Программа «обещаний»
Всеукраинский съезд шахтеров забраковал правительственный план по развитию отраслиВчера в Киеве состоялся Третий съезд горняков Украины. На него пригласили Президента, премьера, но к шахтерам доехал только министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. Он презентовал обновленную программу по развитию отрасли, на которую в правительстве просят около 800 миллионов гривен.
«Мы подготовили программу, в пятницу я представил ее перед Кабмином... В этой программе мы разбили все средства, которые нам нужны: на достройку шахты «Нововолынская №10» попросили дополнительные средства... Также дополнительно просим около 800 миллионов гривен на модернизацию оборудования и подготовку новых лав (на других госшахтах. — Авт.)», — объяснил министр. Демчишин уточнил, что запуск названной шахты позволит трудоустроить людей из других угольных предприятий региона, работа которых убыточна. Модернизация шахт и закладка новых лав позволит увеличить добычу на госпредприятиях с 6 миллионов тонн до 10 миллионов тонн, тем самым снизив себестоимость угля до 1,2 тысячи гривен за тонну. Напомним, что по информации Минэнергоугля, государство контролирует 35 государственных шахт (из 95), на которых работает около 52 тысяч человек.
• Впрочем, к энтузиазму отраслевого министра весьма скептически относятся шахтеры. «Мы не видели эту программу и не поддержим ее. Она должна разрабатываться при участии отраслевой и межотраслевой науки, губернаторов, мэров шахтерских городов, КМУ, Минфина, Минэкономики и предусматривать развитие отрасли, отображать финансовые ресурсы, ответственные лица и сроки выполнения. Если никто ничего не видел, то обмануть шахтеров в очередной раз не удастся», — говорит в комментарии «Дню» председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец. По его словам, правительство имитирует диалог с шахтерами, а не идет на реальный компромисс.
• Волынец также напомнил, что 28 января этого года работники отрасли уже пикетировали Минэнергоугля, после чего встретились с премьером, который поручил Демчишину наработать меры по стабилизации в отрасли. «Министр даже не смог собрать комиссию, как предполагалось, с участием министра финансов, экономики, регионстроя и соцполитики. И ничего не наработали. Второй раз мы пикетировали Кабмин 22 марта. Тогда министр вообще не пришел, а брифинг провел его первый зам. Были очередные обещания, а задолженность по зарплате только выросла. Вот и сейчас власти нужно что-то пообещать...», — эмоционально резюмирует Волынец. Он напомнил, что теперь сумма долга по зарплате государства перед отраслью — почти 800 миллионов гривен, из которых 300 вчера пообещали отдать.
Будет ли Кабмин развивать угольную отрасль? Шахтеры не верят в положительный ответ. Ведь на этот год в бюджет правительство не заложило ни одной копейки на развитие, говорит председатель Независимого профсоюза горняков Украины. Зато 1,2 миллиарда гривен направило на закрытие шахт!
• Сейчас угольщикам съезда опять дали обещание, говорит Волынец, — отказаться от закупки российского угля и электроэнергии. Накануне его озвучил заместитель министра энергетики и угольной промышленности Александр Светелик. «Мы в балансе (разрабатываемый ведомством проект прогнозного баланса электроэнергии на 2015 год) ставим по остаточному принципу импорт, то есть он поставлен в ноль практически по всем месяцам. Мы надеемся, что импорт электроэнергии и угля осуществлять не будем», — объяснил он. Впрочем, сразу добавил чиновник, если будет форс-мажорная ситуация, то импорт электроэнергии все же будет осуществляться. Заместитель министра отметил, что с апреля Украина практически полностью прекратила импорт электроэнергии из России. В то же время он добавил, что мизерные объемы поставок российской электроэнергии таки продлятся, чтобы сохранить заключенный с ОАО «Интер РАО» контракт. «Если мы делаем ноль, тогда импортного контракта нет. Мы, грубо говоря, 5 миллионов кВт-часов оставляем на месяц: это все равно, что ноль — иначе потеряем контракт», — уточнил заместитель председателя Минэнергоугля. Напомним, что в проекте прогнозного баланса на 2015 год отмечается, что для потребностей тепловых электростанций необходимо 28 миллионов тонн угля.
• В целом одобрительно, но с настороженностью относятся к таким планам и в одной из крупнейших частных угледобывающих компаний Украины. «В целом положительно. Но представители Минэнергоугля не называют конкретные сроки, когда остановится импорт электроэнергии из России. Кроме того, остается довольно много вопросов относительно целесообразности импорта электроэнергии в предыдущие месяцы, особенно в те периоды, когда ради увеличения импорта останавливались блоки ТЭС на газовых марках угля. К сожалению, на импортную российскую электроэнергию в 2015 году Украина потратила около одного миллиарда гривен, в то время как долги перед украинскими шахтерами еще до сих пор не погашены. Кроме того, за российский уголь Украина платила около 70 долларов за тонну (1600 гривен за тонну), в то время как украинским производителям угля — только 1100 гривен за тонну. Эти допущенные ошибки задним числом уже невозможно исправить», — оценили инициативу Минэнергоугля в пресс-службе ДТЕК. В компании считают, что Украина имеет достаточно собственных запасов угля, и проблема заключается только в том, что министерство «искусственно создает преференции зарубежным поставщикам». «Россия от ГП «Укринтерэнерго» получает 100% предоплату за электроэнергию, отечественные производители электроэнергии — только 80,4% денег от поставленного электричества за первый квартал 2015 года, недополучив 6 миллиардов гривен», — объяснили в компании.
• Итак, будет ли придерживаться государство своего слова? «Это обещание начинают повторять сейчас, чтобы на один день успокоить шахтеров. Но дураков нет. Мы не верим в то, что остановят закупку угля. Хотя нас удивляет, почему покупают за рубежом в три раза дороже, чем стоит украинский уголь. Это одна из причин остановок украинских шахт и ТЭЦ», — говорит Михаил Волынец. По его словам, на подконтрольных власти шахтах накопилось 300 тысяч тонн угля, а на оккупированных — до 3 миллионов тонн. Сейчас на складах тепловых электростанций меньше, чем 700 тысяч угля, а ровно год назад было 4 миллиона и из копанок — еще 7 миллионов тонн... Такой разрыв означает, что в лютую зиму рискуем войти без электричества, угля... Критический минимум запасов угля должен был быть 1,7 миллиона тонн на складах», — подытоживает он.
• Отказаться от российского угля нужно было уже давно, говорит «Дню» президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил Гончар. «Финансировать агрессора — это прямой путь продолжения войны», — считает он. Впрочем, прежде чем делать такие заявления, Демчишин должен был получить четкую директиву от правительства, а КМУ — от Совета национальной безопасности и обороны относительно того, понадобится ли импорт угля и электроэнергии стране в ближайшее время. «Украина должна разработать план импорта угля и электроэнергии, в крайнем случае, на базе решения СНБО. Без него, конечно, можно надеяться на сохранение статус-кво в военных действиях и покрывать дефицит угля за счет газодобычи на подконтрольных украинской власти территориях. Все красиво выглядит до тех пор, пока линия фронта более-менее стабильна. Но мы должны учитывать разные варианты развития событий. В начале прошлого лета никто не мыслил категориями, что нам понадобится импорт угля. Сегодня власть уже не контролирует шахты, где производятся антрацитные марки угля. Это серьезно. И только после этого начали проникаться запасами импортного угля. Откуда закупать? Несмотря на все попытки дискредитации в 2014 году поставок из ЮАР, первые партии угля поступили в Украину. Поэтому это направление следует развивать», — считает Гончар. Кроме того, мировой рынок угля представлен еще и поставщиками из Австралии, Индонезии, Венесуэлы.
«Мировой рынок в целом перенасыщен углем и полностью в состоянии удовлетворить потребности Украины. Однако нынешние тарифы для ТЭС нынче не покрывают возможностей для закупки импортного угля», — добавляют в ДТЕК.
Выпуск газеты №:
№70, (2015)Section
Экономика