Прощание с парковщиками
Киев вводит новые правила оплаты за стоянку автомобилей. Решение нужное, но «сырое», считают активисты
«Мэр Киева решил, что столице необходимо распроститься с таким явлением, как парковщик, который берет наличную плату с припаркованных автомобилей. Парковщиков, которые всегда были синонимом слова «коррупция», в Киеве не будет. Все оплаты будут проводиться только через паркоматы или безналично», — так советник городского головы Киева, народный депутат Дмитрий БИЛОЦЕРКОВЕЦ анонсировал в Facebook начало новой парковочной жизни в столице, которая началось 10 августа.
Киевский городской голова Виталий Кличко заблаговременно объяснял, как будет работать новая система. Так, водители смогут оплачивать парковку через паркоматы, SMS-сообщения или приобрести месячный талон на парковку в киосках прессы. Никакого контакта с парковщиками не будет, а если вдруг кто-то будет требовать с вас «кэш», нужно смело обращаться в полицию, советовал глава города. Так Киев попробует преодолеть так называемую «парковочную мафию» и положить конец теневому обращению средств в этой сфере.
ПРИБЫЛЬ ИЛИ ДОЛГИ?
Как доказал эксперимент общественной инициативы «Честная парковка», часть денег, которые водители дают парковщикам, оседает именно в их карманах. Проект стартовал в столице в начале июня. На нескольких центральных улицах Киева за процессом паркования следили общественные мониторы. Недавно обнародовали первые результаты таких наблюдений. Так, в течение 17-21 июля на парковочной площадке на улице Льва Толстого собрали средств в шесть раз больше, чем за аналогичный период в прошлом году — вместо 119 гривен за 11 паркомест общественные мониторы получили 663 гривни. К слову, именно на этой парковочной площадке мониторам проекта угрожали. Как объяснили эксперты «Честной парковки», парковщики в присутствии общественных активистов практически не получали наличные расчеты, а водители проводили оплату через паркоматы или регистраторы расчетных операций.
Такая система нравится столичному мэру, поскольку, по его объяснениям, все средства за парковку сразу пойдут в казну города. За них Виталий Кличко обещает навести порядок с парковкой в столице. Ведь сейчас перехватывающих паркингов недостает, водители оставляют свои автомобили где попало, парковочные стоянки часто пустуют — вместо этого машинами заняты тротуары, полоса общественного транспорта или другие проезжие части улиц.
«Городской голова не объяснил, какие именно средства пойдут городу, — отреагировала на заявление мэра Оксана ВЕЛИЧКО, эксперт правительственно-общественной инициативы «Вместе против коррупции». — Если над людьми не будет стоять парковщик, никто не будет платить принципиально. Как думаете, какой у нас процент сознательных граждан? Остается ночное паркование — оно более прибыльно, есть фиксированная оплата за паркоместо, это 6,5 гривни. Мэр говорит, что не будет распределения наличности по карманам, а в действительности будет долг. Потому что коммунальное предприятие «Киевтранспарксервис» должно платить городу фиксированный парковочный сбор, это 1 гривня 97 копеек через час с каждого паркоместа. Этот сбор останется, однако поступления упадут — они будут идти от сознательных людей, которые купят, например, абонементные талоны».
ШИЛО НА МЫЛО
В целом общественные эксперты считают парковочную новацию правильной, но «сырой», такой, которая внедряется хаотически. «На улицах Киева вы ничего нового не увидите: ни новых технических средств, потому что их еще нужно закупить, ни паркоматов, — продолжает Оксана Величко. — В канун введения изменений я спросила трех парковщиков, как будут работать дальше, и они сказали, что просто не будут брать деньги, а показывать людям, где паркомат и где можно купить талоны. Их до сих пор об этом толком не проинформировали. Мы слышали, что появятся информационные щиты о безналичной оплате за паркование, что получится команда из семи инспекторов контроля парковочного пространства, которые работали раньше в КП «Киевдорсервис». Действующих сотрудников переименуют в инспекторов, которые будут общаться с людьми, — но они тоже не знают, как будут работать. Пока их роль в том, чтобы рассказывать людям, что если не платить за парковку, когда-то им придет штраф. Это еще не реформа, а шаги к ней. Это смена одной модели, когда другая не введена».
Буквально за день до запуска новых правил паркования в мэрии дали задний ход. Если сначала заверяли, что ни одного парковщика на улицах города не останется, то теперь рассказывают, что они просто будут выполнять другую работу, а увольнять их не собираются. «Пока у нас работает около 400 парковщиков, которые патрулировали парковочные площадки и собирали средства. Теперь они будут обустраивать эти площадки, давать разъяснения водителям и тому подобное. Работы в действительности очень много, поэтому парковщики просто будут работать по другим направлениям», — объяснил Сергей СИМОНОВ, директор департамента транспортной инфраструктуры Киевской городской госадминистрации.
НОВЫЙ ЗАКОН — ДРУГАЯ СИСТЕМА
Оксана Величко добавляет, что для увольнения парковщиков в КП «Киевтранспарксервис» за два месяца до этого должны были подготовить соответствующий приказ. Однако его нет. Просто убрать парковщика с его рабочего места непросто. По словам Оксаны Величко, эти люди фактически никому не подчиняются, имеют своих покровителей среди представителей правоохранительных органов и начальства дорожных служб. Если освободить их сразу в один день, они имеют право подавать судебные иски против КП «Киевтранспарксервис». Для города такая ситуация невыгодна.
Единственное, что может кардинально изменить систему паркования и оставить собирателей наличности в накладе, — это законопроект №5364 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о реформировании сферы паркования транспортных средств». Однако он два года лежит в парламенте без движения. Законопроект предлагает обязательные штрафы за нарушение правил стоянки и паркования автомобилей, которые должны фиксировать фото— и видеокамеры. За неуплату парковки — административная ответственность. Контролировать паркование должен инспектор специально созданного коммунального предприятия. Инспектор сможет выписать штраф на месте, привлечь нарушителя к административной ответственности, даже временно эвакуировать транспортное средство, если он препятствует дорожному движению.
Поэтому активисты предлагают киевской власти стать адвокатами законопроекта №5364, ведь это в интересах города. Кроме того, нужно детально и аргументировано объяснить людям, как будет жить парковочная сфера после 10 августа и до времени, когда парламент примет упомянутый законопроект. Также стоит популяризировать среди киевлян безналичную оплату за парковку. Ведь очевидно, что обращения Виталия Кличко к водителям с просьбой быть сознательными и ответственными недостаточно. Поэтому работы еще — непочатый край.
Выпуск газеты №:
№145-146, (2017)Section
Экономика