Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Под илом

Бывший флагман советского судостроения продадут вместе с долгами
06 марта, 00:00

Контрольная комиссия парламента заблокировала попытку включить Херсонский судостроительный завод в перечень не подлежащих приватизации. Соответствующий законопроект инициировал депутат Владимир Демехин, но его идея, похоже, не будет поддержана. Фонд госимущества готовится продать предприятие, которое в советские времена было базовым по обеспечению потребности в судах Черноморского пароходства. Сейчас завод в долгах и не имеет оборотных средств на полноценную работу. Тем временем, по информации из источников в Минпромполитики, предварительную заинтересованность в покупке завода уже проявили греческая, норвежская и казахская компании.

Главной проблемой будущей приватизации Херсонского судостроительного является его кредиторская задолженность — 272 миллиона гривен, большая часть которой приходится на Проминвестбанк. С целью приватизации по распоряжению Кабмина в конце прошлого года завод был корпоратизирован, и тут же его акции были арестованы до погашения долга перед главным кредитором. Впрочем, в самом банке уверяют, что им акции не нужны, и они просто хотят, чтобы в ходе приватизации не забыли их интересы. «Наш банк не хочет управлять промышленным предприятием. Это не наше дело. Мы занимаемся кредитованием и финансированием. Херсонскому судостроительному заводу нужен инвестор, который бы навел порядок с финансами предприятия», — сказал на заседании Комиссии заместитель председателя правления «Проминвестбанка» Сергей Давыденко.

В инвесторы заводу одно время набивалась корпорация «Укрпроминвест» через подконтрольную «Ленинскую кузницу», но ее предложение по созданию СП с госпакетом около 30% не устроило Кабмин. Так что сегодня наиболее вероятным сценарием выглядит проведение стандартного приватизационного конкурса с ценой контрольного пакета акций около 20 — 25 миллионов гривен и обязательством выплатить весь долг перед «Проминвестбанком» за несколько лет. Пока завод будут готовить к приватизации, историю возникновения задолженности проверит КРУ. Соответствующее поручение дала контрольная комиссия парламента.

Председатель контрольной комиссии Валентина Семенюк заявила, что передачу стратегически важного предприятия в залог под банковский кредит должен был одобрить Кабинет Министров. Поскольку такого решения не было, по мнению депутата, необходимо найти и привлечь к ответственности лиц, причастных к неудачной сделке. Она не исключает, что по итогам проверки КРУ этим делом заинтересуется и Генеральная прокуратура. Впрочем, пока сложно представить поиск ответственных чиновников, которые одобряли сделку десятилетней давности. Даже если они будут найдены, вряд ли это каким-то образом поможет сокращению задолженности в размере 272 миллиона гривен. Очевидно, в данном случае речь идет лишь об реализации политических амбиций руководства приватизационной комиссии Верховной Рады.

Начальник Управления судостроения Минпромполитики Петр Короткий сообщил, что завод брал кредит в начале 90-х с благословения правительства, под масштабный экспортный контракт. Обесценившиеся в тот период украинские рабочая сила и сырье очень привлекали западных заказчиков. Но спустя три-четыре года после заключения контракта электроэнергия и металл в Украине подорожали в несколько раз, проект стал убыточным для завода, и вскоре договор был расторгнут. А кредит остался непогашенным.

Весьма поучительный вывод из этой истории сделало руководство Фонда госимущества. Председатель ФГИ Михаил Чечетов, чьей головной болью вскоре станет судьба этого крупного завода, считает, что причиной нынешнего кризиса стало затягивание с решением о приватизации со стороны Минпромполитики. «Когда министерство видит, что завод начинает тонуть, нужно принимать решение о приватизации. А у нас управляющие министерства, как правило, принимают такие решения, когда уже все потонуло и илом заволокло. Это еще один урок всем министерствам, которые с неохотой «отдают» имущество», — говорит Чечетов. Хотя, судя по лоббированию представляющими регион политиками законопроекта о включении ХСЗ в список не подлежащих приватизации, не все с этим утверждением согласны. А значит, правительству предстоит еще серьезно потрудиться, прежде чем привлечь инвестора на когда-то одно из ведущих в мире судостроительное предприятие.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать