Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пять шагов...

Сделав которые, можно будет ежегодно направлять на развитие экономики 160—200 миллиардов гривен, подсчитали работодатели
19 марта, 13:00
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Народный депутат Анна Герман почему-то опасается, что «единственным результатом революции на Евромайдане может быть потеря Украиной Крыма». Думается, с этим согласятся не многие, хотя до реальной потери еще далеко, а определенные приобретения для Украины уже можно заметить невооруженным глазом. И это, в первую очередь, разворачивающаяся на различных уровнях борьба с коррупцией, которая разъедала и разъедает страну. В минувший четверг, например, СБУ задержала во Львовской области судью, требовавшего тысячу долларов за оправдательный приговор. Таких «колядников» иногда и раньше ловили на горячем, но теперь они почему-то стали попадаться гораздо чаще... И это уже если и не победа, то какой-то результат.

Но куда большие последствия для коррупционеров может иметь, скажем, обнародованный на прошлой неделе проект новой редакции закона о государственных закупках, разработанный Минэкономразвития и торговли. В нем, в частности, предлагается сократить с 44-х до девяти перечень случаев, на которые не распространяется действие этого закона, а также адаптировать процедуры закупки у одного участника к действующим в Евросоюзе, сократить перечень оснований для применения неконкурентной процедуры.

Эти и другие новеллы эксперты признают очень полезными. Но способно ли самое совершенное антикоррупционное законодательство устранить проблемы, порождающие коррупцию? На Майдане уже, например, говорят, что в МВД, как в старые добрые времена, снова продают «хлебные» должности. Расходы на их покупку затем, естественно, будут «отбивать» взятками... И кто сегодня в нашей стране может реально противостоять коррупции, если милиция и другие правоохранительные и контролирующие органы дискредитированы и, вследствие этого, ослаблены и едва ли не уничтожены?

Есть такая сила, говорит бизнес. Недавно его представители, руководители различных федераций работодателей рассказывали о предпринимаемых ими пяти результативных шагах для преодоления коррупции, которая набрала невиданные масштабы. По словам заместителя главы совета Федерации работодателей Украины Дмитрия Олийныка, сделав эти шаги, можно будет ежегодно направлять на развитие экономики 160—200 миллиардов гривен.

Результаты исследования, проведенного ФРУ, показывают, что за последние четыре года объемы коррупции в Украине превысили 500 миллиардов гривен. Наиболее масштабно это бедствие проявилось при проведении госзакупок, а также в налоговой и таможенной сферах, в судебной системе и правоохранительных органах. По словам Олийныка, средств, которые коррупция вывела из оборота бизнеса и из бюджета, хватило бы на оплату 330 миллионов средних для Украины пенсий. Такая сумма — это два годовых бюджета Пенсионного фонда или, как минимум, 200 тысяч новых рабочих мест. Работы в этом направлении очень много. ФРУ наметила изучить еще и состояние дел с коррупцией в таких сферах, как рынки услуг по оценке  стоимости различных объектов, услуг монополий и административных услуг.

Заместитель главы ФРУ перечисляет шаги, которые, по мнению бизнеса, необходимо сделать для наведения порядка в экономике. Первый, наиболее эффективный и сложный: бизнес (добавим от себя: а также и все остальные украинцы) должен перестать давать взятки!

Второй шаг заключается в том, что все случаи прямого и косвенного вымогательства со стороны государственных чиновников должны становится достоянием общественности и правоохранительных органов. Бизнес должен все эти случаи публично разоблачать. Олийнык предлагает создать в стране и в каждом регионе антикоррупционные карты, с помощью которых можно будет отслеживать результативность противостояния с коррупцией.

Третий шаг — это разработка бизнесом законодательных антикоррупционных инициатив, четвертый — ревизия судебных споров и возбужденных за экономические преступления уголовных дел. Пятый — сокращение количества и ограничение функций контролирующих органов.

В зависимости от вида деятельности бизнес в последние годы был вынужден отдавать в виде взяток до 50% своих оборотов, говорит глава Федерации работодателей Киева Андрей Антонюк и приводит в пример два предприятия. На первом все началось с внеплановой экологической проверки, по результатам которой предприятию было предложено обновить разрешение на выбросы в атмосферу. Известно, что пройти соответствующую бюрократическую процедуру совсем не просто. И проверяющие предложили свои услуги. Их стоимость — 330 тысяч гривен на счет частной компании. Таких денег в кассе предприятия не оказалось, и тогда ему предложили своеобразную рассрочку: всего восемь тысяч, но ежегодно. С тех пор здесь с экологией какое-то время не было никаких проблем, но вскоре начались другие проверки и судебные тяжбы, в ходе которых суды выносили несправедливые решения. В результате предприятие пришлось закрыть, а восемьдесят сотрудников оказались на улице, говорит Антонюк.

Другое предприятие от любых взяток сразу же отказалось и обратилось в прокуратуру. «Борцы с коррупцией» взялись за дело, но при этом их больше всего интересовал размер требовавшейся взятки. А когда им по ошибке назвали сумму, которая в десять раз превышала запрашиваемую (не восемь тысяч, а 80), то они откровенно удивились ее мизерности. В результате коррупционеров никто даже и не подумал наказывать, ни прокуратура, ни суд. Судья (в народе его прозвали «Жэка 20%») вообще оставил это дело без рассмотрения. Вывод такой: с коррупцией в системе ушедшей власти что борись, что покорись, а результат один и тот же.

Президент Всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности Александр Соколовский перед началом общения с журналистами не без горечи пошутил о своей решимости бороться с коррупцией: «Оно мне надо... Потом придет Столыпин». Тем не менее, в действительности он настроен, что называется, по-боевому, поскольку опасается, что сейчас могут появиться «Жэки 25%». «Только промышленность и бизнес могут вытащить наше государство из нынешней ситуации», — говорит он и отмечает, что государство и сейчас не уменьшило давление на бизнес, «система никуда не делась, это уже не поборы, а просто мародерство». «На государственном уровне идет воровство, но уже не из прибыли, а из убытков», — отмечает работодатель. «Люди, — по его словам, — ходят на преступления, как на работу».

Соколовский рассказывает, почему легкая промышленность Украины могла до последнего времени хоть как-то выживать. С приходом ушедшей власти контрабанда в Украину подорожала. По продукции легкой промышленности она стоила два доллара за килограмм. «И это хоть как-то позволяло нашим предприятиям, работающим по-белому конкурировать с контрабандой и выживать, — говорит он. — Но за последние несколько недель контрабанда подешевела. Сегодня в Одессе за килограмм контрабанды нужно платить всего 1,15 доллара». Обращаясь к правительству, Соколовский говорит: «Если не можете бороться с контрабандой, то хотя бы сделайте ее снова дорогой».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать