Политический портрет Яценюка. Ключевые характеристики
Эксперты «Дня» назвали заслуги и ошибки премьера за год![](/sites/default/files/main/articles/26022015/11kar97.jpg)
Правительство проводит консультации с парламентскими фракциями для скорейшего принятия пакета законодательных изменений, которые позволят Украине «освоить» вторую программу МВФ. 3 марта ВРУ должна будет рассмотреть его на в зале пленарных заседаний.
По требованию МВФ, якобы, предлагаются изменения в налоговом, таможенном, пенсионном законодательстве, которые должны сбалансировать бюджетные расходы и увеличить доходы. Но это не все...
Вчера источник «Дня» сообщил, что среди требований МВФ относительно выделения очередного транша появился еще один «неэкономичный пункт», в котором говорится о «примирении с Россией». Якобы позиция украинской власти в проведении реформ, как и у войне с Россией не является достаточно убедительной, чтобы МВФ мог быть определенный в том, что через несколько лет будет кому возвращать эти долги, или это будет не Путин ...
Конечно, эта информация еще нуждается в проверке. Но аргументация убедительна: тот, кто демонстрирует волю, тот получает деньги.
Впрочем, сейчас в прессе переговоры с МВФ подаются как «большая победа» украинского правительства. Так же как до этого подавались все «помощи» от различных международных финансовых институтов и иностранных правительств. Кстати, опрошенные «Днем» эксперты именно это, к сожалению, и называют единственной заметной «заслугой» премьерства Арсения Яценюка. Напомним, сегодня исполняется ровно год как он сел в кресло премьера. Об этих 12 месяцев в жизни страны — прямой речью эксперты «Дня».
КОММЕНТАРИИ
Александр САВЧЕНКО, экономист:
— Основные заслуги Яценюка— он умеет брать деньги в Международных финансовых организациях и у западных правительств.
Ошибки— затягивание и «заговаривание» проведения экономических реформ. Причина— страх потерять политический рейтинг.
Возможно, у него и есть желание менять систему. Но нет понимания того, как ее изменить. Это связано со страхом потерять политический рейтинг.
Александр ПАСХАВЕР, президент Центра экономического развития:
— Этот год был для Украины критическим. И уже то, что он работает премьером в это критическое время, вызывает уважение к нему. Но я бы хотел увидеть от него более радикальных реформ, больше открытости, чтобы граждане имели больше информации в этой сложной ситуации.
В бюджетной и сфере микроэкономики власть была недостаточно решительной. А нерешительность в реформах— достаточно грубая ошибка.
Виталий ШАБУНИН, председатель правления Центра противодействия коррупции:
— Наибольший и единственный успех премьера, который уже год в стране с экономическим кризисом в состоянии войны и без экономических реформ,— удержаться на своей должности.
Кто-то говорит, что заслуга Яценюка в том, что он привлек много денег. Но нам бы их и так дали, независимо от того, кто был бы премьером, хоть «обезьянка с чубчиком». Ведь давали нам их не благодаря эффективной или неэффективной работе премьера, а потому что мир просто не мог не дать нам деньги, и за героические поступки украинских людей, которые борются с агрессором. Кроме того, нам бы этих денег могли дать даже значительно больше и на лучших условиях, если бы не было провала государственной власти.
Если бы Яценюк сделал ошибки в процессе реформирования, я аплодировал бы им стоя. Потому что на их основе корректировались бы реформы. Но нежелание Яценюка делать ошибки, чтобы нравиться электорату, это самое большое зло, которое он делает. Потому что отсутствие реформ— намного хуже, чем ошибки во время их воплощения.
Все всегда упирается в политическую волю. Отсутствие реформ имеет лишь одно основание— нежелание их проводить. Потому что все другое— и внешнее поле, и кризис, и война— стимулируют к реформам. Нужно очень сильно не хотеть их осуществлять, чтобы при таком сильном давлении извне их не проводить.
А это все, по моему мнению, от того, что сегодняшняя политическая элита является продолжением политической элиты Януковича, которая выросла из политических элит Кучмы. И пока что их все устраивает. Проблемы, которые переживают обычные украинцы,— с долларом, ценами, зарплатами, их не касаются. Более того, все это создает для них условия дополнительного заработка. Легального, полулегального или совсем нелегального. Им не нужны реформы.
Практика показывает, что Яценюк не заинтересован в том, чтобы войти в историю, как человек, который реформировал Украину.
Конкретный пример того, каким некомпетентным является Яценюк даже в своем популизме— то, что полгода он анонсировал запрет всем государственным органам проверять бизнес. Всем, кроме фискальной службы. А та «добивала» бизнес за все те органы, которым запретили «это» делать. Причем в это время на полгода запретили государственной финансовой инспекции проверять государственные закупки, чем позволили красть всем все, что они хотят. Это не была реформа. Потому что бизнес все равно «щемили», еще и к этому всему открыли коррупционную дыру.
Кажется, что отсутствие реформ Яценюка— осознание им того, что он не может и не умеет их проводить. Но зачем нам премьер, который не осуществляет реформы? Страна в таком состоянии, которое не может позволить себе ждать того, кто сможет их делать.
Богдан ДАНИЛИШИН, экс-министр экономики:
— В этих условиях говорить о деятельности правительства очень трудно. Считаю, что главной заслугой Арсения Яценюка является то, что он лично принял на себя весь груз государственного управления в сложных условиях и не дал скатиться Украине в бездну. Восстановлена управляемость государством, работа всех государственных институтов, финансовых структур, работа с мировыми финансовыми учреждениями.
Вместе с тем, правительство не предложило обществу понятную Программу реформ и средства ее осуществления. В условиях коалиционности в обоих правительствах отсутствует профессиональная правительственная команда, которая способна осуществлять реформы.
Профессиональные кадры— главный недостаток обоих правительств Яценюка. Надеюсь, что Арсений Яценюк будет иметь возможность, опираясь на национальные кадры, осуществить необходимые реформы. Для этого он должен знать следующее. Первой составляющей реформирования должна стать административная реформа, реализация которой и будет выполнением общественного заказа на эффективные, ответственные и открытые институты исполнительной власти и местного самоуправления, а, следовательно, и на надлежащее управление государством. Другой составляющей реформирования, которая должна обеспечить эффективность и ответственность власти, является реформирование судебной системы, которая нуждается в обеспечении доступности правосудия, усовершенствовании системы судов, завершении создания полноценной системы административного судопроизводства, создании законодательных гарантий реализации права личности на справедливое судебное разбирательство дел, формировании корпуса профессиональных судей, обеспечении неукоснительного выполнения решений судов и контроля над объективностью этих решений. Только после двух предыдущих целесообразно осуществлять взлом старой экономической модели хозяйства и переходить к формированию модели национальной экономики с развитым внутренним рынком, высокотехнологическим экспортом и благоприятной средой для привлечения внутренних и внешних инвестиций. Это потребует проведения ряда реформ, направленных на развитие отечественного производства за приоритетными направлениями.
Валерий ПЕКАР, эксперт по экономическому стратегированию, соучредитель Гражданской платформы «Новая страна», бизнесмен:
— Я отношусь к людям, которые были очарованы премьер-министром весной прошлого года,— его правильной риторикой, его решительностью в проведении реформ— и полностью разочаровались уже летом. Мы должны быть благодарны первому правительству Яценюка за то, что он удержал страну в трудное время, но в целом деятельность Арсения Петровича на протяжении года— это тотальный провал.
Основная претензия к Яценюка заключается в отсутствии реформ. Многие вещи, которые можно было сделать еще летом силами правительства, не ожидая нового парламента, так и не были сделаны. Прежде всего— дерегуляция и налоговая реформа для запуска экономики, с одной стороны, и реформа государственной службы и системы органов исполнительной власти, с другой стороны, — полностью провалились. Можно искать виновных, но есть сферы ответственности отдельных министерств, а есть личная ответственность дирижера правительственного оркестра— премьера. Основная причина ошибок, на мой взгляд, заключается в отсутствии стратегического виденья, что приводит к ручному управлению изо дня в день, потере приоритетов, разбалансировке государственной машины. Вторая важнейшая причина— чрезмерное политизирование, когда политическая целесообразность, желание расставить своих людей, краткосрочные выгоды превалируют над интересами государства в целом. Политик вместо государственника во время больших вызовов— это угроза для всей страны.
К ТЕМЕ!
Максим РОЗУМНЫЙ, доктор политических наук, заведующий отделом политических стратегий Национального института стратегических исследований:
— Сформированный после парламентских выборов Кабмин является продолжением послемайдановского правительства. Конечно, состоялась определенная его коррекция в связи с включением в него людей президента.
В постреволюционных и военных условиях шансов быть успешным у правительства Яценюка было слишком мало. Фактически его назначение— прикрытие отступления, взятие на себя ответственности за закономерное ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Вторая задача, возложенная на это правительство,— инициирование реформ, которые бы означали пути выхода из кризиса в стране. Правительством не было предложено понятных для граждан и очевидных в своей успешности реформ. Старые представители Кабмина, которые прямо ассоциируются с Яценюком,— Арсен Аваков, Павел Петренко не проявляют успешность в реформировании своих ведомств.
А вот что касается «взятия на себя ответственности за экономику», то с этой задачей Арсений Яценюк справляется неплохо, ведь это требует больше усилий в сфере политического пиара, чем административной деятельности. Его классический стиль поведения по формуле «пулявлоб» заключается в том, что он драматизирует события, слишком много на себя берет, даже если потом это не оправдывается. До сих пор эта модель срабатывала, что продемонстрировали результаты «Народного фронта» на парламентских выборах. Но этот ресурс исчерпывается, потому что недостатки работы правительства и подозрения относительно сохранения им старых коррупционных схем с их передачей приближенным структурам— грехи, которые не будут прощены гражданами.
Кроме того, приход правительства Яценюка и его дальнейшее сохранение— результат баланса интересов, который сложился как между олигархическими и административно-экономическими группами внутри страны, так и между внешними партнерами. Сам Арсений Петрович занял позицию гаранта этих интересов.
Есть две разных реальности— распределение сфер влияния внутри страны, ее взаимоотношения с мировыми центрами и Евромайдан с его дискурсом, психологией и идеями. Искусство современной украинской политики в том, чтобы быть контактером между этими реальностями, и Яценюк, который получил должность премьера на волне Майдана,— пример успешного «контактера». Но, вместе с тем, он сохраняет свою позицию с помощью разных рычагов— административных решений, медийных и имиджевых ресурсов.
Отношения Президента и премьера сегодня можно назвать партнерскими, которые иногда нарушаются какой-то из сторон. Теперь у главы государства накопилось много вопросов к главе правительства, который позволяет себе собственную игру, риторику, чем пытается получить политические баллы. Порошенко не может позволить Яценюку набрать равнозначный политический вес, но его кадровый и институционный ресурс не достаточен, чтобы взять все политическое поле под свой контроль. Это партнерство хотя и вынужденное, но объективное, и в ближайшее время оно сохранится.
Общая оценка правительства Яценюка может быть умеренно позитивная, ведь он преодолевает много преград и трудностей, которые стоят перед страной. Но прогноз относительно его успешности и соответствия требованиям Евромайдана— абсолютно негативный. Чтобы изменить систему, у Арсения Петровича нет инструментов, мандата доверия и личностных черт. Но идет политическая игра, и он остается на своей должности.
Подготовил Дмитрий КРИВЦУН, «День»
Выпуск газеты №:
№34, (2015)Section
Экономика