Правительство наполняет «деньгами» административную реформу...
Плюсы и минусы изменений к Бюджетному кодексуПравительство наполняет «деньгами» административную реформу. Вице-премьер-министр Геннадий Зубко и заместитель министра финансов Украины Игорь Уманский представили мэрам законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины». Аргументы правительственных лоббистов бюджетной реформы нашли поддержку у представителей местной власти. Но последние настаивали на том, что без учета их поправок благая идея окажется фикцией.
♦ По своей сути законопроект действительно революционный, так как ломает действующую систему всех бюджетных отношений.
Во-первых, местные бюджеты должны будут до 25 декабря. То есть больше никаких переносов составления государственной сметы. Кто не успел — будет жить по старому плану. «Эти изменения будут работать в последующие годы. У местных бюджетов будет возможность до 25 декабря утвердить собственные бюджеты, посчитать объем дотаций и трансферов из государственного бюджета, которые на выполнение соответствующих полномочий должны быть перечислены. И если бюджетный период по каким-то причинам затягивается, то после его принятия будет возможность эти показатели в годовом измерении откорректировать», — объяснил Уманский.
Во-вторых, мэрам и областным головам предлагают самостоятельно решать, где сохранять бюджет развития (деньги на ремонты дорог, на строительство жилья и тому подобное): на счетах у Казначейства или в государственных банках. Если горсовет решит пойти в банк, то автоматически лишится права поддержки ликвидности через органы казначейства.
В-третьих, всем городам областного значения предоставляется право осуществлять внешние займы. «Вводится формула «молчаливого» согласия. То есть, если в течение определенного времени Министерство финансов не ответило отказом, считается, что согласие предоставлено», — объясняет заместитель министра финансов Игорь Уманский. Раньше такую привилегию имели только Киев и Севастополь, но при условии согласия правительства и под государственные гарантии.
В-четвертых, расширяются источники поступления в местные бюджеты. Так, в регионы отойдет 100% платы при предоставлении админуслуг и государственной пошлины, 10% налога на прибыль предприятий, новый сбор из розничной продажи подакцизных товаров по ставке 2—5% (от стоимости продаваемого товара), единый налог и налог на недвижимое имущество. Кроме того, налог с доходов физических лиц будет распределяться так: 60% — в бюджеты городов областного значения, района, объединенного общества, 15% — в областные бюджеты, 25% — госбюджет. При этом для города Киева будет действовать другое соотношение: 75% поступлений — в государственную казну, остальное — в городскую. По оценкам Зубко, в результате местные бюджеты получат до 40 миллиардов гривен от перераспределения средств из центрального бюджета.
В-пятых, новая трансферная политика. «Министерство финансов больше не будет устанавливать и доводить показатели в бюджеты всех уровней. Согласно формулам, местные бюджеты смогут это делать самостоятельно. И мы отказываемся от понятий «первая корзина», «вторая корзина». Это будет общий фонд местных бюджетов и специальный фонд местных бюджетов», — рассказал Уманский. Он добавил, что основным регулирующим инструментом будет система выравнивания налогоспособности местных бюджетов через механизм базовой дотации. Если уровень налогоспособности будет ниже, чем заложено в формуле, то соответственно будет реверсная дотация (не более 89% от суммы, которой не хватает). Остальные 20% местные власти должны найти самостоятельно. «Это будет для них стимул для развития», — добавил Уманский. На содержание медицины, образования и здравоохранения КМУ будет выделять специальные субвенции отраслевым министерствам и таким образом заберет груз с горсоветов. Но эта норма стала предметом дискуссии по обсуждению.
♦ «Делегированные государством полномочия регулярно недофинансируются: в 2009 году выделялось только 86%, в 2010-м — 88%, в 2014-м — 82%. В среднем около 18-20% дефицит таких ресурсов. При этом государственное управление финансируется только на 44%, физкультура и спорт — 49%, социальная защита — 75%, здравоохранение — 83%, образование — 89%, культура и искусство — 92%... В среднем вкладываем 28 евро на жителя для содержания городской инфраструктуры. На эти деньги квартиру нельзя содержать, а не то что город. В Польше, для сравнения — 305 евро. Сейчас еще не удалось выйти на 100% финансирования делегированных полномочий, потому что это ежегодно требует около 20 миллиардов гривен, но при найме бюджетная реформа заставит отраслевые министерства совместно с нами искать пути решения этого вопроса», — считает исполнительный директор «Ассоциации городов Украины» Мирослав Питцык.
«Если делегированные полномочия будут обеспечены на 100%, то мы только за. Но мы говорим о 2015 годе, а еще 2014 год не закрыт. И так несколько лет подряд тянется этот финансовый шлейф недоплат», — продолжает тему финансирования Черниговский городской голова Александр Соколов.
♦ Заместитель винницкого городского головы Александр Рева предлагает внимательно вчитаться в пункт законопроекта, где сказано: «Новая трансфертная политика для усиления ответственности министерств за реализацию государственной политики соответствующей отрасли». «Речь идет о том, что расходы на текущее содержание системы образования и здравоохранения будут идти из отраслевого министерства, а кто будет нести ответственность за то, когда этих средств не будет хватать (что случается нередко)? Проще говоря, зарплату учителям и врачам будет планировать Минфин и Минобразования, а когда нужно будет им сократить на 25% финансирование, то увольнять людей заставят городского голову через соответствующие департамент образования или здоровья в горсовете. То есть предлагается все финансы оставить в министерствах, а ответственность передать на места. Это называется «централизация возможностей», но отнюдь не децентрализация», — эмоционально резюмировал заместитель винницкого мэра.
Мэр города Украинка Петр Козырев КМУ призывает разработать план «Б» на случай, если местная реформа затормозит или не пойдет. Ведь по ее условиям, органы самоуправления в селах, поселках и городах районного значения должны объединиться, в противном случае с 1 января 2016 года потеряют делегированные полномочия и вынуждены будут передать на уровень городов районного значения содержание садиков и дворцов культур. А это прямой путь к их закрытию, считает Козырев, потому что районы уже убили немало школ. Правда, тут Козырев забыл добавить, что этот риск имеет все шансы не осуществиться, так как соответствующий закон об общественных самоорганизациях уже прошел парламентское первое чтение.
♦ Председатель фракции «Об’єднання «Самопоміч» Олег Березюк называет творение КМУ первым шагом к нужным реформам. «Но если не учесть хоть по минимуму то, что предлагают городские головы, то этот процесс превратим в ползучую неконтролированную централизацию... Нужно поставить предохранители, чтобы не превратился в закон о централизации. Вероятность этого и угроза очень велики», — подчеркивает он, намекая на горячее принятие документа в Раде. По его мнению, чтобы бюджетная реформа ожила, стоит вернуть в стены парламента еще три законопроекта: о жилищно-коммунальных услугах, правах ОСМД и о внесении изменений в процесс централизации и контроля на местах. «Эти законодательные акты позволят обществам иначе строить отношения с властью, в том числе и сборы средств», — добавил он.
«Мы должны принять бюджет на 2015 год. Поэтому в кратчайшие сроки должны утвердить новый Бюджетный, Налоговый кодексы, а также — необходимые изменения к законодательству. Нам нужна бюджетная децентрализация с предоставлением больших полномочий на местах... Все мы понимаем, что следующий год будет сложным», — подытоживая, отметил Зубко. Предложения учтут по максимуму, пообещал он, но растягивания процесса во времени не будет. Ведь до 26 декабря бюджет нужно проголосовать, и разрабатываться он должен именно на базе обновленного Бюджетного кодекса.
Выпуск газеты №:
№232, (2014)Section
Экономика