — при условиях принятия закона о рынке электроэнергетики — это позволит сформировать настоящий рынок покупки-продажи угля и продажи электроэнергии», — говорит Корольчук.

«Одно дело, когда рыночная цена на газ в условиях абсолютно стабильной и достаточной собственной добычи газа в Украине — это шаг для получения сверхдоходов «Нафтогазом». И тогда говорить об объективности установления рыночной цены нельзя. Другое дело, когда рыночная цена для угля — это шаг к бездотационности угольных шахт, следствие проблем с доставкой угля из Донбасса (очередное прекращение поставок с начала июня как еще одно подтверждение этого факта), а также «страховка» на случай кризисных ситуаций с АЭС и ГЭС. Ведь в электроэнергетическом балансе тепловые угольные станции остаются главными объектами, которые способны покрывать пики потребления электроэнергии», — объясняет эксперт.

По его мнению, следует признать, что власть провалила работу по организации работы рынка угля Украины в новых обстоятельствах — при отсутствии поставок угля из Донбасса, проблем с поставками импортного угля, девальвации гривни, последующей деградации шахтного оборудования и отсутствия дотаций. Из этих проблем стоит выделить то, что действительно сейчас Украина имеет стабильный дефицит угля марки антрацит на уровне 40%.

Какой же должна быть цена на украинский уголь? По мнению Корольчука, реальная стоимость добычи достигает  2000—2100 грн за тонну. Стоимость импортного угля в настоящий момент колеблется на уровне 75—85 дол. (2000—2200 грн). В то же время установленная цена угля в тарифе составляет приблизительно 1200 грн.

«Здесь стоит вспомнить, что, несмотря на распространенное мнение о профиците добычи угля, на самом деле Украина и дальше остается угольнодефицитной страной. И причина этого в недостатке средств для разработки угольных шахт. И без рыночной цены на уголь Украина и дальше будет скатываться в зависимость от импорта угля. В частности, если ситуация с шахтами будет заморожена, то убытки шахт в 2016 году могут быть больше, чем в 2015 г. (11 млрд грн)», — объясняет Корольчук.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать