Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Правила, стимулирующие коррупцию

или Чем грозят новые выборы по «старой системе»?
26 апреля, 19:38
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

25 апреля на брифинге у стен Верховной Рады представители политических партий и общественных организаций объявили о проведении 15—17 мая всеукраинских мероприятий с одним требованием «Нет! Выборам по закону Януковича». Общественное движение «ЧЕСНО» вместе с «Автомайданом», ВО «Свобода», ВО «Батьківщина», партией «Самопоміч», «ДемАльянс», «Народний контроль», «Національний корпус», «Сила людей», «Громадянська позиція», «Хвиля», «Європейська партія України», движение «Визволення» объявили, что майские мероприятия будут преследовать лишь одну цель         — принятие во втором чтении и в целом проекта Избирательного кодекса (№3112-1), который предусматривает проведение парламентских выборов по пропорциональной системе с открытыми региональными списками.

В чем риски проведения следующих выборов по смешанной избирательной системе? Чем она выгодна была Януковичу? Почему действующие политические элиты держатся за сохранение этой системы? Какие риски для страны в том, что избирательные правила, которые вернула в свое время «Партия регионов», будут сохранены для выборов 2019?

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

С 1991 года правила, по которым украинцы выбирают своих народных депутатов, изменяются почти под каждые следующие выборы. Так происходят потому, что парламентское большинство всегда заинтересовано в том, чтобы сохраниться у власти, поэтому устанавливает правила, по которым ему будет легче опять переизбраться. В последний раз систему изменил под себя Виктор Янукович в 2011 году. Понимая, что рейтинг «Партии регионов» существенно упал и объединенная оппозиция имеет шансы получить большинство в парламенте, Янукович вернул «мажоритарку», внедрив смешанную систему, которая действует и сегодня: 225 депутатов избираются на небольших мажоритарных округах, 225 — по закрытым партийным списками. Такая система выгодна для партии власти, теряющей рейтинг, поскольку благодаря админресурсу позволяет провести по мажоритарке якобы «независимых» кандидатов, которые потом присоединятся к ней, когда придет время формировать коалицию.

Кроме подыгрывания партии власти, мажоритарная составляющая в условиях Украины имеет еще 2 существенных недостатка. Во-первых, она замедляет развитие партий, поскольку много сильных политиков вместо того, чтобы научиться договариваться и объединяться вокруг общей программы, проходят по мажоритарным округам самостоятельно, в порядке «самовыдвижения». Как результат, половина парламента больше интересуется субвенциями на свои округа, чем решением вопросов, касающихся всей Украины, а отдельные депутаты вообще нечасто появляются на рабочем месте. Во-вторых, поскольку прецедентов наказания за подкуп избирателей почти нет, а для победы на небольшом мажоритарном округе нужно не так уж много голосов, кандидаты активно раздают продуктовые наборы и деньги.

Имеют серьезные изъяны и закрытые списки. Во-первых, места в проходной части списков продаются за суммы порядка миллионов долларов. Во-вторых, депутаты, избранные по общенациональным спискам, не имеют связи с конкретными избирателями, с конкретными регионами. И, в-третьих, они тоже не способствуют появлению настоящих партий, где решения принимаются не руководством партии на свое усмотрение, но и региональными ячейками, рядовыми партийцами. Сигналы о покупке-продаже мест в списках украинских партий звучат как в украинских, так и влиятельных западных СМИ. В своем материале статусное немецкое издание Spiegel цитирует основателя инвестиционной компании Dragon Capital Томаша Фиалу: «По моей информации, на парламентских выборах 2014-го места в парламенте покупалось по цене от 3 до 10 миллионов долларов за мандат. Конечно, так всегда происходило в Украине. Но я надеялся, что это закончится после Майдана. Бизнесмены, которые хотят пролоббировать в парламенте свои интересы, покупают мандаты. Для них это инвестиция».

Немецкий политолог Андреас Умланд, один из самых влиятельных аналитиков развития постсоветских стран, отмечает: «В специфических условиях постсоветской Украины оказалось, что смешанную систему легко подорвать путем манипулятивных стратегий. В частности, партии продают свои места в списках. Что касается выборов в мажоритарных округах, то в силу того, что там не так развито гражданское общество, средства массовой информации и вообще политическая жизнь, очень часто происходят манипуляции — особенно путем подкупа тайных локальных структур, которые имеют разные инструменты для управления поведением избирателей на местах: деньги, давление, угрозы и тому подобное. Поэтому я думаю, что эту систему нужно менять. Поскольку смешанная система слишком слаба перед вызовами олигархата и неформальными кланами».

Все эти проблемы не являются чем-то новым. Отечественные и международные эксперты по избирательному законодательству еще более десяти лет назад предложили для Украины альтернативу, которая могла бы эти проблемы смягчить: внедрить пропорциональную избирательную систему с открытыми региональными списками, которая работает в большинстве стран Европейского Союза. Президент Янукович пойти на это не захотел, поскольку тогда бы не имел шансов получить большинство, поэтому к вопросу вернулись уже после его побега. Сначала избирательную реформу пообещал в своей программе кандидат в Президенты Петр Порошенко, потом ввести открытые списки до конца первого квартала 2015 года обязались в Коалиционном соглашении новоизбранные народные депутаты Верховной Рады VIII созыва. Однако 3 года обещание оставалось лишь на бумаге.

ОТКРЫТЫ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СПИСКИ И ПРОЕКТ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО КОДЕКСА

Об избирательной реформе парламент вспомнил только в ноябре прошлого года, когда в первом чтении принял проект Избирательного кодекса (№3112-1). Причина столь долгого промедления лежит на поверхности: действующим коррумпированным политическим элитам удобно сохранять правила времен Януковича. «На самом деле действующая избирательная система устраивает коррупционеров, которые благодаря ей уже пришли в парламент. И рассчитывают, что она приведет их к власти опять», — отмечает председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко.

Благодаря давлению улицы, в частности масштабной акции «За большую политическую реформу», которая прошла в Киеве и областных центрах в октябре 2017-го, вопрос избирательной реформы опять стал вопросом повестки дня украинских парламентариев. Принятый в первом чтении проект Избирательного кодекса возвращает Украину к пропорциональной избирательной системе, при которой ключевыми участниками политического процесса являются политические партии, в то же время существенно увеличивает влияние избирателя на формирование партийных списков и закладывает основы внутрипартийной демократии.

Кодекс предусматривает формирование 27 региональных округов, пределы которых в целом совпадают с пределами областей. Исключениями является город Киев, в котором отдельно от области образуются два округа, город Кривой Рог с агломерацией, а также Херсонская область, которая объединяется в один Южный округ с АР Крым. Партии, укомплектовав общенациональный список, на его основе сформируют региональные списки для региональных округов. В каждом регионе партия должна выдвинуть по меньшей мере 5 кандидатов.

Эти региональные списки называются «открытыми», потому что избиратели смогут влиять на то, кто именно из кандидатов, предложенных партией, пройдет от региона.

КАК БУДЕМ ГОЛОСОВАТЬ

Голосовать по новым правилам будет несложно: найти и вписать номер партии, которую поддерживаете, и номер одного кандидата или кандидатки среди тех, кого эта партия выдвинула в вашем избирательном регионе. Порядковые номера будут указаны на защищенных информационных стендах на участке и в каждой кабинке. Для того, чтобы вписать соответствующие цифры, в бюллетене будут трафареты — как для индекса на почтовых конвертах — после термина «Поддерживаю избирательный список политической партии по порядковому №» и «Поддерживаю кандидата в народные депутаты Украины от этой политической партии по порядковому №». Единственная особенность, которую нельзя забыть, — вписывать нужно по две цифры в каждый трафарет. Так, если партия или кандидат идут под третьим номером, то вписывать следует «03», иначе бюллетень будет считаться недействительным. Это делается для того, чтобы после голосования не было возможности вписать вместо «03», например, «13» или «23». При этом номер партии вписывать обязательно, а кандидата или кандидатку от этой партии — по желанию, поэтому второй трафарет можно оставлять пустым.

КАК ЭТО ПОВЛИЯЕТ НА СОСТАВ И РАБОТУ ПАРЛАМЕНТА?

Из Верховной Рады исчезнут мажоритарщики, которые под масками «сыновей своего края» и «хороших хозяйственников» торгуют своими голосами, вступают в ситуативные коалиции в интересах олигархов, а не своих избирателей. Более 85% мандатов будут распределены в региональных округах, в то же время это будут представители партий, что даст более мощный голос для представителей регионов при формировании повестки дня парламента, которую даже при действующей системе определяют партии и фракции, а не выдвиженцы-мажоритарщики.

Четкая партийная сегментация парламента улучшит работу коалиции, что позволит не потерять темп в продвижении реформ в будущем. Ведь при действующей системе именно частая нехватка голосов около 20 мажоритарщиков, входящих в коалицию, приводит к постоянному провалу правительственных законопроектов.

 

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Чтобы цивилизованно, а не традиционно для Украины, внедрить новые избирательные правила, у депутатов остается не так много времени: если до середины июля, когда заканчивается очередная парламентская сессия, Избирательный кодекс провалят или не успеют рассмотреть, то следующую Раду мы снова будем избирать по закону Виктора Януковича. Ряд парламентских и внепарламентских партий уже анонсировали акции в поддержку избирательной реформы по всей Украине 15 мая и большую акцию в Киеве — 17-го. Теперь слово за самыми крупными парламентскими фракциями — «Народним фронтом» и «Блоком Петра Порошенка», потому что именно от их голосов будет зависеть, как украинцы будут избирать следующую Верховную Раду.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать