Прощай, оффшор!
Эксперты прогнозируют частичную замену «одиозных» юрисдикций более солиднымиУкраина входит в первую десятку стран по выводу денег в оффшоры. Но если Президент Украины Виктор Янукович подпишет закон о трансфертном ценообразовании, то с 1 сентября в стране кое-что может измениться. Будут обеспечены не только дополнительные поступления в бюджет (по расчетам Миндоходов, это 20 миллиардов гривен за три года, тогда как из-за использования таких схем бюджет ежегодно теряет почти 100 миллиардов). Как считают в экспертной среде, этот документ еще и подведет черту под периодом первичного и не слишком законного накопления капитала в Украине. Могут несколько ослабнуть позиции и влияние олигархов, поскольку закон направлен главным образом против крупнейших компаний (в стране 16 финансово-промышленных групп), использующих, как правило, для минимизации налогообложения разнообразные оффшорные схемы. ФПГ, да и остальной крупный бизнес, новые веяния не могут не беспокоить, потому что 60% украинского бизнеса находится в оффшорах. Всех волнует, как будет и будет ли осуществляться возврат капиталов в нашу страну.
Напомним, что законом вводится контроль над ценообразованием операций с резидентами всех стран, где уровень налога на прибыль, как минимум, на 5% ниже, чем в Украине, а не только с резидентами оффшоров, как предлагали многие депутаты. Нижний порог контролируемых операций установлен в размере 50 миллионов гривен в год. В законе есть и норма о контроле внутренних операций, которую резко критиковал даже профильный комитет украинского парламента. Правда, в ходе обсуждения и голосования законопроекта, народные депутаты ограничили ее применение убыточными предприятиям или имеющими налоговые льготы. В результате закон, как утверждают некоторые эксперты, получился компромиссным.
Как отнеслись к нему в бизнесе и в экспертной среде? «Компромиссная редакция... учитывает многие комментарии бизнеса и разрешает многие его опасения», — говорит партнер «PwC Украина» Вячеслав Власов. Хотя и считает, что введение закона в действие с 1 сентября, то есть до начала нового отчетного года создает неопределенность для бизнеса. В то же время эксперт отмечает, что закон вводит высокие штрафные санкции (5% от суммы сделки) только за факт неподачи отчета о контролируемой сделке, а не за содержание отчета. При этом штрафные санкции за недоплату налога в течение первого года действия новых правил составляют лишь 1 гривню за правонарушение. То есть бизнес получает возможность на собственном опыте освоить новые нормы.
В то же время представитель Союза налоговых консультантов Украины Алексей Шматко отмечает, что «государство, внедряя такой непопулярный механизм, как трансфертный контроль ценообразования, действует примерно так же как волки — санитары леса». «Оно заставляет украинский бизнес, — продолжает эксперт, — задуматься над важными вопросами, которые его до сих пор не интересовали. Внедряется довольно простой принцип: право на высокую прибыль имеет то предприятие, которое вложило в свой бизнес больше усилий, знаний и таланта. То есть предприятие, занимающееся логистикой и несущее большие риски, связанные с непоставкой сырья, финансовые риски, естественно, имеет право на большую прибыль от бизнеса, чем предприятие, которое просто пересылает документы. Но государство хочет эту прибыль облагать налогом. И (в этом суть закона) оно обязывает предприятие ответить на четыре вопроса. Какая цена на рынке является справедливой? Какой должна быть справедливая маржа? Каким, собственно, является рынок? Какие на нем действуют сопоставимые условия?». Эксперт считает, что пользу от этих перемен, получит не только бюджет, но и сами предприятия, поскольку они сегодня на самом деле не являются рыночными структурами. По его мнению, это не всем понравится, тем не менее, он уверен, что это «серьезный удар по оффшорам».
Впрочем, не меньшее значение для «обуздания» оффшорных финансовых аппетитов имеет и ратифицированная украинским парламентом 4 июля новая конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов на доходы, подписанная между Украиной и Кипром. Если ее ратифицирует и парламент Кипра, и обе страны проинформируют друг друга о проведенных ратификациях в течение 2013 года, то положения конвенции начнут действовать с начала 2014 года. Напомним, что это соглашение устанавливает для зарегистрированных на Кипре компаний вместо нулевого налогообложения ставки налога в 5% и 15%. В таком размере нужно будет отчислять в бюджет доходы от дивидендов, процентов и роялти, уплачиваемых украинскими компаниями в пользу кипрских.
И, хотя Новый год наступит еще не скоро, Кипр, откуда в Украину по данным на 1 июля 2012 года поступило $14,52 миллиарда, или 27,7% от всех прямых иностранных инвестиций, очень быстро стал терять свой статус оффшора №1 для Украины. Правда, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко пока что не связывает это с новой конвенцией. «У нас сейчас резко вырос товарооборот с Белизом, — говорит он. — Невероятно резко. Белиз бьет рекорды, там невероятный рост. Я так понимаю, что часть бизнеса ушла туда (с Кипра). Так что у нас бизнесмены довольно быстро перестраиваются». Охрименко считает, что эти перемены произошли после кризиса на Кипре. В результате одни оффшорные компании переместились или на Белиз и Каймановы острова, или в такие солидные страны, как Австрия, Нидерланды, Ирландия. Кипр, в качестве главного инвестора в Украину, заменят Индия, Китай, Россия, считает Генеральный директор инвестиционно-банковской компании Europen Kapital Management Вадим Браиловский.
Между тем советник практики корпоративного права Международной юридической фирмы Integrites Ярослав Абрамов отмечает, что после ратификации названной конвенции в ближайшее время ничего не изменится. «Есть определенная практика, определенные традиции бизнеса, который в последнее время и в Украинской ССР, и в независимой Украине строился с использованием Кипра, и в большой мере благодаря этому использовался для обслуживания представителей бывшей Компартии. Поэтому традиция слишком старая, чтобы ее можно было так быстро прекратить».
Эксперт подчеркивает, что новая конвенция не создает каких-то особых сложностей для компаний, которые ранее укоренились на Кипре, по сравнению с другими оффшорными юрисдикциями. Если сравнить ситуацию на острове с теми налоговыми режимами, которые действуют в странах Европы, то Кипр остается привлекательным. Абрамов очень осторожно относится к возможности перемещения куда-то всего объема инвестиций, заведенных на Кипр. Для этого также требуются серьезные капиталовложения, говорит эксперт и добавляет: «Украинский бизнес известен своей жадностью». Инвестиции с Кипра и дальше будут заходить в Украину, уверен эксперт, поскольку банковский кризис никак не связан с движением банковских потоков.
Браиловский с этим не может полностью согласиться, поскольку многие мировые компании уже столкнулись с трудностями, связанными с работой на Кипре. Но он также отмечает, что резкой перестройки оффшорных холдинговых структур ожидать не стоит. «Куда перемещаться?» — спрашивает эксперт и называет такие страны, как Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия. «Не нужно бороться с Кипром и существующими наработками крупного украинского бизнеса», — убеждает Браиловский, и еще раз напоминает об объемах инвестиций в Украину, поступивших из этой страны. Он поднимает вопрос о том, что бизнесу нужен не только кнут, которым во многом является закон о трансфертном ценообразовании, но и пряник, например, в виде возрождения свободных экономических зон и более активного использования государственно-частного партнерства. Эксперты также подчеркивают, что основным побудительным мотивом для эмиграции денег из Украины в настоящее время являются высокие ставки единого социального налога. Если их снизить, то страна станет более привлекательной и для отечественного бизнеса, и для иностранных инвесторов.
Выпуск газеты №:
№127, (2013)Section
Экономика