Перейти к основному содержанию

Предохранители... от профанации

Эксперты «Дня» назвали главные экономические законодательные инициативы, которые нужно принять парламенту для спасения страны...
27 ноября, 12:11
ВЕРХОВНОЙ РАДЕ ПРИДЕТСЯ ОТМЕНИТЬ ВНЕСЕННЫЕ ПРЕДЫДУЩИМИ ДЕПУТАТАМИ ИЗМЕНЕНИЯ В АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, НИВЕЛИРУЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЕ В УКРАИНЕ ЭФФЕКТИВНОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО БЮРО. ИНАЧЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ПОЛУЧИТ СЛЕДУЮЩИЙ ТРАНШ КРЕДИТА ОТ МВФ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Сегодня депутаты собрались на первое заседание в стенах Верховной Рады Украины. После торжественного открытия они приступят к назначению спикера и распределению парламентских комитетов, и только потом — к формированию повестки дня. На раскачку у народных избранников по Конституции времени больше, чем должно было бы быть: основной закон не регламентирует их  в количестве представленных  и проголосованных законопроектов. Поэтому разрабатывать законопроекты они могут сколько угодно. Экономическая ситуация в стране, тем временем, желает лучшего. Появится ли у депутатов смелость предлагать на голосование действительно необходимые стране и экономике документы или они продолжат практику предшественников вытягивать из-под  поли выгодные отдельным бизнес-группам законопроекты? Как знать... Сомнения есть. Ведь, по словам бывшего министра экономики, президента «Центра рыночных реформ» Владимира Ланового, в парламентские фракции  опять запустили олигархов, поэтому вероятность высококлассной профанации в законодательной деятельности Рады очень высока.

«День» пообщался с экспертами из разных отраслей и сформировал план первоочередных шагов от бизнеса для депутатов. Именно такую повестку дня сегодня хочет видеть  бизнес-среда  в стране.

КОММЕНТАРИИ

Виталий ШАБУНИН, председатель правления «Центра противодействия коррупции»:

— В первую очередь — ожидаем, что новая Верховная Рада Украины исправит ошибки предыдущей в отношении изменений, которые внесли в ночь перед голосованием 14 октября 2014 года в закон «Об антикоррупционном бюро». Речь идет о создании гарантий высокой заработной платы для работников Бюро, использовании полиграфа при приеме в него на работу и запрещении уже существующим кадрам в антикоррупционных органах СБУ и МВД принимать  участие  в конкурсе на должности. Если парламент не внесет эти изменения, то Украина не получит следующий транш  МВФ. Исправление пробелов  антикоррупционного законодательства — это зеленый свет для всех последующих реформ. Создание независимого Антикоррупционного бюро — это требование МВФ. Фонд не устраивает герой-инвалид, им нужен действенный антикоррупционный орган с четкими полномочиями и гарантиями независимости  от  всех ветвей власти.

Дальше — законодательно преодолеть административную коррупцию, которая сегодня бьет по среднему и малому бизнесу. В этом поможет автоматизация всех процессов и электронного управления  в министерствах и ведомствах. Об этом много говорится, но не сделано никаких шагов. В коалиционном соглашении мы предложили решить данную проблему, приняв закон, по которому органы государственной власти и самоуправления не имеют права требовать от человека информации, которой распоряжается государство или которую он предоставил ранее. То есть требование, например, справка о несудимости или о налоговой задолженности не нужна,  ведь вся это информация есть в системе государственных органов власти. Требуя все эти многочисленные справки, государственный аппарат формирует такой набор, которые нереально собрать одному человеку. То есть создаются искусственные условия, которые будут легализовать административную коррупцию.

Еще одно — обновить Налоговый кодекс. Ведь в коалиционном соглашении записано введение девяти новых налогов, то есть  произойдет кардинальное изменение целой системы. То есть нужно обновление Налогового  кодекса. На нем строятся поступления в бюджет. Поэтому изменение фискальных правил станет показателем либерализации отношений власти с бизнесом.

И последнее — навести порядок на земельном рынке, потому что именно он содержит мощные стимулы для мощного экономического роста Украины. Пока что его нельзя запускать, потому что  отсутствует открытый земельный кадастр. Если  сделать по-другому, то земельная реформа завершится повторением опыта приватизации, когда вместо появления цивилизованного рынка появилась совокупность монополий и олигополий. Если этого кадастра не будет, то шансов на другой вариант — нет. Должен быть открытый земельный кадастр. Общественность должна видеть  и знать, что и кому принадлежит, чтобы избежать манипуляций в земельном вопросе. А они могут скоро появиться, потому что уже речь идет об открытии рынка земли.

Роман ШПЕК, бывший министр экономики, председатель Независимой ассоциации украинских банков, старший советник «Альфа Банка Украина»:

— В целом Рада должна поддержать правительство и его программу экономических реформ. Первое и важнейшее на этом пути — голосование за качественный,  правдивый и реалистичный бюджет на 2015 год! Если не будет реального   макроэкономического прогноза, то в будущем году контролировать  экономику будет очень сложно. По моему мнению, реалистичным в 2015 году будет выглядеть показатель падения ВВП до 5%, промышленности — почти до 7%, розничной торговли — до 12—13%. Инфляция на уровне 12%. Стоит ожидать последующего снижения реальных зарплат, как минимум на 10%. Следует сократить часть расходов государственных средств через бюджет до 30% всех доходов. Но только бюджетом страну не спасем. В таких  условиях критически важным будет привлечение инвестиций. А деньги не придут без усовершенствования принятого антикоррупционного законодательства и возобновления прозрачной деятельности судебной системы. Уже на словах правительству, Президенту и Раде никто верить не будет. Ведь перевыборы уже легитимизировали всю власть в Украине. Все ждут  реальных реформ.  Поэтому задача номер два для парламента —  безопасное сопровождение реформ. Если проводить  кардинальные изменения в экономике, то, однозначно, государственный бюджет столкнется с дефицитом. Классика жанра: дефицит не больше 3% ВВП. Но в условиях реализации реформ он может быть и большим, главный вопрос  в источниках его покрытия. Может быть, 4% при кредитовании международных финансовых организаций, которые видя глубину экономических проблем и сильную волю власти изменить страну,  пойдут на уступки. Третье — приведение к единому знаменателю ценовой и тарифной политики ЖКХ. Без инвентаризации и ликвидации разного рода коммунальных льгот и привилегий, которые искажают принципы здоровой конкуренции, не обойтись. Четвертое — продолжение пенсионной реформы. Пятое —  приватизация остатков государственного имущества на понятных принципах при участии  европейского бизнеса.

Дмитрий МАРУНИЧ, сопредседатель Фонда  энергетических стратегий:

— До 1 января 2015 года Украина должна имплементировать все нормы  в рамках  «Третьего энергопакета» ЕС. А это означает принятие Радой двух важных базовых документов: обновленный вариант законопроекта «О принципах  функционирования внутреннего рынка газа» и с нуля — «О принципах  функционирования внутреннего рынка электроэнергии». С 2010 года у  нас действует закон о рынке газа, но он не несовершенный. Поэтому из Энергетического сообщества три месяца назад предоставили Минтопэнерго  образец (действует в Албании) и порекомендовали взять его за основу. Его главное отличие от действующего — прописаны процедуры, которые гарантируют доступ к ГТС всем участникам рынка. Три месяца прошло, а проекта  нет.  Ныне  правительство во главе с  Яценюком получило  письмо  от  Энергообщества  с вопросом,  а где же  проект. А в ответ тишина. Если его не примут, то могут возникнуть  проблемы с привлечением инвестиций в ГТС. И частично провалится введение норм «Третьего энергопакета» на украинском рынке. Ситуация со вторым законопроектом проще: его черновик уже готов. Но это не значит, что примут без проблем. Почему? Новая редакция законопроекта «О принципах функционирования внутреннего рынка электроэнергии» разрушает действующую систему энергорынка и вводит новую. В частности, он определяет формирование «Фонда стоимостного дисбаланса»,  который перераспределяет прибыли от разных типов генерации и определяет, кого будет дотировать рынок.  То есть именно этот фонд определяет, какие из компаний получат  дотации на свое развитие. Так вот творцы закона «предшественников» выписали эту норму так, что льготы неоправданно в основном приходились на тепловую генерацию, где лидерские позиции занимает ГТЭК.  Как будет ныне? Сохранится это или нет? Впереди  у новоиспеченных депутатов хороший тест на прозрачность. От оперативности принятия этих законопроектов зависит степень сближения с  ЕС и скорость получения последующих траншей международной финансовой помощи. Еще одна безотлагательная задача для депутатов — голосование за законопроект «О введении чрезвычайного положения в топливно-энергетическом комплексе». Им создаются легитимные условия для прохождения отопительного сезона.  Почему это важно? Пока запущены газомазутные блоки на ТЭЦ, стоимость  горючего для которых вдвое  выше. Кто из потребителей платит за этот пир? Без  этого документа трудно  дать  ответ. 

Николай ВЕРНИЦКИЙ, директор информационной компании «ПроАгро»:

— Прежде всего — законодательное урегулирование запуска рынка земли. Причем о продаже земли пока аграрии не говорят. Нас интересуют правила игры. Они должны быть прозрачные. Иначе инвестиций в сектор не будет. Второе — решение вопроса налогообложения АПК. Будет изменяться нынешняя система единого  фиксированного налога и накопления НДС? Бизнес подстроится под любой ответ, но об изменениях он должен знать хотя бы за полгода, чтобы заложить это в свои бюджеты. Также интересует и доля стимулирования  сельского хозяйства: через дотации или компенсацию процентной ставки по банковским кредитам. Третья задача для новой Рады — реформирование транспортной логистики. Теперь в парламенте есть закон «О портах». Что  в конечном счете с ними будет — приватизация или концессия,  или частное партнерство? То же с железной дорогой. Хотелось бы как можно быстрее услышать ответы на эти вопросы, потому что  от них зависит ежедневная работа бизнеса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать