Перейти к основному содержанию

Потерять 600 миллионов евро, чтобы выиграть

или Почему нельзя отменять мораторий на экспорт леса-кругляка
08 ноября, 18:47
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Введение моратория стало одним из самых обсуждаемых решений украинского парламента относительно экспортной политики государства. Противником такого решения выступило правительство. Его аргументы:

• запрет вредит отношениям Украины с Евросоюзом;

• запрет противоречит условиям членства Украины во Всемирной торговой организации;

• запрет противоречит обязательствам Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС.

Противоречивое отношение парламента и правительства к данному законодательному шагу, который имеет влияние на внешнюю политику, создает необходимость расставить точки над «і». Чтобы ответить на вопрос «быть или не быть мораторию на экспорт леса в Украине?», нужно выяснить, как повлияет решение о запрете на экономику страны.

«Переориентация экспорта с древесного сырья на продукцию более широкой степени возделывания, создание большей добавленной стоимости на лесопродукцию, которая является национальным богатством, стимулирование развития деревообрабатывающих и деревоперерабатывающих предприятий», — так определена главная цель моратория в объяснительной записке к закону, который в апреле 2015 года установил запрет на экспорт необработанных лесоматериалов в течение следующих 10 лет.

О РЕАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НЕЗАКОННОЙ ВЫРУБКИ МОЖНО ЛИШЬ ДОГАДЫВАТЬСЯ ПО ФОТО «ОБЛЫСЕВШИХ» КАРПАТ / ФОТО С САЙТА ZAK-KOR.NET

РЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УКРАИНСКОГО ЛЕСА

Украина занимает восьмое место в Европе по общей площади лесов (10,8 млн гектара) и шестое место по запасам древесины. Показатель лесистости составляет 15,9%, что почти втрое ниже, чем в среднем в Европе. В 2015 году было выработано 19,3 млн кубометров древесины, из которых только половина осталась в Украине. При этом потребность в древесине отечественных производителей составляет 20 млн кубометров, что свидетельствует о существовании значительного неудовлетворенного спроса на внутреннем рынке. Таким образом, мощности данной отрасли загружены только на 35%. Для лесной и деревообрабатывающей промышленности характерна ситуация неудовлетворенного спроса при неполном использовании потенциала отрасли. Учитывая, что большая часть сырья вывозилась из страны, мораторий необходим как инструмент защиты украинских производителей. Здесь четко прослеживается экономическая цель моратория.

Но стоит отметить, что данный запрет несет не только экономическую, но и экологическую функцию. Ведь масштабная самовольная, незаконная вырубка лесов ведет к непредсказуемым экологическим последствиям, возможно, даже и катастрофическим, реальные экономические убытки которых невозможно измерить. По официальным данным Государственного агентства по лесным ресурсам, в прошлом году самовольно, противозаконно вырубили 24 тис. кубометров, что принесло государству убытков приблизительно на 85 млн грн. Однако это только официальные данные, а о реальной ситуации незаконной вырубки можно лишь догадываться по фото «облысевших» Карпат.

Критическое положение лесного хозяйства Украины потребовало важных и быстрых законодательных решений. Парламент удовлетворил эту потребность, установив мораторий на экспорт леса. В результате этого решения деревообрабатывающая и деревоперерабатывающая отрасли должны были лучше развиться из-за расширения внутреннего производства, а варварские вырубки лесов должны были прекратиться из-за невозможности вывоза леса за границу. Выглядит так, что мораторий положительно должен был повлиять на украинскую экономику.

Но действительно ли имеем такой эффект от моратория? Действительно ли наличие широкого ассортимента сырья в лесохозяйственной отрасли стимулирует предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности расширять свои мощности и создавать продукцию с высокой добавленной стоимостью? И сократится ли несанкционированная вырубка лесов?

ЭФФЕКТ МОРАТОРИЯ

Исследовав результат действия моратория, можно говорить о следующих данных:

1. На фоне незначительного роста промышленного производства (2%) в I полугодии 2016 г. производство продуктов из древесины, бумаги и полиграфическая деятельность выросли на 12%, а производство мебели и смежной продукции выросло на 14% за период действия моратория.

2. В лесной и деревообрабатывающей отрасли в I полугодии 2016 г. четко прослеживается рост экспорта обработанной продукции (3%), однако этот рост не является характерным для всех групп товаров деревообрабатывающей, полиграфической и мебельной отраслей.

3. Запрет на вывоз необработанного леса привел к приливу как капитальных инвестиций (в основном), так и иностранных. Освоение капитальных инвестиций в категории «Выработка изделий из древесины, производство бумаги и полиграфическая деятельность» уменьшилось на 38%, зато в категориях «Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства» и «Производство мебели» увеличилось на 53% и 30% соответственно.

Следовательно, ограничение экспорта необработанных лесоматериалов несет позитивные изменения в украинскую экономику. Во-первых, чем качественнее и глубже деревообработка, тем выше цена отечественной деревопродукции. Во-вторых, большее количество людей обеспечено работой. В-третьих, экспортируя уже готовый продукт на мировой рынок, Украина перестает быть исключительно сырьевым поставщиком для производств других стран.

О ВТО И КОНКУРЕНЦИИ

Но справедлив ли такой запрет по отношению к условиям членства Украины в ВТО, не нарушает ли он условия справедливой рыночной конкуренции? Возможно, просматривается протекционизм со стороны государства по отношению к отечественным деревообработчикам, что, вероятно, может нарушить конкурентную среду, но давайте обратимся к иностранному опыту. Все ли страны отказались от такого инструмента регуляции экспорта? Ответ — «нет». Во многих государствах в том или ином виде существует такой же запрет. В частности, Молдова, Беларусь и Румыния приняли законодательные меры и прекратили экспорт необработанного леса-кругляка ради стимулирования переработки его внутри страны.

На первый взгляд может показаться, что экономический эффект от введения моратория не так уж и значителен. Однако необходимо учитывать, что не бывает мгновенных экономических результатов. Чтобы отечественная деревообрабатывающая отрасль показала позитивный экономический результат, ей необходима так называемая «раскачка». То есть время, в течение которого начнут заходить инвестиции в данную сферу, расширяться производства, запускаться новые технологии и тому подобное.

Со стороны государства моратория на вывоз леса недостаточно, чтобы деревообрабатывающая отрасль начала стремительно развиваться. Сам по себе такой запрет способен привести к уменьшению незаконных вырубок, вероятно, к улучшению экологической ситуации, но она не способна запустить экономический эффект. Лишь в сочетании с упрощенной политикой для иностранных инвестиций, дерегуляцией инвестиционной деятельности внутри страны отечественная деревообрабатывающая сфера будет иметь стимул для более быстрого развития внутреннего рынка и экспорта готовой продукции.

КОММЕНТАРИЙ

5 ПУНКТОВ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Виктор ГАЛАСЮК, председатель парламентского Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства:

Попытка снятия моратория на экспорт кругляка из Украины выгодна кому угодно, кроме украинского общества и промышленности. Другим странам выгодно покупать за бесценок наше сырье, и не только лес. Нашим недоброжелателям выгодна экономически слабая и финансово зависимая Украина. Печально, но кажется, что нашему правительству проще попытаться выторговать очередной европейский кредит за мораторий, а не перекрыть контрабанду на таможне или уничтожить коррупционные схемы в лесном хозяйстве. Похоже, им безразлично, что из-за такой компрадорской политики будут страдать украинцы, которые все чаще становятся вынужденными зароботчанами.

600 млн евро кредитных средств — это не так уж много, если сравнить с более чем 1 млрд долл. США контрабанды леса и распиловника за минувшие 5 лет. Польша с той же площади лесов, которую имеет Украина, получает в 10 раз (!) больше экономической выгоды. Мораторий   не панацея, но важный элемент плана защиты украинской экологии и возрождения украинской деревообработки и создания новых рабочих мест в малом бизнесе.

Выступая за отмену моратория на экспорт кругляка из Украины, еврочиновники с одной стороны защищают интересы производителей ЕС, с другой — призывают к нарушению прав европейских инвесторов в Украине, которые поверили силе закона в парламентско-президентской республике.

«Дорожная карта», которую мы фракцией РПЛ предлагаем, исходя из позиций украинских деревообработчиков:

• Сохранение моратория на экспорт леса-кругляка (или введение вывозной пошлины/сырьевого экспортного сбора на уровне по крайней мере 50 евро/куб.м);

• Взятие под контроль экономической границы страны (в т.ч. преодоление масштабной контрабанды леса-кругляка на таможне);

• Принятие законодательства о внутреннем рынке необработанной древесины (усовершенствование биржевой торговли; установление приоритетности доступа производителей к сырью, исходя из объемов их экспорта, уплаты налогов и зарплаты; либерализация и повышение прозрачности внутреннего рынка древесины);

• Внедрение инвестиционных стимулов для новых производств («горизонтальных» межотраслевых — через индустриальные парки и «вертикальных» отраслевых — через законопроекты 2617&2618);

• Комплексная реформа лесохозяйственного комплекса (разделение видов деятельности — выращивания и заготовки древесины, с одной стороны, и переработки и производства, с другой; внедрение прозрачных балансов древесины и тому подобное).

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать