Раздел может и не произойти
В правительстве ищут «компромиссный формат» реформы налоговой и таможни
Истекает шестая неделя, как парламент решил «ликвидировать» Министерство доходов и сборов. Соответствующее постановление №4380 депутаты проголосовали еще 28 февраля 2014 года. Но правительство, которое в соответствии с текстом постановления назначено ответственным за «реформу», до сих пор не ликвидировало и не разделило Миндоходов на две части (как объявлялось ранее): Государственную таможенную службу и Государственную налоговую администрацию Украины. «Правительство тянет с постановлением об отделении таможни и налоговой. Хотя должно было это сделать еще четыре недели назад. Ведь положения о реформировании давно переданы в КМУ», — говорит в комментарии «Дню» о деталях председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник.
Как известно, сначала руководитель правительства Арсений Яценюк прислушивался к голосу большинства из Рады, и 12 марта 2014 года Кабмин создал комиссию, которая должна была ликвидировать Миндоходов. Ликвидаторами ведомства назначили два человека: на таможенное направление — Виталия Науменко, а на налоговое — Игоря Билоуса. Через две недели они должны были подать КМУ кандидатуры новых глав таможенной и налоговой служб и предложения, как реанимировать Государственную налоговую службу и Государственную таможенную службу.
Почему же тормозит таможенно-налоговая реформа? Об этом «День» спрашивал у депутатов, бизнесменов и экспертов.
В. Хомутынник заявил, что как председателю профильного комитета ему не объясняют причины задержки с разделом Миндоходов. Возможно, допускает он, в правительстве хотят сохранить прежний формат ведомства. Но поскольку уже звучали политические заявления о разъединении Миндоходов, говорит он, то ищут какой-то компромиссный формат.
Народный депутат от «Батьківщини» Николай Катеринчук рассказал «Дню», что в правительстве сейчас рассматривают вариант создания двух департаментов (таможенного и налогового) в структуре Минфина.
Нужно напомнить, что именно за подчинение таможни и налоговой Минфину 28 февраля ратовал и депутат от «УДАРа», бывший министр финансов Украины Виктор Пинзеник. «Таможенный орган — это та же налоговая служба, только она собирает налоги на границе. Невозможно управлять, администрировать, например, возвращением НДС, если не анализировать потоки, которые идут через таможню, идут внутренним НДС. В связи с этим это должна быть единая служба», — внося поправку от фракции в постановление, говорил он тогда.
На то, что правительство может отказаться от избранного ранее пути реформирования Миндоходов, намекает в свежем заявлении заместитель министра, куратор налоговой службы Игорь Билоус. «Я этот вопрос затрагивал в субботу с премьер-министром и лично ему сказал, что это ваша политическая воля — разделить министерство на два ведомства. Но я как человек, который практически за три недели что-то увидел, считаю, что можно было бы сохранить эту службу, которая бы объединила налоги и таможню», — резюмировал он в ответ на вопрос о том, будут ли разделять ГТСУ и ГНАУ.
О причинах задержки и конечной дате разделения Миндоходов молчит и Виталий Науменко. На вопрос «Дня» он только разводит руками — мол, все передали, ждем ответа сверху.
По мнению одного из совладельцев группы компаний «Континиум», народного депутата Игоря Еремеева, бизнесу больше импонирует робота объединенной таможенной и налоговой служб. «Сегодня таможня — это место сборов налогов. Ведь таможенные сборы в общей системе ее доходов — 0,9%, а остальное — налоги и сборы. И когда налоговая и таможенная службы объединились, то в их базе стало видно всех контрагентов и быстро можно понять, кто платит налоги, а кто — нет», — объясняет он. Хорошо и то, что в таком случае происходит формирование единой организационной структуры на центральном и региональном уровнях, интеграция налогового и таможенного аудита, уже создано единое подразделение для борьбы с налоговыми преступлениями и контрабандой. Впрочем, чтобы предотвратить повторение призрака фискального «монстра» Клименко, нужно смотреть, в чьи руки отдавать этот инструмент, продолжает он. «Если министр финансов сможет сделать прозрачную систему сбора налогов и будет строить прозрачную систему возмещения НДС, то все будет нормально. Но если он будет рассматривать это как способ увеличения своих полномочий, тогда это приведет к тому, что уже имели», — объяснил он «Дню».
Исполнительный директор «Европейской бизнес-ассоциации» Анна Деревянко также заявила «Дню», что два ведомства под эгидой Минфина — вполне рациональная идея. «Почему бы и нет? Это нормальная практика, когда Минфин контролирует или курирует эти два важные ведомства для наполнения бюджета. Бизнесу все равно, как построена система. Главное, чтобы это негативно не отражалось на уровне сервиса», — говорит она. Впрочем, что действительно настораживает сегодня бизнес-сообщество, продолжает Деревянко, так это промедление Кабмина с окончательным выбором реформирования Миндоходов.
Сохранение нынешнего статус-кво выгодно власти, рассказывает «Дню» заместитель председателя комитета парламента по вопросам налоговой и таможенной политики, бывший председатель Крымской таможни Виктор Тимошенко. «Очень удобная кормушка. Говорят, что мафию нельзя победить, ее можно только возглавить. Это тоже может быть одной из причин, почему так долго... А возможно, им (правительству.— Авт.) основные кадры не дают назначать до завершения выборов президента», — представляет он свое виденье возможных причин задержки реформирования. Поэтому, говорит народный избранник, нужно завершать с перезагрузкой основных таможенно-налоговых ведомств. Он предлагает остановиться на европейском подходе: включении налоговой и таможенной служб в виде отдельных департаментов в Минфин.
Ничего из этого хорошего не получится, заявил «Дню» автор постановления о разделении Миндоходов, народный депутат Мищенко. При условии сохранения в стенах парламента и КМУ квотного принципа формирования органов власти получить прозрачную европейскую модель управления Минфином налоговым и таможенным департаментами невозможно, убежден он. По его мнению, если эти ведомства отдадут Минфину, то есть риск, что просто изменится табличка с Миндоходов на Минфин, но суть останется той же. «Я понимаю, зачем это нужно: чтобы в одних руках иметь министра финансов и министра доходов и сборов... Конечно, многим хочется такого «монстра» держать в своем кармане», — объясняет Мищенко. Впрочем, создавать его без изменения подходов в назначении главных фигур в исполнительной власти нельзя. Должны приходить профессионалы, а не «квотовики», настаивает на своем народный депутат. Он объяснил, что премьер-министр должен определять, кто возглавит таможенный и налоговый департамент или отдельную службу. И именно руководитель КМУ, по мнению Мищенко, должен отвечать за ликвидацию коррупционных схем на границе — и только тогда долгожданные изменения придут.
Зато Деревянко убеждена, что коррупцию творит человеческий фактор. Поэтому нужно его минимизировать во всей цепочке отношений бизнес-власть.
Именно это, если верить Виталию Науменко, и делают в таможенном ведомстве. Как рассказал он «Дню», уже уволили 22 руководителя региональной таможни и назначены исполняющие обязанности. По мнению Науменко, принципиальный момент таких перемен — максимальная автоматизация всех процедур таможенного контроля. Поэтому в таможенном департаменте сегодня возобновляют электронную систему анализа риска поданных таможенных деклараций: на компьютере отрабатываются возможные схемы, модели минимизации, и таможенный инспектор получает возможные риски. Кроме того, рассказывает он, возобновляется работа по улучшению проведения постаудит-контроля, так как с момента объединения двух ведомств его эффективность снизилась в 130 раз! Сколько времени на это нужно? Он разводит руками.
Выпуск газеты №:
№69, (2014)Section
Экономика