Развестись, чтобы умереть КСТАТИ
Будут ли нововолынские и червоноградские шахты работать раздельно?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19980806/4148-11_0.jpg)
Следует сказать, что этот «развод» вызревал лет двадцать. Управление объединения «Укрзахiдвугiлля» находится в Червонограде — соответственно, там остались и основные ресурсы. Это было в общем справедливо, потому что червоноградские шахты всегда работали эффективнее нововолынских.
Наконец и директора шахт, и терком профсоюзов горняков настояли на начале процесса разъединения. А что же другая сторона? Нововолынцы не против, им, честно говоря, деваться некуда, они всегда были «бедными родственниками». Хотя и нововолынский городской голова Виктор Сапожников, и директора нововолынских шахт понимают, что этот процесс для них уже запоздалый: из девяти существующих здесь шахт четыре уже фактически не действуют. На очереди остановка еще одной. Кому нужно объединение из мертвых шахт?
Наиболее вероятным руководителем будущего «Волиньвугiлля» является директор шахты №1 «Нововолынская» Леонид Гочачко. Оценивая новую структуру волынских горных предприятий, он сказал: «В производственном плане это объединение не имеет никаких перспектив. Но его нужно образовывать. Хотя бы для того, чтобы процесс закрытия нововолынских шахт был цивилизованным».
Как сообщили корреспонденту «Дня» Яне МОЙСЕЕНКОВОЙ в Минуглепроме, проект приказа о разъединении компании «Укрзахiдвугiлля» уже готов, однако никто из заместителей министров или других должностных лиц его еще не визировал.
КСТАТИ
Советская статистика фиксировала: на каждый миллион тонн добываемого угля приходится одна утерянная человеческая жизнь. Больше того, рано или поздно наступает момент, когда шахта вообще становится слишком опасной, нерентабельной и ее необходимо закрывать. Создавать видимость успешной работы и посылать людей на бесплатную «прогулку» на несколько километров под землю — преступление. Отсюда вывод: в Украине угольную отрасль надо реструктуризировать. Через это прошли все угледобывающие страны. Великобритания решала эту проблему в середине 80-х через массовые забастовки, бои шахтеров с полицией, человеческие жертвы, тюремные заключения. На 57-миллионную Великобританию тогда приходилось около 200 тысяч шахтеров и 170 шахт. В результате реструктуризации более 100 шахт были закрыты. Сейчас в этой стране их всего 15, а шахтеров лишь 10 тысяч. Уволенные получали компенсацию (30 тысяч стерлингов), пособие по безработице, правительство оплачивало переезд к новым местам работы, переквалификацию. В соседней Польше 230 тысяч шахтеров. Правительство недавно приняло детальную программу реформирования угольной промышленности. Она рассчитана на 4 года (начнется в январе 1999 года). 24 убыточных шахты из 65 закрываются. За 4 года из отрасли должны уйти 120 тысяч человек. На осуществление реформы выделяется $4,5 миллиарда, в том числе 1 миллиард на социальную поддержку шахтеров. Предполагается, что за счет модернизации, реструктуризации и сокращения числа работающих к 2001 году отрасль из убыточной превратится в прибыльную. Сокращение предполагается проводить следующим образом. Почти половина работающих (55 тысяч человек) за 4 года уйдут на пенсию, а 27 тысяч смогут воспользоваться шахтерскими отпусками, т.е. те, кому до пенсии остается менее 5 лет, смогут получать 75% пенсии, если уйдут с работы. Для 11 тысяч человек, уволившихся в 1-й год реформы, предусмотрена 100% выплата годовой зарплаты, а уволившихся в течение 2-го года реформы — 65% годовой зарплаты. Кроме того, этой группе будет предоставлена возможность бесплатной переквалификации. 30 тысячам человек, самостоятельно нашедшим себе работу, будет выплачена зарплата за 1,5 года. Часть денег на реформу дает мировое сообщество, часть — государство, но основные средства должны поступить от приватизации отрасли. Юрий ГРЕБЕНЧУК, центр «Диаматик»
Выпуск газеты №:
№148, (1998)Section
Экономика