Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Полтора года — на легализацию лесов

С марта 2013-го страны ЕС закрывают границы для несертифицированной древесины из Украины
23 сентября, 00:00
ПО СОСТОЯНИЮ НА 19 СЕНТЯБРЯ 2011 ГОДА ПЛОЩАДЬ СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕСОВ В УКРАИНЕ СОСТАВЛЯЛА ОКОЛО 1,21 МИЛЛИОНА ГЕКТАРОВ — ПОЧТИ 12% ВСЕЙ ЛЕСНОЙ ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«Сейчас проходит масштабная работа по внедрению электронного учета древесины на территории всей Украины. Всю древесину оснастят электронным чипом, который будет показывать кубатуру, сортиментную структуру и участок, на котором она была заготовлена...»

Виктор СИВЕЦ, председатель Государственного лесного агентства Украины

С 1 января 2012 года Европа должна была закрыть свои границы для нелегального леса. Такое решение было принято еще два года назад, когда депутаты Европарламента приняли предложение запретить нелегальную торговлю древесиной в странах ЕС. Впрочем, уже впоследствии, из-за отсутствия сформированных четких критериев и процедуры проверки легальности, ЕС взял двухлетний тайм-аут. Поэтому официально Регламент Европейского Союза вступает в действие начиная с марта 2013 года и предусматривает обязательство импортеров ввозить в страны ЕС древесину и изделия из нее, которые имеют легальное происхождение, то есть имеют соответствующий сертификат, удостоверяющий, что продукция поступает из лесов, где лесное хозяйство ведется на принципах неистощительного, постоянного и непрерывного лесопользования.

Лесная сертификация — понятие для европейцев далеко не новое. Она стартовала еще в 1989 году, как ответ на беспокойство общества об источнике древесной продукции и необходимости определения стойкого управления лесами. Главные цели, которые преследовала и преследует лесная сертификация, — это улучшить экологическое, социальное и экономическое качество управления лесами, поддержать или улучшить доступ к рынку легальной продукции, а также увеличить экономические выгоды от законной лесозаготовки.

Подытоживая более чем 20-летний опыт, эксперты убеждают, что появление продукции из сертифицированных лесов уже привело к формированию групп ее потребителей, членство в которых означает постепенный или даже внезапный отказ от закупки несертифицированной продукции. Таким образом, сертификация начала ощутимо влиять на конкурентоспособность предприятий, потоки лесопродукции и конъюнктуру, особенно на экологически чувствительных рынках. Следовательно, рынок сертифицированной продукции получил серьезные конкурентные преимущества, а именно: повышение прибыльности внешнеэкономической деятельности лесохозяйственных предприятий (ведь покупатели готовы платить больше, зная, что продукция легальна, следовательно, качественная), расширение доступа к экологически чувствительным рынкам сбыта, установление прямых и долгосрочных партнерских отношений, которые предусматривают устранение лишнего звена посредников. Кроме того, сертификация стала для большинства европейских стран эффективным мероприятием борьбы с незаконными (самовольными) вырубками, поскольку вся полученная из сертифицированных лесов древесина, которая соответствующим образом маркируется и сопровождается документами, делает невозможной подмену. Эксперты подытоживают: лесная сертификация стала своего рода пропуском в элитарный клуб компаний, которые объединены общей идеологией развития экологически чистого производства и социально-этического маркетинга.

Поэтому принятие Европарламентом вышеуказанного регламента можно абсолютно справедливо назвать логической эволюцией европейского рынка древесины. Поэтому в настоящее время те компании-импортеры лесного сырья, которые зарабатывают на рынках ЕС и хотят остаться в этом сегменте, должны работать над разработкой соответствующей программы проверки легальности происхождения источников древесины или же воспользоваться одной из признанных международным сообществом схем лесной сертификации. Таких сегодня в мир две — FSC (сертификация Совета управления лесными ресурсами — The Forest Stewardship Council) и PEFC (Программа внедрения Сертификации использования лесных ресурсов, направленная на поддержку разумного использования ресурсов леса через контроль третьей стороной — The Programme for the Endorsement of Forest Certification). Ведь в соответствии с новыми правилами, компании-экспортеры, в том числе и те, которые работают в Украине, с марта 2013 года должны будут предоставлять необходимые подтверждения легальности происхождения своей продукции. В другом случае европейская граница для них закроется.

Комментируя планы ЕС закрыть границу для нелегальной древесины и возможные последствия этого введения для отечественного лесного хозяйства, Национальный представитель FSC в Украине Павел Кравец отметил «Дню», что в Украине значительная доля экспорта приходится на мелкие и средние предприятия. Если расходы (прямые и непрямые), связанные с оценкой легальности, будут невысокими, то такие предприятия будут включаться в программу проверки импортеров. В другом случае они вынуждены будут прекратить поставку древесины на рынки ЕС и переориентироваться на внутренние или другие внешние рынки. Вместе с тем крупные и средние предприятия, которые в своих стратегиях сориентированы на рынки ЕС, говорит Кравец, уже сертифицированы или же будут сертифицированы в ближайшее время. По его подсчетам, в настоящее время в Украине работает более 20 деревоперерабатывающих предприятий, которые включились в цепочку поставки FSC сертифицированной продукции. Поэтому в качестве альтернативы они могут быть включены в программы проверки импортеров. «Насколько успешной будет эта работа, покажет время и будет зависеть от многих факторов. Трудно спрогнозировать потери рынка, но они будут обязательно», — подытоживает эксперт.

Сегодня в Украине, как отметили «Дню» опрошенные им эксперты, уже сделано несколько шагов к созданию системы легализации заготовки и обращения древесины. Это, в частности, внедрение сертификата легальности происхождения древесины и лесоматериалов (СЛПД). В соответствии с последним, каждый экспортер должен получить СЛПД на каждую партию лесопродукции, оформленную одним транспортным документом. Чтобы получить СЛПД, экспортер предоставляет в областное управление лесного хозяйства либо транспортные документы на покупку древесины (лесоматериалов), либо лесорубный билет.

Второй шаг — создание единой государственной системы электронного учета древесины. Пока еще работают только отдельные ее элементы, чаще — на уровне отдельных лесхозов. В целом система еще на стадии разработки и требует достаточно больших средств для ее совершенствования и внедрения. Как сообщил «Дню» председатель Государственного агентства лесных ресурсов Украины Виктор Сивец, в настоящий момент в Украине (абсолютно на всей ее территории) проводится масштабная работа по внедрению электронного учета древесины. В результате чего, по его словам, запланировано, что весь лесоматериал будет оснащен электронным чипом, который будет показывать кубатуру, сортиментную структуру и участок, на котором она была заготовлена. «Следует отметить, что государство на закупку оборудования денег не выделяло, все оборудование предприятия Гослесагентства закупают за собственные средства. Представители отрасли прилагают максимум усилий для введения электронного учета древесины, ведь он сделает невозможным обращение древесины, полученной преступным путем. На сегодняшний день уже полностью обеспечена необходимым оборудованием для электронного учета Житомирская область, перечислили средства на закупку Харьковская, Сумская и Полтавская области, — рассказал Сивец. — Перед нами стоит задача в первую очередь обеспечить необходимым оборудованием ресурсные области, а уже потом всю Украину. А полное внедрение электронного учета древесины мы планируем завершить до конца 2011 года».

И, наконец, легальность украинской лесопродукции подтверждает добровольная сертификация части украинских лесхозов по разным международным программам. Обычно участие в таких программах свидетельствует не только об определенном уровне ведения лесного хозяйства, но и, например, о сохранении биомногообразия, защите прав местных жителей и малого бизнеса и т. п. По словам Сивца, по состоянию на 19 сентября 2011 года площадь сертифицированных лесов в Украине достигла свыше 1,21 миллиона гектаров или почти 12 % всех лесов Украины. Так полностью сертифицированы государственные предприятия Закарпатской, Львовской областей, а также семь предприятий Черниговской и по одному предприятию Киевской и Волынской областей. Активную работу в подготовке к сертификации осуществляют предприятия Волынского областного управления лесного и охотничьего хозяйства (ОУЛОХ). Также начаты подготовительные работы по сертификации предприятий Ивано-Франковского ОУЛОХ. Перспективными для сертификации, по мнению Сивца, являются предприятия Ровенского, Житомирского, Винницкого, Киевского, Черкасского и Сумского ОУЛОХ.

Сегодня каждый из этих элементов еще требует существенной доработки, считают эксперты. Например, упоминавшаяся Регуляция ЕС охватывает почти полный перечень категорий товарной группы «Древесина и изделия из нее». Это намного больше списка тех товаров, на которые в Украине выдается сертификат легальности происхождения древесины. Кроме того, на практике для получения СЛПД экспортер чаще всего предоставляет не лесорубный билет, а документы на покупку древесины. То есть СЛПД фактически является свидетельством покупки лесопродукции, а не ее легальности. Поэтому эксперты рекомендуют обязательно вписывать в СЛПД номер лесорубного билета. Ведь именно по лесорубному билету осуществляется расчет лесоматериалов, устанавливаются условия лесопользования и транспортировки заготовленной древесины и т.п. Лесорубный билет также используют для учета оплаты за пользование лесными ресурсами. Прежде чем получить его, нужно подготовить еще ряд документов, в частности план лесосеки, карту технологического процесса разработки лесосеки и т.п. Поэтому занесение номера лесорубного билета в СЛПД в случае необходимости даст возможность проследить легальность древесины прямо от лесосеки.

Кроме совершенствования существующих, необходимо создать новые элементы системы подтверждения легальности. В частности, в законодательстве Украины нет прямого определения незаконных вырубок. А понятия, используемые в украинском законодательстве и Регламенте ЕС относительно незаконных вырубок, отличаются. Последний значительно расширяет пределы традиционного понятия незаконно добытой древесины. Таким образом, комментирует «Дню» Кравец, признание украинской продукции в соответствии с требованиями ЕС будет зависеть как от правительственных структур в части усовершенствования законодательства и усиления борьбы с таким явлением, как незаконные вырубки, так и самих импортеров, которые должны внедрить соответствующие механизмы оценки источников происхождения древесины.

На вопрос «Дня» о приведении в соответствие национальной системы сертификации лесов с международной практикой в Госкомлесхозе ответили, что вопросами лесной сертификации в системе Гослесагентства на профессиональном уровне занимается лаборатория мониторинга и сертификации лесов Украинского научно-исследовательского института лесного хозяйства и агролесомелиорации (УкрНИИЛХА) — главного лесного научно-исследовательского учреждения Гослесагентства Украины и Национальной академии наук Украины. И научные работники лаборатории мониторинга и сертификации лесов этого института, заверил «День» глава Госкомлесхоза, активно участвуют в развитии лесной сертификации в Украине. Поэтому, как отметил Сивец, эксперты лаборатории уже разработали украинские национальные индикаторы для 7 из 9 Принципов FSC.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать