Перейти к основному содержанию

«Пьяное» государство в трезвых мыслях не замечено

или О том, как Госспецмонополия поймает 12 контрабандистов
08 апреля, 00:00

Люди, причастные к законопроекту, разделились на два лагеря. Первый — его авторы, специалисты Госспецмонополии — утверждают, что это — документ исключительно социальной направленности, призванный собрать много (291 млн. гривен с алкогольной продукции и 206 млн. с табачной) денег в бюджет для погашения долгов по зарплате и пенсиям. Второй — сами производители и легальные импортеры алкогольной и табачной продукции, — уставшие, надо отметить, от «броуновского» регулирования и контроля со стороны государства.

И если первые (хотя бы, к примеру, дружный с Президентом (по слухам) председатель Госспецмонополии Владимир Гончарук), активно манипулируют цифрами внутренних госдолгов и контрабанды, то вторые не менее сильно возмущены намерениями очередной государственной структуры (а в стране между тем происходит административная реформа) вмешиваться в процесс производства и мешать ему всевозможными регулятивными актами. После того, как производители (когда-то выкупившие и приватизировавшие табачные фабрики или алкогольные заводы) наладили производство и получили от государства соответствующее «одобряю-разрешаю», их могут (если законопроект пройдет в парламенте) вновь поставить в очередь за получением лицензии.

Любопытно, что Кабмин (ему подотчетна сегодня Госспецмонополия), с одной стороны, якобы всячески поддерживает национального производителя (да и любого другого, работающего в Украине, а, значит, здесь платящего налоги и здесь создающего рабочие места), с другой — устанавливает, что лицензия на оптовую торговлю спиртом отныне стоит 5 тысяч необлагаемых налогом минимальных доходов (т.е. 85 тыс. грн. или чуть более $21 тыс.), а на алкогольно-табачную продукцию — 1 тыс. необлагаемых налогом минимумов (17 тыс. грн. или более $4 тыс.). Лицензии на 5 лет обязался выдавать Комитет по монополии (так называется Госспецмонополия после президентской демонстрации административной реформы) и, очевидно, эти деньги должны пойти в бюджет. С другой стороны, не совсем понятно, как это возможно, если Кабмин позволил не приобретать лицензии тем производителям, которые их уже имеют. Однако нашлись люди (в парламенте), предположившие, что Комитет по монополии, в случае принятия законопроекта, на законном основании может принять какой-нибудь другой документик, скромно предлагающий несколько иной «лицензионный» вариант выбивания денег. Думаю, каждый с первого раза угадает, чьи интересы будет отстаивать государство с миллиардами внутреннего долга и президентскими выборами на носу.

Кстати, Комитет, написавший закон про себя, обещает ничего не стоить государству и существовать на 30% от штрафных санкций. И тут же он «подбрасывает» Кабмину право устанавливать порядки по вопросам регулирования производства и торговли алкоголем — таких статей в законопроекте — 41. Вот только смогут ли производители (как потенциальные штрафоплательщики) прокормить гвардию специалистов по монополии? Комитет уверен в положительном ответе. Отсюда впечатляющие суммы штрафов — до 100000 необлагаемых минимумов (1,7 млрд. грн.!) за нелицензированное производство. Между прочим, если внимательно изучить статью 50 данного законопроекта, то можно найти много и других интереснейших подробностей. Изловив контрабандиста (или производителя-кустаря), Комитет оштрафует его на 1,7 млн. грн. за производство без лицензии, потом на 850 тыс. грн. за торговлю без лицензии, потом на 170 тыс. грн. за отсутствие сертификата соответствия. Еще 850 тыс. грн. придется выложить за то, что товар не соответствует требованиям действующего законодательства по качеству и безопасности, 850 тыс. — за фальсификацию, 170 тыс. — за нарушения норм маркировки, 850 тыс. — за производство, импорт, реализацию вне реестров, 340 тыс. — за нелицензионное производство тары и упаковки, 850 тыс. — за несвоевременную регистрацию плательщика акцизного сбора, 170 тыс. — за бартер, 1,7 тыс. — за «несвоевременную» подачу отчетности в Комитет и, наконец, еще 17 тыс. — за всякие незарегистрированные операции с товаром. В результате контрабандист будет действительно обезврежен, поскольку его кошелек «скукожится» на 68 МИЛЛИОНОВ 187 тысяч грн. (или чуть более $17 млн.), а бюджет, теоретически, тут же пополнится почти 24 миллионами гривен (35% от суммы штрафов). Себе же Комитет возьмет лишь 20 млн. грн. (а оставшаяся часть суммы штрафа направляется в местные бюджеты). И это с одного только контрабандиста! А сколько их вкалывает на нашем черном рынке, снабжая контрабандой бабушек у метро!

Между тем, как поделился с «Днем» один из парламентариев, многим известны и сами контрабандисты, и схемы передвижения нелегальных товаров (да и сам Президент, кстати, неоднократно говорил, что имеет списки коррупционеров, но оглашать не станет... пока), и если до сих пор они не задавлены спецорганами (в том числе и самим Комитетом по монополии, существующим с августа прошлого года) — значит, это кому-нибудь нужно... Кстати, еще одна любопытная деталь. По некоторым оценкам, внутренний долг страны уже дотягивает до 8 млрд. грн. Выходит, чтобы расплатиться по долгам, нужно поймать всего-то 12 контрабандистов и оштрафовать их по полной программе. Где взять столько наивности, чтобы поверить в эти цифры?

Скорее всего государство, в лице Комитета по монополии, словесно борясь с контрабандой на самом деле примется за тех немногочисленных производителей, которые работают «на свету», со всеми выходящими отсюда последствиями...

Кстати, Комитет по монополии (и это отражено в законопроекте) намерен перетянуть на себя часть функций (напрямую и косвенно связанных с алкогольно-табачной отраслью) аж девяти государственных ведомств, которые, ясное дело, так просто от своего не откажутся. И пойдут чиновничьи дрязги. В результате, чьи это будут проблемы? Правильно, — производителей. Кстати, они не исключают, что с введением очередных изменений в алкогольно-табачную политику продукция вновь подорожает. А это значит, что наше неплатежеспособное население сократит потребление, а промышленность снизит производство, то есть снизятся ее доходы, а значит уменьшатся налоговые поступления в бюджет. Так где же здравый смысл?

P.S. Как сообщил специалист-табачник, за последние месяцы резко увеличилась контрабанда из России. Этот всплеск объясняется дешевым российским акцизом, который в пять раз меньше украинского (в РФ акциз исчисляется в рублях, а не в евро, как у нас). В результате привозимая из России «Прима» на 30 копеек (!) дешевле, произведенной в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать