Пройдет ли бизнес испытание...?
Четыре обязательных условия
Глобальный договор ООН в Украине решил проверить, как компании-участницы нашей сети работают с новыми вызовами, связанными с COVID-19. 20 компаний предоставили информацию о современной бизнес-ситуации. Среди них представители крупного бизнеса «Новая Почта», «Астарта», Metro, и игроки малого и среднего бизнеса, такие как UCG, Powercode, InDevlab и другие.
Международное сообщество, которое столкнулось с вирусом раньше нас, уже определило основные направления, которыми должен заниматься бизнес в борьбе с вирусом и преодолении последствий. Это:
• забота о людях — удаленная работа, обеспечение средств защиты, медицинская поддержка;
• создание штаба реагирования 24/7 — обычно образуется из ТОП-менеджмента различных бизнес-функций для ускоренного принятия решений;
• поддержка цепи поставщиков — это идеальный шанс перейти на локальных поставщиков, особенно малый и средний бизнес;
• забота об обществе — даже если в самой компании выполнены все рекомендации законодательства, этого мало, чтобы защитить сотрудников. Каждый, кто имеет хоть какие-то ресурсы, должен помочь громаде и государству справиться с кризисом.
Что из этого делают украинские компании?
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
ЛЮДИ
Практически во всех компаниях более 95% сотрудников офисов работают в дистанционном режиме. Несколько процентов работающих — это дежурные, которые вахтовым методом обеспечивают определенные офисные функции. Компании налаживают удаленную работу, предоставляя сотрудникам удаленный доступ и внедряют электронный документооборот. Внепланово подключают сотрудников к системе медицинского страхования, как, например, «Капарол Украина».
Если переход офисных сотрудников на удаленную работу происходит довольно просто, то производства продолжают работать в обычном режиме. По общей статистике, только до 20% сотрудников производственных предприятий перешли на дистанционную работу. Продовольственные магазины, фармацевтические предприятия, энергетическая отрасль не могут остановиться, поэтому компании обеспечивают сотрудников необходимыми средствами защиты, дезинфекторами, меряют температуру и контролируют самочувствие.
Чтобы оценить объем потребностей в средствах индивидуальной защиты и дезинфицирующих средствах, приведем некоторые примеры. Так, только на одном из металлургических предприятий уже выдано 30 тыс. масок и 100 тыс. пар перчаток, на другом — 15 тыс. масок и 40 тыс. перчаток. Только для одного предприятия закуплено 1тыс. 400 литров антисептика. «Метро Кеш энд Керри Украина» обеспечивает санитайзером торговые залы, чтобы обезопасить и сотрудников, и клиентов. При этом всем мы отмечаем, что обеспечить всех такими средствами непросто, поскольку в Украине замечены значительные отсрочки их поставок. Такая ситуация может стать основой роста нового бизнеса или переориентации существующего.
Основная политика компаний — сохранить персонал. Компании-участницы Глобального Договора ООН в Украине отчитываются, что никого из сотрудников не уволили и не отправили в отпуск за свой счет. Все сотрудники получают заработную плату в полном объеме. И никаких изменений в ближайшие 3 месяца не планируется. Новая почта открыла дополнительные 2 тыс. вакансий курьеров.
ШТАБЫ РЕАГИРОВАНИЯ
Все компании-участники Глобального договора ООН в Украине, которые стали респондентами, создали штабы реагирования на самом высоком уровне управления компанией, куда постоянно поступает обновленная информация. Такие структуры способны быстро реагировать на ситуацию 24/7.
В каждой компании высшее руководство работает над разработкой антикризисного плана и внедрением срочных действий. Работа ведется постоянно, онлайн. К контролю ситуации привлекаются руководители филиалов, HR-департамент, ІТ-специалисты, юристы.
ЦЕПЬ ПОСТАВЩИКОВ
Большинство цепей поставок работают по обычной схеме. Для производств, работающих с импортом, пока основной вопрос — задержки на таможне (связанные с дополнительной проверкой водителей транспортных средств). Есть незначительные сокращения спроса от клиентов, а также незначительные сокращения заказов (в основном связанные с закрытием офисов).
Производства наших респондентов отреагировали по-разному. Компании, работа которых основана на длительных контрактах, работают в обычном режиме, и об изменениях говорить рано. Компании с краткосрочными контрактами почувствовали некоторый спад заказов (сферы, не относящиеся к продовольственным товарам, изготовление медицинских препаратов, энергетической отрасли).
Что касается действий самого бизнеса в отношении участников цепочки, то счета оплачиваются в соответствии с предыдущими обязательствами, пытаются удерживать объем заказов на прежнем уровне, некоторые в рамках поддержки переориентируются как клиент на малый и средний бизнес (например, UCG). Учитывая повышенный спрос на продукцию, «МЕТРО» увеличивает заказ на определенные группы товаров, в том числе расширяя перечень потенциальных поставщиков. Альфа-Банк расширил цепочку за счет систематических закупок антисептических средств для обеспечения отделений. Аndreal Ltd увеличили объем заказа на сырье. Некоторые планируют импортозамещение.
ПОМОЩЬ ГРОМАДЕ, СТРАНЕ
Совокупно заявлено о предоставлении помощи более чем на 350 млн грн. (Примерно 12,3 млн долларов) от компаний-респондентов на закупку аппаратов искусственной вентиляции легких, средств защиты для медиков, продуктов и дезинфицирующих средств для больниц.
Чтобы понять, много это или мало, можем обратиться к «Плану гуманитарного реагирования по преодолению пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в Украине», представленному координатором системы ООН / координатором по гуманитарным вопросам в Украине Оснат Лубрани, для реализации которого необходимо 165 млн долларов США.
Согласно Глобальному плану гуманитарного реагирования на коронавирус с общим бюджетом 2 млрд долларов, на прошлой неделе объявленному Генеральным Секретарем ООН, Украина получает 33 млн.
Вклад всего 20 компаний составляет 12 млн из необходимых 165 млн долларов. Остальной бизнес (по крайней мере 13 тыс. крупных компаний, в которых работают более 500 человек), наверняка, мог бы сделать вклад в преодоление кризисной ситуации в своей стране.
Помимо денежной помощи компании-участники Глобального договора ООН в Украине помогают через гуманитарную поддержку в рамках своей профессиональной деятельности. Так,
• «Новая почта» на время карантина расширяет свой ключевой социальный проект «Гуманитарная почта» и начинает бесплатно доставлять средства индивидуальной защиты и все необходимое для борьбы с вирусом больницам, детским домам, военным и незащищенным слоям населения.
• «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» оказывает благотворительную помощь в виде продовольственных и непродовольственных товаров для клинических учреждений, которые лечат больных коронавирусом в Киеве, Харькове, Одессе, Львове и Днепре.
• Компания «Фармак» готова освоить выпуск новых для предприятия препаратов, которые могут быть эффективными в борьбе против пандемического заболевания.
• eals для обеспечения бесперебойных расчетных операций предлагает бесплатное подключение к системе электронного документооборота в течение апреля.
Наблюдаем также большую поддержку ІТ компаний:
• InDevLab стала разработчиком и техническим партнером приложения Doctor Online, которое 18 марта запустило бесплатные онлайн-консультации на период карантина на территории Украины. Сейчас через приложение можно осуществить онлайн-консультации с любой точки страны и в любое время, не выходя из дома. Компания технически поддерживает приложение круглосуточно.
• Powercode сотрудничает с ГД ООН в Украине и Минздравом по вопросам создания сайта, посвященного COVID-19 и чат-бота, способного ускорить предоставление ответов на вопросы, поступающие в Минздрав от граждан.
Сейчас время объединяться и создавать партнерства! Не должно быть тех, кто не выживет, и тех, кто получает сверхприбыли на руинах государства. Сегодня, как никогда, бизнес должен показать свое человеческое лицо. Помочь слабому, помочь громаде, способствовать преодолению кризиса.
Глобальный договор ООН в Украине генерирует запросы о помощи и пытается найти тех, у кого есть возможность помочь. Надеемся, в ближайшее время заработает сайт (совместный проект Powercode, ГД ООН в Украине и Минздрава), сводящий все потребности с возможностями, чтобы ускорить поиск решений для всех, даже самых отдаленных районов.
Вы с нами?
Выпуск газеты №:
№65, (2020)Section
Экономика