Перейти к основному содержанию

«Последний оплот демократии»,

или О том, чем угрожает украинцам стагнация интернет-пространства
01 сентября, 20:28
В ИНТЕРНЕТ АССОЦИАЦИИ УКРАИНЫ ПРОГНОЗИРУЮТ: ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ 50% УКРАИНСКИХ СЕМЕЙ БУДУТ ИМЕТЬ СВОБОДНЫЙ ДОСТУП К МИРОВОЙ ПАУТИНЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Сегодня начал работу II Украинский форум по управлению Интернетом. Главной задачей двухдневного мероприятия его организаторы (Интернет Ассоциация Украины и Комиссия по вопросам науки и ИТ Украинского союза промышленников и предпринимателей) называют обсуждение важнейших проблем развития информационного общества, консолидацию усилий власти, бизнеса, интернет-сообщества, профессиональной и академической элит ради ускорения внедрения в жизнь достижений информационных технологий, а также создания условий для всестороннего развития интернет-пространства. Проведение этой дискуссии является особо актуальным, по мнению экспертов, в контексте подведения итогов 2011 года, который Президент Украины Виктор Янукович провозгласил годом образования и информационного общества.

Кроме того, мировые тенденции свидетельствуют — интернет стал неотъемлемой частью жизни современного человека. А ограничение в доступе к мировой паутине люди воспринимают так же болезненно, как лишение права голоса или притеснение свободы слова. Так, по данным опроса компании Globescan, участие в котором приняли 27 тысяч граждан в 26 странах, 79% людей со всего мира назвали доступ к интернету основным правом личности. Особенно активно в этом убеждены жители Южной Кореи, Мексики, Бразилии и Турции, где 70% граждан пока что не имеют возможности выйти во всемирную паутину. Все опрошенные в этих странах респонденты, как свидетельствуют выводы компании Globescan, уверены, что таким образом нарушаются их права.

В Украине же, по данным результатов исследования 2011 года Киевского международного института социологии (КМИС), размещенных на официальном сайте организации, Интернетом пользуются около 30% взрослого населения Украины (старше 18 лет) или 11,4 миллионов лиц. Такой низкий уровень интегрирования всемирной компьютерной сети в жизнь украинцев, по словам экспертов, фактически делает невозможным развитие цивилизованного информационного общества, к которому стремится страна.

Вместе с тем для украинского интернет-контента актуальными являются абсолютно все вызовы и угрозы современного веб-пространства: защита свободы слова и неприкосновенности личной жизни в интернете; цифровой разрыв и низкий уровень ИТ-образования населения; проблемы развития адресного пространства; электронное мошенничество; право на свободу информации в контексте государственной регуляции операторов и провайдеров телекоммуникаций и многое-многое другое. Кроме того, украинским ИТ-шникам придется решать еще и такие проблемы, как коррупционно-бюрократические преграды взаимодействия бизнеса, государства и общественности.

О том, чем сегодня живет отечественный интернет-контент, с какими проблемами сталкиваются ИТ-компании, и чем угрожает Украине стагнация развития электронного пространства в канун второго украинского форума по управлению интернетом «Дню» удалось пообщаться с организаторами этой дискуссионной площадки: председателем правления Интернет Ассоциации Украины (ИнАУ), председателем общественного совета при Госкоминформатизации Татьяной ПОПОВОЙ и президентом одной из лидирующих отечественных бизнес-структур в сфере предоставления услуг современных телекоммуникаций, группы компаний «Адамант», Иваном ПЕТУХОВЫМ.

Татьяна ПОПОВА: Желание чиновников посредством регуляции провайдеров ограничить свободу слова в Интернете ставит под угрозу развитие информационного общества

— 3—4 сентября в столице пройдет Украинский форум по вопросам управления Интернетом, одним из организаторов которого выступает возглавляемая вами Ассоциация. Известно, что вы уже во второй раз проводите такую публичную дискуссию в Украине. В чем вы видите ее важность и актуальность? На какие результаты надеетесь? Какие достижения предыдущего — Первого — форума отметили бы?

— Интернет Ассоциация Украины (ИнАУ) выступила инициатором проведения Первого Украинского форума по управлению Интернетом (Киев, 1—2 сентября 2010 года). Перед нами в прошлом году стояло стратегическое задание — положить начало в Украине Форуму IGF, который проводится в разных странах мира, и организовать у нас широкую общественную дискуссию для освещения актуальных проблем. Мы довольны, что первый такой форум в Украине был проведен на высшем уровне, и во время открытой профессиональной дискуссии были представлены разные точки зрения. В итоге приняли резолюцию, в которой определены основные приоритеты развития отечественного интернет-пространства с учетом международного опыта. Стоит отметить, что Форум IGF-UA позволил активизировать участие украинских представителей в работе международных организаций, которые занимаются вопросами управления Интернетом.

2—3 сентября в Киеве состоится Второй Украинский форум по управлению Интернетом, который собирает широкий круг представителей государственных организаций, бизнеса, интернет-сообщества относительно дальнейшего развития Интернета в Украине. Среди докладчиков Форума — авторитетные международные эксперты, в частности, представители Совета Европы, организаций ICANN, ISOC, RIPE, Координационного центра домена .RU, а также известные отечественные профессионалы в сфере ИКТ. Мы надеемся, что форум станет постоянной площадкой для таких дискуссий.

— Одним из заданий вышеупомянутого Форума вы считаете партнерство государства, бизнеса и общественности в развитии украинского сегмента Интернета. В каком формате такое партнерство может быть эффективным?

— Ассоциация придает большое значение организации плодотворного сотрудничества на принципах партнерства представителей органов государственной власти, бизнеса, общественности и ассоциаций и профессиональных объединений в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Мы успешно работаем во многих общественных советах при органах государственной власти, сотрудничаем с народными депутатами Украины в вопросах усовершенствования законодательной базы, а эксперты Ассоциации являются соавторами многих законов и нормативных актов. Как свидетельствует практика, использование коллективного опыта — экспертов и профессионалов в нашей сфере — и ресурсов позволяет достичь синергического эффекта и помогает совместно решать глобальные задания в этой сфере.

— Известно, что на Западе развитие Интернета стало своего рода продолжением демократических процессов, которые проходили в обществе. Какую роль развитие интернет-среды сыграло для Украины? Как, на ваш взгляд, должен развиваться в будущем украинский сегмент Интернета?

— Я уверена, что последние десять лет украинский сегмент Интернета развивался быстрыми темпами именно потому, что государство не вмешивалось в сферу управления Интернетом, и сегодня нет потребности в этом. Однако теперь существует угроза, что ситуация может измениться: желание некоторых политиков и чиновников посредством регуляции интернет-провайдеров ограничить свободу слова в Интернете ставит под угрозу последний оплот демократии в стране. Более того, увеличение регуляторного давления на сферу не совпадает не только с мировой тенденцией на экономическое саморегулирование, но и с задекларированным Президентом и правительством Украины курсом на дерегулирование разных областей общественной жизни.

Мы как Ассоциация убеждены в том, что дальнейшее развитие украинского сегмента сети заключается в развитии на отечественном интернет-рынке принципов саморегулирования, с учетом современных тенденций и международного опыта управления Интернетом. Уверена, что лишь развитое гражданское общество способно противодействовать угрозам, которые стоят перед украинским сегментом Интернета.

— Насколько реальным, по вашему мнению, является развитие электронной демократии, о которой сегодня так много говорят на Западе, в условиях «фасадной» реальной демократии?

— Путь к установлению в Украине принципов электронной демократии трудный и сложный. До сих пор в нашем государстве не внедрены автоматизированные системы, которые позволили бы организовать конструктивный электронный диалог на всех уровнях: G2G («правительства с правительством»), G2В («правительства с бизнесом») и G2С («правительства с общественностью»). Несмотря на то, что на государственном уровне раздаются заявления относительно важности принципов электронной демократии, развитие электронного управления (e-Government) официально не признано одним из национальных приоритетов. Нет стратегии развития e-Government, нет государственной программы внедрения технологий электронного управления, а также отсутствует необходимая нормативно-правовая база. Принятие настоящих документов и их последующая реализация необходимы для формирования прозрачности и открытости работы власти, достижения европейских стандартов качества предоставления электронных административных услуг для граждан и бизнеса. О каком гражданском обществе можно говорить, если в стране не развиты демократические институты, крайне низкий уровень привлечения граждан к принятию государственных решений.

— Известно, что интернет-пространство уже и так существенно изменило нашу жизнь. Прогнозируете ли вы увеличение уровня его интегрированности в нашу реальность? Какие преимущества и угрозы это несет обществу?

— Стоит отметить огромный потенциал Интернета. На сегодня возможность иметь доступ к Интернету — это возможность почувствовать преимущества современных технологий, которые открывают новые возможности для электронной коммерции и электронной торговли, телемедицины, дистанционной учебы и т.д. Ежегодно растет число пользователей, имеющих доступ к Интернету. В Украине, согласно последним данным ИнАУ, общее число регулярных отечественных интернет-пользователей превысило треть населения страны. И эта цифра продолжает расти: мы ожидаем, что в ближайшие пять лет наша страна превысит 50-процентный рубеж доступа в Интернет.

Конечно, технологии можно использовать по-разному, но те потенциальные угрозы, которые уже существуют вокруг нас ежедневно, носят намного более серьезный характер, чем Интернет. Однако в развивающемся информационном обществе одним из приоритетов является высокая степень внимания к вопросам безопасности в Интернете, особенно по отношению к детям, Это заключается в надлежащем воспитании, учебе, этических вопросах, технических решениях, социальных и правовых аспектах. Именно на этих, а также многих других аспектах будут акцентировать внимание и искать пути решения проблем в интернет-сфере участники II Украинского форума по управлению Интернетом.

Иван ПЕТУХОВ: Об электронной демократии можно долго и красиво размышлять, но у нашего общества нет элементарного — свободного доступа к Интернету

— В эти дни в Киеве проходит II Украинский форум по вопросам управления Интернетом. Насколько, по вашему мнению, такие дискуссии при участии и бизнеса, и власти, и представителей интернет-среды важны для Украины?

— Не секрет, что развитие информационного общества и интернет-среды в первое десятилетие ее существования в нашей стране происходило без участия государства. Более того, Интернет и украинское информационное общество были построены скорее вопреки желанию государства и всласть имущих, благодаря энтузиазму его ІТишников, в хорошем смысле фанатов своего дела. Безусловно, подобные мероприятия нужны и важны для нашей страны и мы надеемся, что данный Форум улучшит коммуникации между властью, бизнесом и представителями ІТ-среды. К сожалению, на сегодняшний день бизнес-климат в Украине не отвечает мировой практике, в которой государство и общество работают над проблемами страны сообща. Нам до этого еще пока далеко.

— Вы сказали, что развитие интернет-среды происходило без участия государства. Но разве это плохо?

— С одной стороны, можно похвалить тех, кто все эти годы упорно занимались своим делом, и кому многое удалось. Но давайте посмотрим на это все с другой стороны, возьмем самый первый из индикаторов развития Информационного общества — доступ в Интернет. До 2000 года процент граждан, имевших, по крайней мере, ежемесячный доступ в Интернет, был мизерный — около 0,4 % от общего населения Украины. Мы и сейчас отстаем от цивилизованных стран, в которых уровень доступа давно превышает 60%, а мы довольствуемся нашими 33—34% (причем, речь идет не о высокоскоростном широкополосном доступе). А в ближайшее время рост интернетизации может вообще затормозиться. Если даже не прекратится вообще.

— Что дает поводы для такой обеспокоенности?

— Когда в стране существует один регулятор, который опекается доступом, как говорится, от и до, то с ним еще можно разговаривать. Можно что-то доказывать, бороться (в хорошем смысле этого слова) за лучшие условия. А когда в стране существует несколько тысяч таких регуляторов... Речь идет о том, что полномочия по регулированию доступа могут быть переданы органам местной власти. Это создаст очень серьезную проблему для рынка. Местные органы власти будут взимать необоснованную плату за доступ провайдера к так называемой «последней миле», то есть за доступ к гражданам и их жилищам. Например, в Киеве Решением Киевсовета регулировать доступ к жилому фонду, и собирать с провайдеров деньги теперь поручено коммунальному предприятию, а недавно во время заседания рассматривали вопрос даже о построении собственной монопольной инфраструктуры в наших домах. Они хотят построить своего, так называемого оператора, который будет брать деньги за последние 10 метров и они эти 10 метров станут для граждан «золотыми». Ведь не секрет, что все финансовые нагрузки на провайдера отразятся на потребителях услуги. Это, кстати, еще давние идеи нашего мера Леонида Черновецкого, которые до сих пор продолжают воплощаться в жизнь.

— Есть или возможность противостоять этому? Готово ли интернет-сообщество к сопротивлению?

— Благодаря тому, что интернет-среда развивалась самостоятельно, она — довольно сильна. Мы умеем консолидироваться. Но вопрос в другом: хватит ли нас на все эти 20—30 тысяч местных и городских советов в стране, каждый из которых сейчас устанавливает свои правила...

— Какой, в вашем понимании, должна быть идеальная модель отношений между ІТ-средой и государством? На чем она должна основываться?

— Исключительно на прагматичных целях, которые должны состоять в том, чтобы улучшить бизнес-среду, сделать ее конкурентной и дать возможность развиваться новым технологиям. Президент Украины заявил, что в ближайшие 10 лет Украина выйдет в 20-ку развитых стран мира. Цель благородная, но вот вопрос, за счет чего это сделать? Но даже если у нас есть «вагоны», нам, так или иначе, нужен современный «локомотив». На старом «локомотиве» энергозатратных технологий и одной сырьевой базе мы не выедем в светлое будущее. Развитие ІТ-рынка, ІТ-среды — это важная составляющая открытого демократического общества. Украине важно определиться со своими приоритетами. А о приоритетах ХХІ века вам расскажет любой школьник. Это — ІТ-направление, новые технологии, позволяющие не только улучшить внутренние коммуникации в стране, но и уверенно вести ее вперед к светлому будущему. Примеров стран, которые это осознали, — достаточно. Посмотрите на Гонконг, Южную Корею. Прекрасный пример — Эстония. В этой стране уровень проникновения достиг практически 100%. Здесь работает электронное правительство, электронная полиция, взаимодействие общества и государства практически полностью автоматизировано. Потому уровень коррупции в Эстонии — один из самых низких. Потери государства — тоже. Зачем же нам выдумывать велосипед?

— У нас тоже много говорят об электронной демократии. Но что, по вашему мнению, первичное: электронная демократия, которая может повлечь за собой новые демократические завоевания? Или все же демократия, которая должна быть не фасадной, и которая позволяет внедрить это новшество?

— Я бы говорил о третьем. Об электронной демократии можно долго и красиво размышлять, но у нашего общества нет элементарного — свободного доступа в Интернет. Как может работать электронное правительство, если уровень проникновения интернет-услуги остается на уровне 30% с копейками? Вот когда эта цифра будет составлять 70% — 80%, когда абсолютное большинство украинцев сможет спокойно зайти в Интернет и получить/отправить в любой госорган документ, написать жалобу или подать прошение, и т.д., вот тогда можно будет рассуждать о том, что первичное — «курица» или «яйцо». На самом деле во всем мире эти процессы происходили параллельно. Но самый важный и самый первый — это процесс интернетизации страны. Вернемся, к примеру Эстонии. В свое время им удалось получить от ЕС целевые средства — несколько сотен миллионов евро — на программу по ликвидации компьютерной безграмотности, в частности, среди старшего поколения. И только спустя 10 лет они заговорили о реализованной электронной демократии и электронных выборах. Нам об этом говорить рано. У нас пока не существует целостной системы. По этому поводу мы не раз проводили круглые столы в Украинском союзе промышленников и предпринимателей с участием всех заинтересованных сторон. К примеру, в отношении доступа к инфраструктуре домов в Киеве, нам удавалось на протяжении двух лет блокировать решение городского мэра относительно передачи полномочий по регулированию доступа городскому коммунальному предприятию Житлоспецэксплуатация.

— То есть главная проблема — это правила игры...

— Нормальные условия развития бизнеса в этой стране. Это — самая важная проблема. Сейчас мы пытаемся настроить конструктивную работу с национальным регулятором связи (НКРЗ). Конечно, не все так просто, но нам удается находить определенный консенсус. А вот что будет происходить на местном уровне...

— Вы ссылаетесь на опыт Эстонии, одной из постсоветских стран. Проблема построения отношений «государство — бизнес», о которой вы упомянули выше, в значительной мере продиктована наследством именно советской эпохи. А как обстоят дела в других странах Балтии или, к примеру, в России?

— В России, например, процесс интернетизации происходит централизованно. Как бы там ни было, о таких «ноу-хау» как в Украине мне слышать не приходилось. Никто не говорит, что все везде хорошо и только у нас плохо. Определенные трудности с доступом существуют и в Западной Европе. Но есть проверенные цивилизованные пути, методы и механизмы решения данных проблем и задач. И сейчас пришло время, когда эти цивилизованные формы надо внедрять и в Украине.

— В связи с той опасностью, о которой вы говорили, выступит ли ІТ-среда в рамках форума с каким-либо заявлением?

— Понятно, что в рамках форума этот вопрос будет обсуждаться. Но, конечно, все и сразу Форум не решит. Его задача — немного другая: найти точки соприкосновения и улучшить коммуникации, особенно в вопросах управления Интернетом. Поэтому для участия мы пригласили и представителей государственных органов исполнительной власти, и представителей бизнес-среды, экспертов и просто людей, которые посвящают Интернету свои силы и время. В этом году международный состав на форуме будет значительно шире, впрочем, так же как и корпус представителей власти. Кроме того, событие мы проводим в профильном учебном заведении — Киевском колледже связи. Для всех желающих Форум свободно будет транслироваться в интернете на веб-сайте igf-ua.org. Надеемся, что благодаря форуму нам удастся найти оптимальные принципы взаимодействия между бизнесом, властью и обществом. Но снова хочу подчеркнуть, что если не будет свободного доступа в Интернет, мы не сможем говорить ни о демократическом обществе, ни об электронном правительстве, ни о преодолении коррупции. А без нас, провайдеров, эта система просто не заработает.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать