Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Подпольно-подземная стачка

Профсоюзы и общественные организации объединились, чтобы отстоять право горняков на легальные решительные действия
15 мая, 19:37
ФОТО REUTERS

Как живется сегодня рабочим крупных промышленных предприятий горно-металлургической отрасли? Почувствовали ли они на себе заботу правительства, вдвое повысившего недавно минимальную заработную плату?

ЗАБАСТОВКИ ЗАПРЕЩЕНЫ. А ЛОКАУТ РАЗРЕШЕН?

Похоже, эта новость не обрадовала и не огорчила, поскольку минималка и для горняков и для металлургов            — это  чаще всего пройденный этап и совсем не  предел мечтаний. Квалифицированные рабочие требуют для себя достойной человека зарплаты и человеческих же условий труда. Собственники не спешат... В ответ в рабочих коллективах звучат призывы к забастовкам.  Особенно сильно бурлит Кривой Рог. Здесь требуют повышения зарплаты сразу на трех предприятиях — Криворожском железорудном комбинате (КЖРК), ПАО «ArcelorMittal Кривой Рог» и руднике ЧАО «Евраз — Сухая Балка».

В конце прошлой недели горняки «Сухой балки» поднялись на поверхность с глубины в полтора километра, где оставались больше двух  суток, требуя повышения заработной платы. В четверг 11 мая на там были приостановлены все виды работ якобы в целях безопасности протестующих. В пятницу, по сообщению пресс-службы предприятия, переговоры администрации с профсоюзными активистами продолжались, но на руднике был объявлен полный простой.

Не следует ли рассматривать такое решение российских собственников предприятия (холдинг Еvraz, один из бенефициаров — Роман Абрамович), как локаут? Напомним, локаут — это мера со стороны работодателей, при которой работники не допускаются к рабочим местам, не получают заработную плату, но и не увольняются. Локаут пока не предусмотрен украинским законодательством о труде, хотя в одном из вариантов проекта нового Трудового кодекса такая мера упоминается. Поэтому администрация  «Сухой Балки» играет в слова, т.е. использует эвфемизмы, чтобы прикрыть незаконность своих действий. Но в какие бы одежки их не одевали, не подлежит сомнению, что это довольно жесткое и явно незаконное наказание гривней почти 300 забастовщиков с шахт «Юбилейная» и им. Фрунзе.

НЕТ — ДЕ-ЮРЕ, ДА — ДЕ-ФАКТО

О событиях на руднике рассказывает глава Конфедерации свободных профсоюзов Украины и Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец. «Люди долгое время находились под землей. Журналисты спрашивали у них: вы бастуете? Нет, отвечали, у нас акция протеста. Шахтеры самоорганизовались и нашли возможность без формального нарушения закона отстаивать свои права. Они были под землей на своих рабочих местах. И де-юре не бастовали. Они отработали смену, а потом остались под землей. И объявили это мирным собранием. Администрация к ним спустилась далеко не сразу. А там высокая температура и влажность, плохое проветривание, большое скопление людей, что не позволяется правилами безопасности. Но администрация о них, своих работниках, не побеспокоилась. Никто не подумал, что им нужна пища, питьевая вода, медикаменты, не попытались узнать, нет ли среди них больных. На шахтеров давят, они заведены, нервничают. И, тем не менее, когда НПГУ начала спускать в шахту пищу и воду, то не все получили эту помощь, потому что администрация запретила нам поить и кормить бастующих горняков».

«Сегодня мне пришлось обращаться к Инспекции по труду, к спасателям, чтобы помогли людям поучить доступ к воде и пище, — продолжает Волынец, — И такая ситуация может повториться в любой отрасли, например, в тепловой энергетике. Напомню, совсем недавно был принят закон о рынке электроэнергии. Там, в 13 статье запрещены забастовки в случаях, если они могут привести к нарушению устойчивого снабжения электроэнергией. Кто будет определять, устойчивое или неустойчивое?». Волынец рассказывает о решительных и даже радикальных настроениях в шахтерских коллективах, и о том, что они (эти настроения) в любой момент могут обернуться социальным взрывом. Тем не менее, профсоюзный лидер уверен, что право на мирные сбрания и забастовки куда более сильное и действенное оружие. Опираясь на предусмотренные законом права, горняки могут провести успешные консультации с администрацией и собственниками предприятий, доказать справедливость своих требований.

ПЛАТФОРМА СОЛИДАРНЫХ

В поддержку горняков выступили и  другие отраслевые профсоюзы, входящие в Конфедерацию, а также несколько общественных организаций. Они решили сообща создать платформу «За право на забастовку» и подписали соответствующий меморандум. К ним присоединилась  уполномоченная Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская. «Мы решили объединить усилия, — говорит она, — и создать  платформу, чтобы добиться реализации этого права. Я надеюсь, что в результате парламент примет соответствующие законы и снимет существующие запреты, чтобы профсоюзы стали в нашей стране действенными организациями».

Лутковская рассказывает, что даже в тех отраслях, где для забастовок нет прямых запретов, трудящиеся все равно практически не могут использовать это оружие защиты своих интересов. Процедура получения разрешений в государственных органах занимает не меньше 80 дней. Профсоюз выглядит беззубым. «В чем тогда его смысл, если он не в состоянии отстоять позицию своих членов? — спрашивает уполномоченная по правам человека и констатирует:         — Ситуация забюрократизирована». Она предлагает обратиться к главе Верховной Рады с требованием убрать из законодательства все запреты и бюрократические рогатки для проведения забастовок.

«Сегодня в стране существует огромная задолженность по заработной плате — два миллиарда гривень, — отмечает глава Объединения независимых профсоюзов авиаторов Вениамин Тимошенко, — позиция государства в этом вопросе или отсутствует или вообще не государственная и направлена против человека». Он рассказывает, что одного руководителя предприятия, допустившего многомиллионную задолженность по зарплате, оштрафовали всего на десять тысяч гривень.

ЧТО ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ?

«Таким образом, государство просто мотивирует работодателей не выплачивать людям зарплату, — утверждает активист, — государство только закручивает гайки, а как решать проблемы не знает. Государственные органы коррумпированы и никого не защищают. Они всегда на стороне работодателей». «Почему мы ратуем за право на забастовки? — спрашивает Тимошенко и отвечает:          — Если  сейчас не дать этот инструмент солидарности людям, то никто уже не пойдет на мирные протесты, потому что в стране абсолютный ноль позитивности. Демократия — это не только право что-то говорить. Демократия — это когда ты сказал, а тебя услышали и поняли. И если ты по Конституции являешься источником власти, то ты можешь диктовать ей те условия, которые должны существовать в стране. И если мы в ближайшее время не добьемся для людей права самостоятельно и демократическим образом решать с работодателями вопросы заработных плат, условий труда, то люди просто покончат с нашими «людоедами».

Лутковской пришлось отвечать на острые вопросы. Так, ей напомнили, что активисты и  лидер профсоюза  «Свобода труда» (город Тростянец Сумской области) подверглись преследованиям со стороны коррумпированной, явно подкупленной работодателями, полиции.  В офисе профсоюза были проведены обыски, изъяты печать, документы,  у членов профсоюза под давлением пытались получить свидетельства против их лидера. Люди хотели найти защиту у омбудсмена, но его сотрудница «отфутболила» жалобщиков, объяснив, что уполномоченная  Верховной Рады не имеет полномочий контролировать правоохранительные органы.

Лутковская подтвердила слова своей сотрудницы и раскрыла, каким образом офис омбудсмена, не имеющий каких-либо рычагов, все же влияет на органы правопорядка. Заявления от людей со своими комментариями он пересылает в прокуратуру.  «Мы просим объяснить, что происходит, а также напоминаем о практике Европейского суда по правам человека и высказываем надежду, что соответствующее дело не станет основанием для очередного обращения в этот суд и осуждения Украины за нарушение конвенции о правах человека». «Но человеку, обращающемуся к нам за помощью, мы всегда объясняем, что не имеем права проводить следствие и не можем оценивать деятельность правоохранительных органов», — добавила омбудсмен.

P.S. После акций протеста на «Криворожском железорудном комбинате», который принадлежит структурам Рината Ахметова и Игоря Коломойского, горняков, похоже, услышали. Создана рабочая группа для ведения переговоров, и администрация обещает представить график поэтапного повышения зарплаты. За май всем работникам она будет увеличена на 20%, в августе — еще на 30%, а до конца года увеличение достигнет 100%. Такой рост зарплаты в профсоюзах считают вполне возможным. Если менеджмент и собственники удовлетворят эти требования, то доля заработной платы в себестоимости продукции должна составлять до 50—60%, а это уже уровень развитых стран. В переговоры с рабочими вступили также на «Сухой Балке», принадлежащей холдингу «Евраз» Романа Абрамовича, и на АМКР, собственником которого является Лакшми Миттал.

Руководство ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» выступило с заявлением: «До 19 мая 2017 г. администрация ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» намерена согласовать с профсоюзными организациями новый коллективный договор предприятия, в котором будет утверждена новая система оплаты труда...». Участники акций протеста в Кривом Роге для координации своих действий создали забастовочный рабочий комитет, председателем которого избран лидер городской организации Независимого профсоюза горняков Украины Юрий Самойлов, сообщает Вадим РЫЖКОВ, «День», Днипро.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать