Работать на результат
Деньги на здравоохранение должны делиться на уровне районаВсемирный банк предлагает правительству Украины передать местным и районным органам власти больше полномочий для планирования и распределения средств в сфере здравоохранения и образования. В обнародованном отчете специалисты банка отмечают: ежегодно Украина расходует 10% ВВП на такие нужды, что не меньше, чем в других европейских странах. Однако украинский результат, как не парадоксально, значительно хуже.
«Мы не говорим о необходимости сокращения расходов на здравоохранение и образование. Мы говорим о необходимости их более эффективного использования», — подчеркивает экономист Всемирного банка Пабло Сааведра. Сегодня Украина значительно опережает страны Евросоюза, Японию, Канаду и США по количеству больниц, врачей, медсестер и койко-мест на 100 тысяч населения. Не снижается и численность педагогов, в то время как количество учеников сократилось за последние годы на 25%.
По мнению экспертов Всемирного банка, главная проблема заключается в том, что в распределении выделенных средств на местном уровне активное участие принимают профильные министерства, которые еще оперируют устарелыми советскими нормами. В нынешних условиях нельзя определить реальную стоимость единицы предоставленной услуги. Поэтому начинать реформирование нам советуют именно с перехода от финансирования койко-мест и школьных мест (количественных показателей) к определению стоимости образовательных и медицинских услуг и дальнейшему выделению средств на определенный результат.
По мнению Сааведра, главной структурной единицей в реформировании распределения «оздоровительных» и «образовательных» средств должен стать район. Именно на его базе эксперт советует объединять сельские больницы в одну. Укрупнению подлежат и сельские школы, которые сегодня все чаще становятся малокомплектными. В связи с этим, в селах предлагают оставлять начальную школу, а старшеклассников обучать в тех же районах, то есть райцентрах. Предлагаемая реформа позволит ежегодно экономить «на здоровье» до 0,6% от ВВП, а на образовании — до 1%. Полученный ресурс можно далее инвестировать в эти же сферы, — резюмирует Сааведра.
Выпуск газеты №:
№36, (2008)Section
Экономика