Последствия карантина «строгого режима»
Десятки тысяч мелких предпринимателей массово банкротятся, пополняя вместе со своими наемными работниками армию безработныхПандемия коронавируса и связанные с ней правительственные ограничения обнажили безразличие украинской власти к малому и среднему бизнесу (МСБ). Почему государственные «менеджеры» игнорируют интересы важнейшего сегмента предпринимателей, который в развитых странах составляет основу их успешных экономик?
Карантинные ограничения со стороны правительства, по сути, продолжают добивать малый бизнес, который и без того еле сводил клнцы с концами в Украине до пандемии коронавируса. Однако, если раньше власть давила на мелких предпринимателей весьма сомнительными регуляторными нормами (например, принуждением для всех мелких предпринимателей работать исключительно с кассовыми аппаратами или запретом ФЛП снимать наличные с бизнес-счетов на собственные нужды), то сегодня львиная доля МСБ вынуждена остановить работу из-за инициированного правительством локдауна.
В то же время, государственные меры по поддержке бизнеса во время карантина носят в основном декларативный характер — денег на всех пострадавших в госбюджете банально не хватает. Да и откуда им взяться, если государственные финансы находятся сегодня в «заколдованном круге»: львиная доля предприятий остановилась и не платит налоги, транш от МВФ постоянно откладывается, а бюджетный дефицит приобрел прямо-таки неприличные размеры? Тем временем, десятки тысяч мелких предпринимателей массово банкротятся, пополняя вместе со своими наемными работниками армию безработных.
С другой стороны, власть, «борясь» с коронавирусом, наделила весьма сомнительными преференциями другой бизнес — «глобальные» торговые сети и их поставщиков-импортеров, для которых наступили поистине «золотые времена». Сегодня у потребителей в основном нет другого выбора, чем покупать продукты или другие товары первой необходимости у крупного ритейла. У него сейчас — нет значительных конкурентов, ни страха попасть на крючок Антимонопольного комитета из-за умопомрачительного повышения розничных цен на продукты. И такие «тепличные» условия для супермаркетов создало именно правительство!
КАРТ-БЛАНШ — РИТЕЙЛУ, ЛИКВИДАЦИЯ — МАЛОМУ БИЗНЕСУ
Никто не отрицает целесообразности определенных властных ограничений на время карантина. Однако, имеет ли право власть руководствоваться двойными стандартами, дискриминируя малых предпринимателей и включая «зеленый свет» владельцам крупных торговых сетей? И почему отечественные топ-чиновники способны принимать сознательные решения в основном под страхом нового Майдана — когда люди от экономической безысходности выходят с протестами на улицы?
Поэтому предлагаю сосредоточиться на нескольких контраверсионных аспектах, которые наглядно демонстрируют то, что нынешняя «экономическая» политика правительства — это путь к быстрому краху малого и среднего бизнеса, а следовательно — и надежд на создание европейского государства всеобщего благополучия.
Во-первых, если один из топ-чиновников покупает в период карантина «Мереседес» экстра-класса, а у 60% представителей МСБ уже сегодня закончились деньги на элементарные нужды, ведь их бизнес разрушен, то нужно ли украинцам такое государство, в котором цинизм чиновников зашкаливает, переходя все разумные пределы? И которому малый и средний бизнес нужен только тогда, когда с него можно содрать «три шкуры» взяток за искусственные и абсурдные разрешения?! Если 99% кафе и ресторанов сегодня закрылось для обслуживания клиентов в зале, и лишь немногие смогли переориентироваться на онлайн-заказ и доставку блюд, то почему тогда принимает и обслуживает VIP-гостей печально известный ресторан «Велюр», который ассоциируется с нардепом из провластного большинства? ! Неужели нет другого места для сановных «сходок», где «решается» судьба Украины и ее столицы, делятся государственные должности и бюджетные потоки? Оказывается, у нас в стране все равны перед законом, но на самом деле есть более равные, из высшей касты, которым законы не писаны! Так же в Украине — и с бизнесом: крупному — все, а малому и среднему — обглоданные кости с барского стола.
Во-вторых, несмотря на вынужденное решение правительства о разрешении на работу некоторых продовольственных рынков — после бунта фермеров с блокировкой моста в Херсонской области и протестных акций в других регионах Украины — этот прецедент на самом деле обнажил системное игнорирование властью проблем мелкого, «несистемного» бизнеса. Фермеры вышли на протесты, поскольку не имели возможности продать выращенные собственными руками овощи и фрукты с раннего урожая. Ведь в «докарантинные» времена они реализовали свою продукцию на аграрных продовольственных рынках украинских городов и в небольших магазинах. Что же касается крупных торговых сетей, то они закупают для розничной реализации импортные овощи и фрукты — из Турции, Польши, Испании, Египта и других стран. Не исключаю, что здесь блестяще налажены разные схемы по оптимизации налогов и выводу сверхприбылей в оффшорные юрисдикции. В то же время, доступ продукции подавляющего большинства фермеров к ритейловым сетям — фактически закрыт. Поэтому пандемия и правительственные запреты привели к тому, что за последние два месяца урожай, выращенный небольшими аграрными компаниями, почти полностью сгнил, и львиную долю продукции фермеры выбросили на свалки. При этом «рядовой» потребитель вынужден сегодня покупать втридорога иностранные овощи и фрукты в супермаркетах! В то же время, такая «политика» власти в угоду крупным торговым сетям привела к тому, что практически убиты значительные сегменты отечественного малого бизнеса, которые весьма распространены в странах ЕС. Это, прежде всего, — мелкие торговые точки, магазинчики у дома, семейные кафе, многие из которых после завершения карантина уже не смогут восстановить свою работу. Речь идет о десятках тысяч украинских семей с ранее неплохими доходами. Тем временем, крупный ритейл во время карантина буквально «гребет лопатой» сверхприбыли, выплачивая мизерные зарплаты персоналу и отсрочивая на 30—40 дней оплату за товары поставщикам!
Впрочем, существует и другая сторона медали в отношении власти к МСБ. Ряд международных аналитических структур прогнозирует уже вскоре нехватку во всем мире продовольственных продуктов, призывая обратить на это внимание государственных лидеров разных стран. Мы же собственными «руками» сегодня убиваем фермерскую отрасль! Возникает естественный вопрос: а где же на самом деле государство и чиновнический аппарат во всем этом «театре абсурда»?! Или власть хочет, чтобы страну охватили массовые «голодные» бунты с грабежами супермаркетов и магазинов, как это сейчас происходит в Венесуэле?!
И, в-третьих, уже сегодня от представителей МСБ слышны опасения: мол, правительственное разрешение о возобновлении работы рынков может стать очередной фикцией. Поскольку уже есть печальный опыт, когда в конце марта с. г. власть как будто разрешила работу большинства из них, а уже через неделю неожиданно запретила. И тогда десятки тысяч мелких предпринимателей потеряли чуть ли не единственный источник заработка. Тем временем, сегодня правительство разрешило вернуться к работе открытым продовольственным рынкам — к тому же при условии соответствующего распоряжения Госпродпотребслужбы в каждом конкретном случае. Предварительно речь идет о 872 аграрно-продовольственным рынкх. Кстати, наша Ассоциация ранее обращалась с официальным запросом в Кабмин, подчеркивая необходимость открытия аграрно-продовольственных рынков с жестким соблюдением санитарных условий — ведь игнорирование проблем небольших фермеров во время карантина может привести к массовым бунтам (и как показали предыдущие акции протеста, так все и начало происходить). И благо, что власть наконец избрала здравый смысл и приняла конструктивное решение о рынках — из-за активной позиции фермерских объединений, общественного сектора и экспертной среды, в том числе — благодаря нашему обращению к правительству. Однако даже при нынешнем якобы «зеленом свете» в отношении продовольственных рынков, до сих пор остаются определенные риски. Например, что делать фермерам, которые и дальше не смогут продавать свою продукцию, если чиновники контрольного органа значительную часть торговых площадей в ручном режиме забракуют? И есть ли гарантия того, что вскоре правительство одним росчерком пера не запретит и те рынки, которые сегодня милостиво «открыл» ?! Уже не говорю об оптово-розничной торговли непродовольственной группой товаров — почему они так же не могут работать с соблюдением санитарных норм и с наличием средств безопасности? Так, как это происходит сегодня в супермаркетах, или в магазинах по продаже бытовой техники? И почему, например, еще недавно (в период действия жестких ограничений) заведения глобальной сети «Макдональдс» преспокойно себе торговали кофе на «вынес», а десяткам тысяч маленьких кафе это было запрещено? Почему карантин в Украине до сих пор действует избирательно? Не руководствуется ли украинское правительство такими двойными стандартами именно потому, что лоббирует интересы исключительно «системного» бизнеса и «глобальных» ритейловых сетей, принося в жертву сотни тысяч мелких предпринимателей, их наемных работников и семей, которые остались без средств к существованию?! Поэтому и не удивительно, что тысячи представителей МСБ, которых дискриминировало правительство, начинают перекрывать дороги и пикетировать Кабмин — с требованиями разрешить работу малого и микробизнеса с соблюдением санитарных требований, обеспечив равные права как для супермаркетов и ресторанов, так и для других предпринимателей!
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДИСКРИМИНАЦИЮ МСБ СО СТОРОНЫ ВЛАСТИ?
На мой взгляд, Кабмин должен кардинально изменить политику в отношении предпринимательства, прекратив лоббирование интересов ритейловых сетей и другого «системного» бизнеса и сфокусировав все свои усилия на поддержке малых и средних предпринимателей. В свое время так делали правительства «азиатских тигров» (Сингапура, Южной Кореи, Тайваня и др.), которые создали мощные экономические системы и общества всеобщего благополучия.
Сегодня же, чтобы не допустить уничтожения украинской экономики вследствие карантина, правительству и местной власти следует немедленно прекратить дискриминацию малого и среднего бизнеса, реализовав, прежде всего, такие элементарные шаги:
• разрешить работать не только продовольственным, но и непродовольственным оптовым рынкам под открытым небом, а также другим «непрофильным предпринимателям — с жестким соблюдением санитарных норм и противоэпидемиологических мероприятий. Ведь это — сотни тысяч рабочих мест и миллионы гривен налоговых поступлений в бюджет. Например, во Франции или Великобритании, где статистика по COVID-19 — гораздо хуже, чем в Украине, местные правительства рынки не закрывали, при этом жестко контролируя соблюдение безопасности стандартов по предупреждению коронавируса;
• на время карантина правительство должно оказать максимальное содействие национальным товаропроизводителям, малому и среднему бизнесу, прекратив скрытое лоббирование экономических интересов фирм-импортеров и крупных ритейловых сетей. В этом контексте следует согласиться с позицией экс-министра финансов Игоря Уманского: он отмечает, что коронавирус породил новую реальность, при которой большинство стран вынуждены применять жесткие протекционистские меры. Поэтому сегодня украинской власти необходимо, в частности, срочно установить ценовые преференции в государственных тендерах для отечественного МСБ (как это делает та же Франция), установить жесткое квотирование экспорта продовольственных товаров и перенаправить их на внутренний рынок, а также — прекратить сомнительную практику, когда подряды на строительство дорог у нас достаются китайским, турецким или азербайджанским компаниям, только не украинским;
• в ближайшей перспективе необходимо отменить 80% бессмысленных и коррупционных регуляторных норм еще азаровского пошиба, которые не только тормозят, а убивают бизнес малых и средних предпринимателей. И вместе с ними — отечественную экономику. Вообще, нужно — в режиме максимального благоприятствования — допустить структуры МСБ к приватизации убыточных государственных и коммунальных предприятий или их подразделений за символическую цену (как это успешно происходило в Польше 90-х годов под руководством тогдашнего премьер-министра Лешека Бальцеровича). Что же касается торговых точек для мелких предпринимателей, то муниципальные власти категорически не должны уничтожать их рабочие места, снося МАФы сомнительно-вандальским образом, как это делается под руководством столичного мэра Виталия Кличко. Вместот этого почему бы нашей местной власти не перенять блестящий опыт мэрии Барселоны? Несколько лет назад муниципалитет этого испанского города построил на средства местного бюджета фантастический торговый объект. Именно на этой локации мэрия бесплатно (!) предоставила павильоны для торговли малым предпринимателям, которые раньше продавали мелкий товар на необустроенном «блошином» рынке, а тот мешал строительству новой транспортной развязки. Можем ли представить нечто подобное в Киеве или в другом украинском городе? Однако как тогда будут жить местные чиновники без «жирной» коррупционной ренты?
Выпуск газеты №:
№87, (2020)Section
Экономика