Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Приватизация под надзором МВФ

Государство получило $5 миллионов за... нужный флоту стратегический завод
05 февраля, 10:38

Активная приватизация государственных предприятий в Украине, скорее всего, продолжится. Но можно предвидеть, что соответствующая статья доходов бюджета уже не будет столь впечатляющей, как прежде. В середине января министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус рассказал о трансформации списка предприятий госсобственности, которые не подлежат приватизации. Если ранее он включал почти полторы тысячи объектов, то новый законопроект, по словам министра, предлагает сократить их количество почти на треть — до 551. Так что на «полках» Фонда госимущества, как нас уверяют, пустого места не будет. Министр обещает, что на них появятся доли предприятий атомной промышленности, объекты железных дорог и даже военные объекты.

Тем не менее каждому ясно, что время для приватизации сегодня не очень подходящее. Впрочем, во второй декаде января Фонд госимущества Украины все же сделал определенный вклад в госбюджет.  От продажи 14 января на Украинской межбанковской валютной бирже  21,9% акций Ильичевского судоремонтного завода государство получило 100 миллионов гривен. Если учесть сегодняшний курс национальной валюты, то это совсем копейки — немногим больше $5 миллионов.

Но интересно другое. Более чем пятая часть завода продавалась тремя траншами, и покупателем их выступило одно лицо — кипрская компания «Вейселл Холдингс Лимитед», о которой ни Фонду, ни украинской общественности ничего не известно. А предприятие, расположенное в 20 километрах от Одессы, совсем не маленькое. Оно имеет возможность ремонтировать все типы судов, включая автомобилевозы, паромы, танкеры-продуктовозы, риферный флот, контейнеровозы, суда многоцелевого назначения. У него три плавучих дока грузоподъемностью от 4 до 20 тысяч тонн, два буксира, два плавучих крана. Длина заводских причалов, оборудованных подъемными кранами, больше 2,5 тысячи километров. В 2008 году на территории ИСРЗ был открыт еще и зерновой терминал, чьи мощности позволяют обслуживать очень большие суда.

В любом случае крупнейший в стране судоремонтный завод — это стратегическое предприятие, и передавать его за копейки неизвестно кому в то время, когда в Украине идет война, а военного флота  практически нет, по меньшей мере бесхозяйственно, а возможно, и вообще преступно. Напомним, что государство отошло от управления предприятием еще в конце 2003 года, передав целостный имущественный комплекс в аренду ильичевскому ООО «Верфь». В число его основателей вошли местная компания «Интер-агро» (близкая к Алексею Почиковскому — зятю мэра Ильичевска Валерия Хмельнюка), одесская фирма «Каскад», входящая в орбиту нынешнего руководителя предприятия Михаила Рафаевича, а также киевский «Драккар», не чуждый видному одесскому бизнесмену и партнеру Дмитрия Фирташа Ивану Фурсину.

В апреле 2004 года госпредприятие «ИСРЗ» было ликвидировано приказом Министерства транспорта, а его имущество присоединено к арендатору. Последний в 2004 году переименовался в ООО «ИСРЗ», и тогда Михаил Рафаевич стал его директором. В результате дальнейших транзакций бывшие арендаторы сумели существенно размыть государственный пакет. А теперь именно они его, скорее всего, и купили под видом кипрской офшорки. Неслучайно имена реальных собственников окутаны такой непроницаемой тайной.

Случайно ли в понедельник, буквально через две недели после продажи Ильичевского судоремонтного, в Фонде госимущества состоялась встреча с представителями технической миссии Международного валютного фонда? О чем там на самом деле шла речь, пока достоверно неизвестно, но понятно, что МВФ не очень доволен работой ФГИУ. Как сообщает пресс-служба фонда, руководитель технической миссии МВФ Брайан Олден заявил, что миссии МВФ важно присоединиться к вопросу реформирования сектора государственных предприятий, которое сегодня широко обсуждается в Украине. По его словам, сочетание государством функций собственности и регулирования является неэффективным.

А глава ФГИУ Дмитрий Парфененко, согласно этому сообщению, информировал гостей, что в государственной собственности остается еще много предприятий, которые ждут приватизации и которым государство по объективным причинам не может обеспечить ни инвестирования, ни финансирования. «В первую очередь, это множество так называемых недоприватизированных предприятий (под эту рубрику, похоже, попадает и Ильичевский судоремонтный завод. — Авт.), которые не являются инвестиционно привлекательными, но государство вынуждено ими управлять, — объяснял глава ФГИУ. — Мы считаем необходимым избавиться от этих предприятий и привлечь туда частных владельцев».

«МВФ — не та структура, чтобы интересоваться такими вопросами, — возразил «Дню» один из бывших чиновников Кабмина. — А Фонд госимущества сейчас вообще никто и ничто. Его опустили до очень низкого уровня. В области приватизации все решает Минэкономики. И, как ни странно, самыми большими противниками приватизации сегодня в нашем правительстве являются иностранные министры. Если когда-то министр экономики в правительстве Азарова Петр Алексеевич Порошенко предлагал оставить в госсобственности меньше трехсот объектов, то новый министр Абромавичус говорит о пятистах. У кого, спрашивается, был реформаторский курс? Кроме того, у нынешнего министра совершенно неправильная идеология отбора объектов для продажи. В парламенте, уверен, его предложения не поддержат».

Свои мнения и намерения у президента «Укрсудпрома» Виктора Лисицкого. В разговоре с «Днем» он сказал: «Ильичевский судоремонтный завод не просто крупный — это предприятие стратегического значения. Мы, государство, в процессе приватизации много чего можем потерять. И это будет не страшно, но этот завод открывает еще и двери, дорогу на международные рынки... С такими надо панькаться и цацкаться и следить специально...» Он также сообщил, что недели через две ассоциация «Укрсудпром» выйдет с соответствующей инициативой...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать