Пятая часть бензина в Украине — суррогат
«День» выяснил, как водителям сохранить деньги и моторы своих автомобилейЗа последние семь месяцев Государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей проверила 400 из 6290 отечественных автозаправочных станций (АЗС) и на половине из них обнаружила нарушения. Как рассказал председатель Госпотребинспекции Сергей Орехов, было проверено более 900 тонн продукции на общую сумму 9,4 миллиона гривен. «Из них 157 тонн не соответствовало требованиям нормативных документов на общую сумму более 1 миллиона гривен», — отметил чиновник. Орехов сказал, что наиболее частые нарушения качества бензина заключались в неверном указании октанового числа и в несоответствии нормативной документации.
Это слишком малое количество проверенных АЗС, и оно не может быть репрезентативным, говорит эксперт топливного рынка, директор экономических программ Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. «Делать какие-то выводы на основе этой статистики некорректно. В Украине ежегодно реализуется 10 миллионов тонн бензина и дизельного топлива. Из них Госпотребинспекция признала некачественными только 157 тонн, то есть всего около 0,0015%. Можно только констатировать, что государство игнорирует мнение потребителей, которые выступают за усиление всех проверок, и игнорирует предложения экспертов, которые советуют ежегодно выделять на эти потребности по крайней мере 80 миллионов гривен в год или 0,3% от акцизов на бензин и дизельное топливо», — подчеркивает Рябцев. При этом он рассказал, что чаще всего на действительно некачественный бензин можно натолкнуться на мелких несетевых АЗС.
«Считается, что на украинском рынке 80% импортного бензина. Эти данные берутся согласно расчету Минэнергоуголь, что нефтепродукты в Украине производят только 6 НПЗ да еще Шебелинский ГПЗ, а все остальное завозится. Но дело в том, что в Украине еще множество всевозможных предприятий: заводы малой мощности, коксохимические заводы, спиртные заводы, которые и выпускают так называемый «экологический биоэтанол» и потом добавляют туда прямогонный бензин или газовый конденсат и получают «определенную смесь», которую водители часто называют «бодяга», — отметил Рябцев.
Эксперт рассказывает, что такой «бензин» потом реализуют на заправках под видом альтернативного или экологического топлива. «Поэтому, если посчитать с этими побочными небольшими производствами, получится, что доля бензина отечественного производства достигнет 45%. Из этого числа где-то половина — некачественный суррогат», — добавил Рябцев.
«День» попросил эксперта Геннадия Рябцева и директора по маркетингу сети АЗС «WOG» Виталия Леончука дать несколько советов, как не попасть на некачественный бензин.
Во-первых, следует заглянуть в Руководство по эксплуатации собственного автомобиля и посмотреть, какой бензин рекомендован производителем. Если вам рекомендован «Регуляр», то вам достаточно А92. Если написано «Премиум», только тогда нужно брать А95. Если автомобиль выпущен после 2008 года, то вам нужен А95-Евро. Если автомобиль американской сборки и на лючке бензобака написано Е85, то туда можно лить все что угодно. А вот японские и корейские автомобили очень чувствительны к типу и качеству бензина, и с ними лучше не экспериментировать.
Во-вторых, поскольку в Украине существует ряд национальных сетей, нужно поинтересоваться у коллег, знакомых, через Интернет, у какой сети наилучшие отзывы. После этого поехать на рекомендованную АЗС и оценить ее самостоятельно.
В-третьих, в уголке потребителя должен быть паспорт качества. Это табличка из 16—18 строк, в которую записан целый ряд показателей и есть вывод о том, что топливо на АЗС отвечает стандарту. Дата на паспорте должна быть проставлена не более 30дней. Также нужно поинтересоваться самой заправкой. Проверить состояние туалета. Если он хороший, то есть большая вероятность, что и бензин будет неплохим. Нужно узнать, есть ли телефон горячей линии, и не полениться — набрать его с мобильного. Если там будет постоянно звучать: «Благодарим, что вы набрали этот номер...», а не выход на реального человека, то из этой заправки стоит уехать.
На сетевых АЗС в кассовом зале на видном месте должно быть выведено устройство уровнемер, который на табло показывает качественные показатели бензина, его количество в каждом из резервуаров и количество воды (вообще-то ее не должно быть).
В-четвертых, никогда не заправляйтесь, если на заправке стоит бензовоз, поскольку не стоит в течение часа после наполнения резервуаров заправляться этим бензином. Ведь в это время осадок еще не образовался, и в автобак может попасть бензин с незначительной «грязью».
В-пятых, если у вас остается мало бензина, НИКОГДА не заправляйтесь на безымянных АЗС. И если уж придется заправиться, то берите ровно такое количество топлива, чтобы вам хватило доехать до нормальной сетевой АЗС. Если топливо на заправке дешевле на 40—80 копеек, чем на соседних, то это явный суррогат. И заправиться им — это не сэкономить деньги, а обречь свой автомобиль на досрочный дорогой ремонт.
В-шестых, мойте бак. За несколько лет эксплуатации там может оставаться осадок, который, перемешиваясь с чистым бензином, будет снижать его качество. Если вам налили бензина «полный бак», а в чеке получилось на 2—5 литров больше, чем по паспорту, то проблема, скорее, в баке, который производитель обычно делает немножко больше.
Выпуск газеты №:
№140, (2013)Section
Экономика