«Профутболили» полтора годового бюджета медицины
Власть до сих пор не проверила использование бюджетных средств, потраченных на проекты к Евро-2012Правительство обещает разобраться в ситуации с «неэффективным использованием» средств во время строительства терминала D в аэропорту «Борисполь». «Выводы (из отчета Счетной палаты. — А.Д.) мы однозначно сделали. Сейчас этот вопрос обсуждается на заседаниях правительства. Недавно мы заслушали доклад проверяющей организации. Как только будут приняты решения, я сразу об этом скажу», — так ответил на вопрос «Дня» во время пресс-конференции в Клубе Кабмина первый вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов.
Как известно, в начале марта Счетная палата обнародовала отчет об эффективности использования средств госбюджета на развитие аэропорта «Борисполь» в 2009-2012 годах. Ведомство пришло к выводу, что аэропорт, Мининфраструктуры и Нацагентство по Евро-2012 неэффективно использовали 3,7 миллиарда гривен государственных средств во время реконструкции аэропорта. Нововыстроенный терминал D не соответствует требованиям времени. А переделывать его нужно за дополнительные деньги — около одного миллиарда гривен. Хотя на него уже ушло почти пять миллиардов вместо тех 1,5 миллиарда, которые были запланированы на проектной стадии. В частности, сотни миллионов гривен государство выделило на строительство нового современного паркинга в терминале D. Впрочем, люди до сих пор вынуждены оставлять свои машины просто на дороге. Куда ушли деньги? Вопрос — без ответа.
В ответ председатель комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и связи Борис Колесников, курировавший подготовку Украины к Евро-2012, заявил, что эксперты Счетной палаты просто не имеют достаточной квалификации для определения эффективности работы аэропорта. «Все аэропорты Турции и ОАЭ были построены «на вырост«», — уверяет Колесников. Поэтому он убежден, что и «Борисполь» доживет до «подаренных» государством авансом объемов.
В пресс-службе аэропорта уверяют: «Горизонт планирования» при развитии аэропортов обычно составляет 15—20 лет, и строительство «Борисполя» проводилось с учетом будущих потребностей авиакомпаний и пассажиров». И вот-вот «Борисполь» покажет высокие показатели загрузки. «В 2016 году пассажиропоток через терминал D достигнет пика, а к 2020-му пассажиропоток всего аэропорта составит 15 миллионов человек», — отметили здесь.
Зато эксперты называют прогноз представителей «Борисполя» нереалистичным. Чтобы до 2020 года увеличить пассажиропоток вдвое, аэропорт должен ежегодно наращивать его на 13—15% или на один миллион человек. Между тем в прошлом году пассажиропоток «Борисполя» даже с учетом болельщиков Евро-2012 вырос всего на 5% (0,4 миллиона человек). Сегодня же аэропорт загружен всего лишь на треть. А вот финансовые показатели аэродрома ухудшаются. Запланированная чистая прибыль аэропорта «Борисполь» на этот год почти в шесть раз меньше, чем в 2011 году.
Поэтому не удивительно, почему первый вице-премьер-министр Украины не спешит обвинять Счетную палату в непрофессионализме. «Я не могу этого сказать. Там работает мой друг, бывший банкир. Я не могу сказать, что он непрофессионал», — отметил Арбузов «Дню». Очевидно, Сергей Геннадиевич понимает: не бывает дыма без огня. И в ситуации таки нужно разобраться. Но почему-то правительство не спешит это делать. «Отчет заслушали», «выводы сделали»... Какие выводы? А главное — знает ли власть, как вернуть украинскому бюджету «неэффективно использованные» средства? Эти вопросы на данный момент остаются без ответа.
Украинские налогоплательщики до сих пор не знают, как были использованы их деньги. Напомним, на подготовку к Евро-2012 ушла десятая часть всего государственного бюджета Украины на 2012 год (366 миллиардов 621,0711 миллиона гривен). По данным Нацагентства по подготовке к Евро-2012, в 2008—2011 годах на подготовку к Евро-2012 было выделено 41 миллиард 732 миллиона государственных средств). Кроме того, с 2010 года эти средства выделялись в «оперативном порядке» без соблюдения тендерных процедур. Власть уверяла, что они вынуждены были пойти на этот заведомо коррупционно-рискованный шаг в связи с нехваткой времени на подготовку.
Примечательно, что в эти годы появлялись уголовные дела, связанные с Евро-2012. Как известно, с 2010-го до марта 2012 года органы прокуратуры возбудили 46 уголовных дел, связанных с подготовкой к проведению в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу. Общая сумма убытков в этих делах составляет более 85 миллионов гривен.
В свое время правительственный куратор Евро-2012 Борис Колесников пообещал после завершения первенства полный аудит всех еврообъектов силами авторитетной международной компании PricewaterhouseCoopers.
Вскоре мы отметим годовщину проведения Евро-2012 в Украине, а правительство до сих пор «обещает проверить». И, кстати, уже о PricewaterhouseCoopers речь не идет. «Сегодня этой компании еще нет. И когда она будет, будет смета. Вы первыми об этом узнаете», — заверил в ответ на вопрос «Дня» — кто будет проводить независимый финансовый аудит подготовки к Евро-2012 — первый вице-премьер-министр Сергей Арбузов. «Такой аудит (независимый финансовый аудит реализации инфраструктурных проектов Евро-2012». — А.Д.) будет, но решение еще не принято», — заверил он.
Между тем представители общественных организаций, которые борются с коррупцией в Украине, убеждены: по меньшей мере, треть потраченных на чемпионат Европы по футболу средств ушла в карманы коррупционеров. Это некая минимальная средняя ставка отката в Украине. По нехитрому арифметическому подсчету (умножаем потраченные 41 миллиард 732 миллиона бюджетных гривен на 0,3) видим, что на Евро-2012 государственная казна в «коррупционную» яму вбухала почти 14 миллиардов гривен, а это — больше, чем полтора годового бюджета медицины (в бюджете на 2013 год на медицинскую отрасль выделено 9,041 миллиарда гривен) или же 7 (!) годовых заработных фондов работников образования и науки Украины.
Выпуск газеты №:
№51, (2013)Section
Экономика